Редакции и сотрудникам
журнала “Альфа и Омега”
От души поздравляю вас с 10-летним юбилеем издания, которое занимает достойное место среди прав
ославных журналов современности. За 10 лет “Альфа и Омега” стала постоянным чтением для священников, катехизаторов, педагогов, студентов духовных и светских учебных заведений и для многих других, в том числе для заключенных. Кто-то благодаря журналу обрел веру, кто-то нашел ответы на волнующие вопросы, кто-то укрепился в Православии.
Журнал постоянно публикует материалы по истории Русской Православной Церкви, в особенности ее истории в прошедшем столетии. Историческая правда помогает читателям воочию убедиться, что Глава нашей Матери-Церкви — Господь Иисус Христос — не оставляет ее Своим промыслительным и благодатным попечением. Жизнеописания новомучеников и исповедников Российских, которые регулярно печатаются в “Альфе и Омеге”, знакомят читателей с сонмом святых, сохранивших верность Православию при жесточайших гонениях и ныне предстательствующих за нас пред Престолом Творца.
Особо следует упомянуть новые переводы творений Святых Отцов, которым журнал уделяет большое внимание. Святоотеческие труды — этохлеб и воздух нашей православной веры, и распространение их переводов, выполненных на языке, доступном нашим современникам — дело общецерковной значимости.
Статьи о православном воспитании и о жизни церковного народа в современном мире, которые могут читать и родители, и дети, способствуют укреплению христианской культуры в жизни мирян.
Молитвенно желаю редакции и сотрудникам журнала “Альфа и Омега” благодатного укрепления и помощи Божией в деле православного просвещения.
К 10-летию журнала “Альфа и Омега”
Десятилетний юбилей “Альфы и Омеги” приходится на тот же год, что и юбилей Богословской комиссии. И это не случайное совпадение: начало и Комиссии и журнала стало возможным тогда, когда наша Церковь получила возможность как для свободного богословского исследования, так и для православного просвещения.
По воле Божией журнал выходит уже 10 лет, что немалый срок. За эти годы он проявил себя как православное издание, приносящее несомненную пользу духовенству и мирянам, учащимся духовных и светских учебных заведений, родителям и молодежи. И хотя содержание его весьма обширно и разнообразно, но эти широта и разнообразие объединены любовью ко Господу и Его Церкви и стремлением укрепить эту любовь в церковном народе.
Молитвенно желаю редакционному совету журнала “Альфа и Омега”, всем его сотрудникам и авторам благодатного укрепления сил и помощи Божией на долгие годы плодотворной работы на благо Матери-Церкви.
Председатель Синодальной Богословской Комиссии
Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
В редакцию журнала “Альфа и Омега”
Уважаемые члены Редакционного совета, сотрудники редакции, дорогая Марина Андреевна, коллеги и друзья!
Примите сердечные поздравления с десятилетним юбилеем “Альфы и Омеги”!
Издаваемый по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, ваш журнал успешно прошел период становления и получил за истекшее время широкую известность, зарекомендовав себя среди ищущих христианского просвещения читателей как одно из наиболее интересных и содержательных богословских и церковно-исторических изданий Русской Православной Церкви. Сочетая высокий научный уровень с доступностью изложения самых сложных вопросов, журнал вносит весомый вклад в развитие диалога Церкви с интеллигенцией, с миром науки и культуры.
От души желаю редакционному и авторскому коллективу “Альфы и Омеги” новых творческих успехов и благословенной помощи Божией во всех ваших делах, направленных на благо Русской Православной Церкви.
С братской во Христе любовью
Председатель Издательского Совета
Русской Православной Церкви
Главный редактор Издательства
Московской Патриархии
протоиерей Владимир Силовьев
Мы вспоминаем…
К десятилетию журнала члены его Редакционного совета рассказывают об истории своих взаимоотношений с “Альфой и Омегой”.
Лонгин, епископ Саратовский и Вольский
С первых дней существования Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры у нас было издательство и, соответственно, книжная торговля. И по роду своей деятельности настоятеля подворья я был в курсе появления той православной литературы, которая в те годы издавалась в Москве, — а было ее очень много, и в том числе мне как-то попал в руки этот журнал. Собственно говоря, я обратил внимание на то, что в редакции состоит архимандрит Макарий, с которым мы всегда были в добрых отношениях. Естественно, меня заинтересовало и содержание самого журнала; оно показалось мне заслуживающим внимания. Хочу сказать, что журнал и до сего дня сохраняет свое основное качество — очень высокий научный уровень, хороший уровень подборки материалов. В то же время это не издание для узкого круга специалистов, интересующихся какими-то отдельными проблемами, — я уже тогда обратил на это внимание. Вот мы и стали его распространять, а потом М. А. Журинская предложила мне войти в Редакционный совет, и я согласился. Сначала, правда, отказывался, поскольку не был автором, в отличие от других членов совета, но тут и у меня самого возникла мысль, что хорошо бы нам как-то помочь изданию этого журнала.
Я всегда считал, что наша общая обязанность — поддерживать церковные периодические издания, которые редко могут рассчитывать на окупаемость и практически никогда не могут стать коммерчески прибыльными предприятиями. В свое время мы на подворье поддерживали газету “Татьянин день”; у нас была такая возможность, потому что мы были тесно связаны с типографией Лаврского полиграфического центра. Точно таким же образом мы начали поддерживать и “Альфу и Омегу”. Это была моя собственная инициатива, потому что, с одной стороны, журнал мне понравился, а с другой — я, как уже было сказано, считал своим долгом поддерживать церковную прессу. Так и состоялось наше сотрудничество, которое продолжается до сего дня, хотя формы поддержки сейчас другие, потому что у нас нет полиграфической базы, но тем не менее связь мы сохраняем. Я продолжаю участвовать в обсуждении каждого номера в целом и тех материалов, которые в нем публикуются, а с другой стороны — стараюсь способствовать распространению журнала. Сейчас в Саратовской епархии принято решение: мы рассылаем журнал во все библиотеки города и в библиотеки учебных заведений за счет епархии.
Одно из положительных качеств журнала — это его стабильность; журнал выдерживает ту линию, которая была начата в первые годы его существования. Наверное, редко кто может похвастаться такой стабильностью. А что касается регулярности выхода в свет номеров журнала, то я немного знаю, каких титанических усилий это стоит коллективу редакции, когда при выпуске очередного номера никто не может быть уверен в том, что выйдет последующий номер: все всегда висит на волоске из-за отсутствия средств. Но благодаря самоотверженной работе редакции сроки выдерживаются, средства достаются и журнал выходит регулярно и на должном уровне.
Журнал не перестает быть интересным, между тем как у любого периодического издания есть опасность “исписаться” со временем: сказать все, что было известно, опубликовать все, что находилось в портфеле и потом уже пробавляться какими-то суррогатами, имитировать издательскую жизнь, а с “Альфой и Омегой” этого не происходит, и это выгодно отличает журнал от некоторых других изданий подобного рода. Вообще издавать сегодня серьезный научный журнал, который был бы интересен, так сказать, широкой общественности, неимоверно сложно. И тем не менее этот журнал существует, живет; думаю, что это просто удивительно.
Архимандрит Макарий
Сейчас, спустя годы, уже трудно говорить о том, знал ли я о существовании журнала “Альфа и Омега”. Но так или иначе однажды — правда, я знал об этом заранее — ко мне в кабинет (а я был тогда первым проректором Московской Духовной академии) вошли разом несколько человек. Это была редакция журнала “Альфа и Омега”. Она обратились ко мне с предложением войти в состав Редакционного совета, и эта встреча, можно сказать, в каком-то смысле определила некоторые мои научные изыскания, которые в последующее время нашли свое отражение на страницах журнала “Альфа и Омега”. С этого времени началось сотрудничество; это было не только привлечение каких-то авторов, но и обсуждение направления, определения тематики и необходимости публикации тех или иных материалов. Я давал для публикации свои статьи, посвященные Митрополиту Макарию, иерархии Русской Церкви XVI века, памятникам письменности, вопросам агиографии, публикации тех или иных документов. Говоря о своей работе в журнале “Альфа и Омега”, я хотел бы сказать еще и о том, что для меня особенно важно: я хотел бы подчеркнуть, что вполне можно утверждать: “Альфа и Омега” находится под покровительством просветителя земли Русской святителя Макария, Митрополита Московского и всей России. Неоднократно бывало, что по молитвам Святителю (редакция регулярно читает канон Святителю Макарию с акафистом) посылалась помощь в ситуациях, казалось бы, безвыходных. Поэтому ежегодный праздник редакции — это день памяти Святителя 12 января, отмечаемый торжественным богослужением в храме Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При этом не только присутствуют члены редакции, авторы и читатели журнала, но и сослужат те из них, которые состоят в священном сане.
Что касается развития журнала и уровня публикаций в нем, то за это время журнал несомненно вырос. Интересно то, что о его росте свидетельствует хотя бы внешнее оформление, но нужно подчеркнуть, что это оформление вполне отражает и его содержание, весьма многообразное: это и вопросы библеистики, и проповедь, и современные авторы, и давно почившие; это патристика, изучение святоотеческого наследия; это сохранение памяти о наших недавних предках, наших предшественниках, которые пострадали в тяжелые годы. Я думаю, что журнал первым (или одним из первых) начал публикацию материалов о новоканонизированных святых в рубрике “Патерик” раздела “Церковь в вечности”. Да, журнал вырос за это время, и об этом свидетельствует тот факт, что это, пожалуй, единственный журнал в наше время, который пользуется большим спросом у молодежи, которая обучается в духовных школах.
Протоиерей Алексий Уминский
За давностью лет я уже не очень хорошо помню, как познакомился с журналом. Кажется, я по какому-то делу пришел в Центр священномученика Иринея Лионского к А. Л. Дворкину и там увидел журнал, тогда еще тоненький, в бледной обложке. А какое было впечатление? — Очевидно, достаточно сильное и даже очень сильное, если я в скором времени стал в нем сотрудничать. Началось с авторства; у меня попросили статью по православной педагогике. Я сначала решил поговорить о том, как я себе это представляю, и мои мысли были приняты. Так появилась моя первая статья в “Альфе и Омеге” под названием “Заметки о высшем искусстве”, причем это название — слова святителя Иоанна Златоуста — было дано редакцией. А через какое-то время мне предложили войти в редакционный совет; я посопротивлялся, но потом все-таки вошел.
К своей работе в журнале я отношусь хорошо, хотя боюсь, что помощь моя незначительна. Но постоянно думаю о том, как идет редакционная жизнь, переживаю, радуюсь, когда требуется мой совет (и стараюсь посоветовать что-то действительно полезное), когда ко мне обращаются за молитвенной помощью, когда требуется мое мнение о каком-то материале. Я не заметил того момента, с которого стал рассматривать авторов книг и статей, которые читаю, или своих собеседников “корыстными” редакционными глазами: что бы взять для журнала? Но теперь это во всяком случае очень частая мысль. И везде, где только можно, стараюсь пропагандировать журнал, потому что очень его люблю и считаю одним из лучших современных богословских журналов.
За время моего сотрудничества журнал изменился не только внешне; поучительно наблюдать, как меняется статус членов редакционного совета и редакции, насколько в них представлена наша Церковь: есть епископ, есть ученый-архимандрит, есть молодой священник-богослов, есть приходские священники, диакон и миряне. Но вообще нужно сказать, что если бы журнал не менялся, он бы погиб, а меняется — значит, живет, значит, соответствует жизни, которая ведь тоже постоянно меняется.
Священник Владимир Шмалий
Сейчас у меня такое впечатление, будто бы “Альфа и Омега” была всегда; во всяком случае, читать ее — это моя застарелая привычка. И прежде всего я обратил внимание на то, что журнал выходит себе и выходит, в то время как многообещающие издательские проекты появляются и исчезают, и притом выходит регулярно. И еще отметил уважение к читателю, которому не навязываются готовые мнения, а предлагается материал для размышления. Интересно также наблюдать закономерное размещение под одной обложкой именитых и молодых авторов. Короче, журнал рассматривался как некоторое явление, и в недрах Богословской комиссии стала вызревать идея сотрудничества. Поэтому осенью 2001 г. на проводимую Комиссией конференцию “Учение Церкви о человеке” были приглашены представители журнала и состоялось личное знакомство.
Оказалось, что идея сотрудничества вполне взаимна. Но тут возникло, честно говоря, неожиданное для меня осложнение: мне было заявлено, что в таком случае я должен войти в состав редакционного совета. В то время мне вполне хватало работы в Богословской комиссии, но поскольку митрополит Филарет благословил это новое послушание, мне оставалось только его выполнять.
Нельзя сказать, что я денно и нощно тружусь на благо журнала, но по мере сил стараюсь соответствовать, когда ко мне обращаются. Конечно, при публикации докладов и хроник богословских конференций такие обращения становятся более частыми, но, в конце концов, мы этого хотели. Хуже обстоит дело с моими собственными публикациями, тем более что моя работа в Духовной академии отнимает у меня максимум времени и усилий.
Нравится ли мне моя работа в журнале? — За исключением укоров совести по поводу ее малого объема, пожалуй, нравится. Я стараюсь подыскивать для журнала публикации, а это увлекательно, потому что нужно попадать “в тон” и тем самым с этим тоном соотноситься. Мне всегда интересно участвовать в обсуждении содержания нового номера, потому что всякий раз я утверждаюсь в своем давнем наблюдении: “Альфа и Омега” — это журнал для людей, для церковного народа в целом, а не для какой-то околоцерковной группировки.
При всей своей стабильности журнал, несомненно, меняется; я имею в виду даже не внешний вид, не возникновение новых рубрик и не привлечение новых авторов, а более глубокий процесс: создается впечатление, что некоторый обобщенный постоянный читатель журнала размышляет о нашей церковной жизни, и в соответствии с ходом его размышлений и появляются материалы на ту или иную тему.
М. Журинская
Получилось так, что я была свидетелем вхождения в Редакционный совет журнала всех его членов, так что могу добавить какие-то подробности к их рассказам.
Начну в хронологическом порядке с архимандрита Макария. Получив несколько его статей по истории Русской Церкви, я осмелилась просить отца Макария взять на себя более обширные функции. Отец архимандрит попросил меня приехать в Лавру для подробного разговора. Поехали; я сильно робела и просила преподобного Сергия о помощи. Очевидно, отец Макарий понял, что мне слегка не по себе, и, выяснив, какое у меня базовое образование, с улыбкой заговорил по-немецки. Я ответила, и мне сразу стало легче и свободнее. Правда, сначала разговор несколько не клеился, но я довольно быстро поняла, почему: я спешила рассказать, какими правами обладает член редакционного совета, а отца архимандрита интересовали в первую очередь его обязанности. Выяснив, что он в состоянии с ними справиться, отец Макарий согласился.
В дальнейшем он взял на себя достаточно тяжелую работу: читать поступающие в редакцию статьи по истории. Один пример весьма характерен: получаем очень эффектно написанную работу. Отсылаю в Лавру. Возвращается со множеством помет на нескольких первых страницах; последняя из них такова: напротив фразы о том, что-де о таком-то историческом явлении практически ничего не известно, на полях выписаны четыре библиографические ссылки и приписка: “Простите, больше назвать не могу, я не специалист по этому периоду”. Автору было предложено статью переработать, но он так и не собрался. А другой молодой автор, которому было замечено, что он слишком широко пользуется советской исторической терминологией, внял, переделал текст и был опубликован.
Вообще следует заметить, что отец Макарий скуп на похвалы (и щедр на благословения), но уж замечания делает в настолько редких случаях, что они запоминаются надолго, если не навсегда, — и в настолько тактичной форме, что даже как-то радостно становится; чувствуешь, что для нас обоих главное — забота о журнале.
С владыкой Лонгином мы познакомились, когда он был игуменом и со многими трудами и трудностями восстанавливал из праха и руин подворье Лавры в Москве. А мы печатались в лаврской типографии, у которой тут же был крохотный офис. Как-то отец настоятель стремительно туда забежал, и я была ему представлена. О журнале он к тому времени знал. При следующей же встрече, когда у отца Лонгина было, очевидно, какое-то свободное время, он так же стремительно пригласил меня в свой кабинетик (это была какая-то фанерная выгородка) и… устроил мне такое “како веруеши”, что я дня два в себя прийти не могла: градом сыпались очень точные и острые вопросы, так что у меня не было времени не только подумать, как ответить “получше”, но и придавать своим ответам какую-то литературную форму, и я в полном смысле слова отвечала, “как на духу”.
После этого началось сотрудничество Подворья и журнала; на какой его стадии отец Лонгин согласился войти в редакционный совет, я просто не помню, потому что это был в некотором роде плавный процесс. Я не могла не оценить, с какой виртуозностью отец настоятель изыскивал способы поддержать журнал, при том что на первом месте, разумеется, стояли нужды Подворья, восстановление которого поглощало массу средств. И с какой широтой, с каким теплом душевным настоятель Подворья устраивал празднование дня памяти святителя Макария Московского! Приезжал архимандрит Макарий; на сослужение благословлялись все священнослужители, сотрудничавшие в журнале и с журналом. А миряне стояли в храме, и было их немало. Всеобщее молитвенное внимание привлекала большая икона Святителя, исполненная по проекту отца Макария. Кстати, на одном из клейм этой иконы изображено благословение Святителем книгопечатания и впервые в истории русской иконописи написан печатный станок. А сколько гостеприимства проявлялось при устройстве общей трапезы — и какое искусство ведения застольной беседы проявляли отцы редакционного совета, так что не было никакой натянутости, но можно было услышать много поучительного. Отрадно, что после епископской хиротонии архимандрита Лонгина и назначения его на Саратовскую кафедру традиции богослужения в память святителя Макария продолжил новый настоятель Подворья игумен Дионисий, некогда тоже автор “Альфы и Омеги”.
Был только один случай, когда отец Лонгин отклонил присланную статью — но в какой форме! Объяснив, что именно представляется ему неверным по существу и соблазнительным, он мягко сказал: “Прошу Вас, если можно, воздержитесь, пожалуйста, от публикации”.
Остается только радоваться, что и теперь, будучи епископом Саратовским и Вольским, владыка Лонгин не перестает сотрудничать с журналом. В конце концов, и e-mail на что-нибудь полезен.
Понятно, что журнал нуждался в освещении темы православного воспитания. При этом довольно часто во внутри- и внередакционных разговорах упоминалась гимназия Свято-Владимирского братства в Старых Садах и ее директор, священник Алексий Уминский. На пике этих упоминаний я совершенно случайным образом оказалась на богослужении, в котором отец Алексий сослужил новопоставленному епископу Василию (Осборну), — и тут же решилась привлечь батюшку к нашему изданию. Сам процесс привлечения он описал вполне точно, но можно добавить, что первые его статьи были малого объема и сам он оценивал их с большим смирением. Помогла заграница: выехав на конференцию в Англию, отец Алексий с великим изумлением обнаружил, что его представляют как автора очень известных статей в очень известном журнале. После чего приободрившийся автор стал писать больше. В редакционный совет отец Алексий (как и прочие отцы) входил не без трепета, но зато войдя, стал со тщанием отслеживать подходящие для нас материалы и вдумчиво читать то, что давалось ему на рецензию.
Стремительное вхождение в редакционный совет отца Владимира Шмалия тоже достаточно подробно и точно описано им самим. Остается сказать, что процесс обсуждения с ним состава очередного номера бывает очень увлекательным, и не только потому, что нужно отца Владимира застать в свободную минуту (а это непростая задача), но и потому, что его предложения зачастую носят системный характер.
Наверное, небезынтересно узнать, как работает редакция, у которой нет офиса. Так и работает: материалы пересылаются по электронной почте, мини-совещания проводятся по телефону, бумажные варианты статей перевозят в основном родственники и знакомые. А собирается редакция раз в месяц на чтение канона с акафистом святителю Макарию Митрополиту Московскому. После чего можно и обсудить дела, требующие всеобщего участия.
Точно так же работает и редакционный совет, только к e mail’у и телефону в некоторых случаях добавляется факс. Встречи же отцов редсовета происходят раз в год, на уже упоминавшейся службе Святителю на подворье Лавры. При этом совет не только успешно справляется со своими задачами (предлагает, обсуждает, рецензирует и иногда отвергает материалы; активно участвует в составлении очередного номера), но и молится за всех сотрудников журнала вообще и по отдельности — за тех из них, кто особо нуждается в молитвенной поддержке.