Вы тоже краснели, встречая в интернете высокохристианские суждения о том, что японские бедствия — это за их грехи, за Курилы и прочие исторические нечестия? Да, действительно, и губернатор Токио Шинтаро Ишихара назвал было природное бедствие «божественным наказанием» японского народа за грехи, и кстати, имеет на это право (хоть и пришлось ему потом извиниться). Еще большее право имеют те, кто живет в эпицентре трагедии. Есть ли у нас пример того, как христианин, наблюдающий за такой трагедией со стороны, должен к ней относиться?
Передо мной текст миссионерского письма святителя Николая Сербского. Святитель Николай отвечает на вопрос «За что Бог наказывает Россию». Попробуем вместо России подставить в этот текст Японию, а вместо слова русские — японцы.
Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа – наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим.
Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание?
В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Их страдания не были наказанием, а если и страдали они за грехи, то не за свои. Как и Тот Безгрешный, Который принял величайшую муку, воистину за грехи мучим был, но не за Свои, а за человеческие.
Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи? Об этом спросите. Вспомните, знаток Священного Писания, как Господь истолковал евреям гибель тех восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская. Сказал Он, что не потому погибли они, что были грешнее всех галилеян, но для того, чтобы предостеречь грешников, больших себя: если не покаетесь, все так же погибнете . <…>
Cегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом.
У Японской Православной Церкви нет сведений о состоянии многих храмов, о судьбе одного из священников. Но японцы действительно стали примером всем — нет мародерства, нет жестокости, нет завышенных цен и бизнеса на страдании, есть народное единение и сила.
И немного из послания Патриарха Московского и всея Руси Кирилла первоиерархам Японской Церкви:
В эти тяжелые дни вся Русская Православная Церковь вместе с Вами скорбит и молится о погибших и пострадавших в результате страшного бедствия, прося помощи Божией в скорейшем преодолении его разрушительных последствий. Примите самые искренние и глубокие соболезнования в связи с трагедией. <…>
В эти тяжелые дни, сопереживая Вашей скорби, мы молимся о упокоении тех, кто стал жертвами стихии, об исцелении ран пострадавших от нее, об укреплении сил тех, кто потерял своих близких или остался без крова.
Да преклонит всемилостивый Господь свою благость и милосердие над всеми, кто испытал лишения и боль, да подаст мужество и утешение верующим Вашей епархии и всему японскому народу.
ВСЯ Церковь скорбит и молится, не растолковывает «христианский смысл» трагедии. Молитвой, скорбью и помощью (помощью, не праздным изготовлением бумажных журавликов) — не наблюдением и рассуждением — с теми, кто в беде.