По результатам опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Среда», 74% российских граждан уверены: мир познаваем, 85% опрошенных верят в науку. На этом фоне россияне в целом позитивно настроены по отношению к религии. Так, 60% опрошенных считают, что научное изучение религиозной жизни приносит пользу обществу, 56% респондентов не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми.
Читайте результаты опроса подробно: Большинство россиян не считают религию средством манипулирования людьми, – социологический опрос
Результаты опроса комментирует Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
Сама идея, что религия служит задаче манипулирования людьми, вводя их в обман и заблуждение, восходит к античности и получает популярность в эпоху Просвещения.
И по сегодняшний день она зачастую транслируется через различные образовательные институты, в той или иной форме присутствует как в высокой, так и в массовой культуре…
В нашей стране она особенно навязывалась в советское время. Поскольку с того момента, когда советского режима не стало, прошло не так много времени, не трудно понять, что и многие традиции того времени не ушли в прошлое.
Вместе с тем, история приучила нас к систематическому недоверию к власти, к знанию, которое эта власть нам навязывает, к любым институтам и структурам, на которые власть смотрит положительно.
Таким образом вырабатывалась своего рода априорная подозрительность, когда за любым явлением, за любым событием, хоть каким-то боком связанным с официальной линией, человек видел подвох и задавал себе вопросы: «Кому это выгодно? Каким способом меня тут хотят обмануть?» И чем ближе к власти и официозу, тем эти вопросы вставали острее.
В советское время Церковь государством не поддерживалась и даже наоборот, и после падения советской власти она получила большой кредит доверия, который сохранился до сегодняшнего дня. Возможно, поэтому пожилые люди, пережившие падение советской власти и ее идеологии, чаще говорят о том, что религия средством манипулирования не является.
Напротив, молодые люди, которые восприняли эти практики подозрения, переносят их на религию и на Церковь, поскольку религия последнее время с властью у нас дружит…
Это видно даже, например, по Живому Журналу, где имеет место активная полемика по религиозным вопросам, в том числе и среди молодежи, и где зачастую всплывает в том или ином виде именно этот аргумент. Вообще то, что молодые люди чаще говорят о религии как о средстве манипулирования людьми, – тревожный для Церкви факт.
То, что образованные люди чаще не считают религию средством манипулирования, вероятно, можно объяснить тем, что они способны относиться критично к собственной подозрительности, особенно, если они имеют больший жизненный опыт.
То, что затруднялись с ответом чаще малообразованные и малообеспеченные, мне не очень понятно. Возможно это говорит о том, что вопрос находится вне их жизненного пространства: им не до высоких материй. Впрочем, я, скорее всего, тоже бы затруднился с ответом на этот вопрос: существует много нюансов, и я не знаю, как ответить, если тебе задают его сходу, в лоб.
Например, возникает вопрос: что такое «манипулирование»? Идет ли речь о банальном вымогательстве денег, о стремлении заставить думать так, а не иначе, о манипулировании в смысле этической дрессировки и воспитания? В каком-то еще? Что здесь имел в виду спрашивающий и что – респонденты?
Все ли респонденты были уверены, что манипулировать – это плохо? Возможно, что заложенные в вопрос двусмысленности как-то сказались на результате.
Читайте также:
Михаил Тюренков: Молодежь и богатые люди во все века были далеки от религии