1. Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас
Традиционной особенностью учебного процесса в Регентской школе при Московской Духовной академии являются вечера различной направленности. Наряду с ежегодными ставшими традиционными вечерами, посвящёнными церковному новолетию 14 сентября, святым женам мироносицам, проходят также вечера, тематика которых различна: юбилеи композиторов и пр. 11 марта 2007 года, в неделю Крестопоклонную, в Регентской школе прошёл вечер, посвящённый преподобному Сергию, игумену Радонежскому (†1392; пам. 25 сент.).
В этом году исполняется 670 лет с той поры, как святитель Феогност (†1353; пам. 14 марта) благословил преподобному Сергию положить начало монашеской обители на Маковце. В Троицком соборе, где почивают мощи Преподобного, ученицы Школы ежедневно поют на молебнах в вечернее время. Молебном у раки начинается каждый учебный год и так же заканчивается. К его молитвенному предстательству барышни прибегают во время учебы и мысленно — всё последующее время своей жизни. Ему посвящены некоторые музыкальные творения учащихся, появившиеся в Регентской школе.
В основу повествовательной части вечера было взято житие преподобного Сергия по книге архиепископа Никона (Рождественского). Были освещены такие ключевые моменты жития, как чудесное видение отроку Варфоломею старца, выбор подвижником монашеского пути, начало отшельничества, приход к подвижнику первых учеников, труды и подвиги Святого в лесной глуши, его чудеса, исцеления, а также блаженная кончина Праведника. В прозаическую часть вплетались поэтические тексты о князе Димитрии Донском, о посещении им Преподобного и благословении на битву и о Мамаевом побоище.
Тема победы и Креста была развита в драматургическом осмыслении рассказа И. Шмелева “Куликово поле”, переносящего нас в ХХ век. Действие происходит осенью 1925 года. Лесник Василий неожиданно нашёл древний литой крест на поле Куликовом. Это произошло в канун Димитровской родительской субботы, когда поминают воинов, павших в битве с Мамаевыми полчищами. После этого Василий неожиданно встречает необыкновенного старца, одетого в схиму, в котором он признаёт угодника Божия. Крестьянин передаёт старцу крест, чтобы тот отнёс его в Сергиев Посад, своему бывшему барину. В финале выясняется, что старец явился крестьянину на поле Куликовом и затем его барину в Сергиевом Посаде в один и тот же вечер, вручив обретённый крест согласно просьбе. Бывший помещик-интеллигент, первоначально видевший в этом кресте лишь символ возрождения народа от ига богоборческой власти, затем был вынужден уверовать и признать, что явление Старца было подлинным чудом.
Органически в канву вечера вплеталась его музыкальная часть, подготовленная учащимися. Это были преимущественно богослужебные тексты, посвящённые Радонежскому святому. Открыл вечер смешанный хор, исполнивший тропарь Преподобному лаврского напева. Его подвижническая жизнь была воспета в песнопении “Тихий свет на Маковце-горе”, исполненном секстетом учащихся. Становление Троицкой обители под духовным управлением её настоятеля — в исполнении квартета учащихся Регентской школы прозвучал светилен из службы Преподобному “Процвел еси, яко финикс”, музыка диакона Сергия Трубачёва. Тема победы на Куликовом поле — кондак акафиста преподобному Сергию “Возбранный от Царя сил”, музыка иеромонаха Нафанаила, прозвучал в исполнении смешанного состава. Особая милость Господня великому угоднику — ему явилась Сама Пречистая Дева. Явление Пресвятой Богородицы нашло музыкальное выражение в песнопении “Пречистая Мати”, исполненном смешанным составом. Завершая тему жизненного пути Преподобного, мужской хор исполнил молитву преподобному Сергию “О, священная главо” композитора С. Зубачевского.
Традиционно лаврские Духовные школы называют большой кельей преподобного Сергия. Тема Духовной школы прозвучала в исполнении женского хора в сопровождении двух гитар в песне “Тихий звон несется с колоколенки” на музыку священника Олега Скобля, а слова были сочинены учащимися Регентской школы. В завершении вечера женским составом была исполнена песня “У Троицы окрыленные”, слова А. Карепановой, музыка Н. Скрягиной. Она посвящена жизни учениц Регентской школы. Приложением к этому песнопению послужил слайд-фильм, проиллюстрировавший быт и повседневную жизнь будущих регентш. Заключительным аккордом вечера стала стихира русским святым “Земле Русская”, исполненная смешанным составом.
В подготовке и проведении вечера активно потрудились учащиеся Регентской школы и студенты Семинарии и Академии. Для украшения помещения, где проходил вечер, были нарисованы различные картины на сюжеты, взятые из жития преподобного Сергия. На вечере присутствовали студенты, братия Лавры, гости. Через неделю вечер был повторен на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве в митрополичьих палатах. Его посетили прихожане подворского храма, родители учащихся Школы, выпускницы прошлых лет, преподаватели. Затем на радио “Радонеж” прошла информация о вечере. О преподобном Сергии на протяжении веков было сказано и написано очень много, и этот вечер — дань благодарности учащихся Духовной школы игумену и печальнику Земли Русской.
2. Юбилей историка-архипастыря*
Имя митрополита Макария Московского (Булгакова) становится всё более известным в наши дни. К юбилею Москвы в 1997 году была переиздана его “История Русской Церкви” и была возрождена известная в прошлом Макарьевская премия. Учредителями возрождённой премии явились Русская Православная Церковь, Академия Наук Российской Федерации и мэрия Москвы.
В этом году исполнилось 125 лет со дня кончины митрополита Макария, который был погребён в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 21 июня на панихиду собрались члены Экспертного совета по Макарьевским премиям, лауреаты Макарьевской премии. Панихиду возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, возглавляющий Макарьевский фонд. Панихиду пел студенческий хор Академии. В конце панихиды Владыка выразил благодарность всем учёным и духовенству, почтившим память учёного иерарха. После этого в Академии состоялась поминальная трапеза, во время которой её участники говорили о проблемах современной гуманитарной науки, о важности деятельности Макарьевского фонда, была отмечена глубина и фундаментальность трудов покойного историка-иерарха и его вклад и содействие развитию науки. Важной представляется мысль о необходимости совершения ежегодной панихиды в день кончины митрополита Макария, о том, чтобы его память получила большее отражение в современной научной жизни.