Главная Образование

«К ЕГЭ по математике меня готовила мама». Как Лелея Мельникова получила 300 баллов

Олимпиады и бесконечные пробники
Лелея Мельникова сдала ЕГЭ по математике, физике и русскому на 300 баллов. Она училась в инженерном классе школы № 53 Барнаула, а математику в 10–11-м классе ей преподавала мама. Легче ли учиться, когда сложные задачи тебе подкидывают даже дома, что самое трудное в ЕГЭ по русскому языку и за что ставят двойки отличнице — читайте в материале «Правмира». 

«Не могу решать такие задачи, что-то грустно»

— Как вышло, что ты технарь?

— Я училась в обычной хорошей школе. С 5-го класса начала ездить в математический лагерь, и уже там все стало понятно. Не помню, как мы про него узнали. Моя мама учитель математики — наверное, ей или в школу пришла рассылка. Первый раз я поехала попробовать, познакомилась с ребятами, мы разбирали разные олимпиадные темы. Когда ты маленький, то не думаешь, сложно тебе или нет. Это в старших классах начинаешь накручивать себя: «Ой, не могу решать такие задачи, что-то грустно».

— Мама с тобой занималась?

— Да. Остальные предметы были полностью на мне, а по математике мама постоянно подкидывала что-то новое: «Вот еще задание, вот еще задание». Через год я опять поехала в лагерь и узнала, что у нас при Политехническом университете есть центр, в котором занимаются олимпиадной физикой и математикой. Я поняла, что мне туда срочно надо!

Как раз перед 7-м классом набирали группу на физику, а на математику можно было с любого, и я поступила на эти два предмета. Гуманитарные предметы мне тяжело учить, я знала, что не буду их выбирать. А в физике и математике можно особо ничего не учить, там нужна логика.

Лелея Мельникова

— То есть ты хотела поступать по олимпиадам, не по ЕГЭ.

— Да, поначалу я смотрела на олимпиады, но не сложилось. Например, в Физтехе для права БВИ нужен победитель их олимпиады, а я была только призером. Я могла поступить по олимпиаде в другие вузы, где принимают призеров, но моя мечта — Физтех.

На Всеросе я становилась призером регионального этапа по математике и физике. Наверное, дальше не хватило усердия, чтобы вникнуть в эти задачи, прочувствовать их. Конечно, перечневые олимпиады легче. Есть просто те, где тебе ближе формат. 

Часто в олимпиадах каждая задача — это идея, ты должен выдумать что-то сложное. А в олимпиаде Физтеха, если дают, скажем, стереометрию, она будет посильной. Раньше в Физтехе были вступительные экзамены. Насколько я знаю, олимпиада выросла из билетов, поэтому она и близка к школе. В ней есть номера с олимпиадными идеями, но в основном это задания, которые решит продвинутый школьник. 

— В каком классе ты поняла, что все-таки придется сдавать ЕГЭ?

— В середине 11-го! Я не запускала подготовку, но до конца надеялась на олимпиады: ну а вдруг? Хотя я уже все понимала, когда написала: конечно, может быть, но не факт. 

Репетиторов у меня не было. В школе нам с 10-го класса рассказывали про специфику ЕГЭ, поэтому я не чувствовала себя новичком. Главная задача — всерьез заняться русским. Очень не хотелось, очень тяжко. Пробники по русскому я не писала выше 83–85 баллов, а для Физтеха надо было набрать не меньше 90. 

Мне было по силам написать на сотню математику и физику, плюс получить дополнительные баллы. Но для уверенного поступления на какие-то специальности проходной не бывает ниже 300. Поэтому на русский пришлось поднажать. 

Нелюбовь

— В чем были проблемы?

— Не скажу, что у меня что-то не получалось, мне просто тяжело делать задания и учить. Особенно не хотелось писать сочинения. У нас в школе их было очень много, и я их не любила. Если домой задавали сочинение, я сидела над листом и страдала несколько часов, настраивалась. Одним словом, нелюбовь. 

К некоторым заданиям ЕГЭ надо запоминать материал. Например, наречия, которые всегда пишутся слитно или раздельно. А все никак не запомнишь! Я часто решала тесты для школы и ближе к концу много заданий делала сама. Те же наречия лучше встречать постоянно, тогда они точно отложатся в памяти. Если я не хотела учить, я просто прорешивала тесты.

В целом я не согласна, что это самый легкий экзамен. Может быть, он легкий, потому что в сочинении кому-то легко набирать баллы. Но не мне. Грамотность, речевые ошибки — слова не так вместе соединила, вот и речевая ошибка. Но в сочинении ты все-таки контролируешь то, что ты пишешь. Если сомневаешься, можно написать конструкциями попроще. 

Я не умею говорить об одном и том же несколько раз и по-разному. Как? У меня нет других слов, я уже все сказала. А в сочинении это приходится делать. Мне точно не хотелось там собственного творчества, и я была довольна, что есть структура. Хорошо, что по абзацам. Я бы еще и по предложениям сделала инструкцию.

С аргументами из литературы иногда были проблемы: я помнила суть произведения, но забывала автора или название. Повезло, что нас хорошо готовили на литературе. Мы читали произведение и сразу делали схему: название, автор, главные герои, их связи между собой. Ближе к концу года мы начали сами придумывать. Допустим, прочитали «Господина из Сан-Франциско» и пишем: такая-то проблема может быть, такой-то пример мы приведем. А до этого были схемы, к экзамену я пролистывала свою тетрадь и все вспоминала.

— Если ты не любишь сочинения, то как писала итоговое?

— Прекрасно писала! Помнила несколько произведений, из них выбирала. Успокаивало, что это зачет. Сначала я не могла вспомнить, кто написал «Старуху Изергиль», и из-за этого поменяла тему. Мне было очень грустно, потому что по другой теме я не была так уверена. Потом спускаюсь по лестнице, смотрю на стену — а у нас там нарисован Максим Горький.

— Почему ты не захотела взять репетитора по русскому?

— Не знаю. Мне повезло с учителем. Все-таки хоть первый пробник и был на 83 балла, это все равно не 50. Причем я многое делала не наугад, оно отложилось за годы учебы. Поэтому особого страха не было. Ну и я до последнего надеялась, что меня спасут олимпиады. 

Помню, за три дня перед экзаменом по русскому я смотрела интенсив у одной онлайн-школы, когда открыли бесплатный доступ. Проснулась сильная мотивация, потому что откладывать уже было некуда! 

На сам экзамен я пришла с мыслью, что после него я больше никогда не буду заниматься русским. Открыла задания, которые не люблю, они оказались легкие. Тема сочинения тоже попалась неплохая. После всего я подумала: «Ну, в принципе, и 85 нормально». Успокаивала себя, что все равно куда-нибудь точно пройду.

«Ненавидели этот метод, но были благодарны потом»

— Как ты готовилась к физике?

— Специально не готовилась, если не считать заданий на теорию. Например, есть пять утверждений, выберите все верные. В теории я плавала, пришлось ее почитывать. Во второй части у меня проблем не было — я давно занималась олимпиадами, и эти задания казались легкими. Я прорешивала отдельные номера в тестах, и все. В последние дни тоже посидела, посмотрела ролики на YouTube по темам, в которых сомневалась. Скажем, все про термодинамику. 

Когда закончились олимпиады, в конце мая — начале июня преподаватель говорит: «Сейчас я вам дам пробник, у вас полтора часа. Быстренько сделаете, быстренько посмотрим». Конечно, эти варианты не сравнить с олимпиадами. Не было такого, чтобы кто-то из нас чего-то не сделал. Но ошибки проскальзывали, все мы люди.

— Сколько ты занималась в этом центре?

— Восемь пар в неделю, ходила туда во второй половине дня: иногда в день две пары, иногда три. Как поступила в 7-м классе, так и осталась там до конца школы. Правда, в последний год ходила уже поменьше, потому что нагрузка и так была высокой.

— Давай про математику. Твоя мама тоже готовит к ЕГЭ?

— Как раз в 10-11-м классах она стала моим учителем в школе.

— Ты не сопротивлялась?

— Возможно, сопротивлялась бы, если бы она вела у меня уроки классе в 5-м или 6-м. Тогда я все принимала слишком близко к сердцу и боялась, что кто-то будет считать отношение мамы ко мне необъективным. Но потом уже нет. Во-первых, все учителя меня знали и понимали, что я стараюсь. Ну и, во-вторых, когда мама учитель — это удобнее, потому что она мне дома по-прежнему постоянно подкидывала задания. Иногда я их доделывала в школе, иногда не успевала, но всегда надо было что-то решать. Вопросов, как готовиться, не было, потому что есть учитель дома, есть учитель в школе. 

Если что-то приходилось разбирать, я смотрела общедоступные ролики от онлайн-школ. «Джентльменский набор» оставила напоследок: он легкий, на него нужно гораздо меньше времени, чем на все остальное. Ту же экономическую задачу я разбирала в последние месяцы — посмотрела, как решается пара задач. Они же примерно одинаковые, там смысл уловить один раз, и все. 

А вот летом перед 11-м классом я разбиралась со стереометрией. Это такой большой пласт, который появляется в 10-м классе и к которому не сразу привыкаешь. Мало, на самом деле, разобрала, но этого хватило для комфортной базы, чтобы с сентября можно было браться за любую задачу из ЕГЭ. 

В олимпиадном центре весь 10-й класс у нас была стереометрия в координатах. Мы так ненавидели этот метод, но так были благодарны потом! Очень полезно уметь им пользоваться, но иногда страшно — если где-то просчитаешься, то все, ноль. Надо проверять себя по несколько раз, а лучше решать двумя способами. С некоторыми задачами так не получится, уйдет много времени. Плюс ко всему в течение года я нарешивала параметры, там тоже есть разные способы.

— Ты и функциональный разбирала?

— Да, это редкий способ.

— Я к тому и веду. Зачем он тебе был нужен?

— А мало ли? Вдруг пригодится. Тем более я встречала его в олимпиаде Физтеха прошлых лет. На ЕГЭ попался легкий параметр, он решался графически: две параболы и прямая. Вообще повезло в этом году. Хотя последний пункт в последней задаче я не сделала. Потом вышла, все говорят: «Его легко решить, а остальные пункты — следом». А я все сделала наоборот! 

Эта задача бывает совсем простой, а бывает олимпиадной. Я к ней специально не готовилась, потому что знала: либо будет легко, либо нет. Больше всего готовилась к параметрам и к стереометрии. Мне казалось, что там будет что-то невероятное. 

Мы ходили на разные пробники у нас в вузе. Помню один, который расценивался как жесткий. Мы все написали его в районе 80 баллов. Но пробники — классный опыт, их надо писать как можно чаще. 

— Для кого-то пробники — лишний стресс.

— Если их не писать, на экзамене стресс будет больше. На пробнике ты привыкаешь к формату и прикидываешь, как тебе лучше распределить время. Кто-то, например, понимает, что ему лучше начинать со второй части. Кому-то надо много времени потратить на первую. Мы пришли к тому, что первую часть решали минут за 10, чтобы времени точно хватило на вторую. 

— Почти не глядя, получается.

— Да, потому что мало ли какая задача попадется в конце. На пробниках я как раз и поняла, что, если первую часть решаю за 10 минут, мне хватает времени на все. Я выбрала такой порядок: сразу решаешь уравнения, неравенства, планиметрию, потом экономическую задачу, стереометрию, параметр и последнюю — четко знала, что меньше часа на нее оставить не могу. 

Думала, планиметрия будет сложная, но на экзамене сделала ее быстрей, чем обычно, и сэкономила время, успела перерешать тезисно все задачи на черновике. Понятно, стереометрию, которую расписываешь на несколько листов, не хочется перерешивать, как и параметры. Но хотя бы коротко.

«Не хочу делать, но мне надо»

— Насколько расходятся школьная программа и ЕГЭ? Реально ли человеку, который не занимается ни в каких центрах или с репетиторами, сдать на высокий балл?

— Я смотрела наш учебник, он не углубленный. Уравнения, неравенства, школьная стереометрия, аксиомы, примеры задач — все есть. Есть темы, которых не будет в ЕГЭ, например, интегрирование. Нет параметров, это уже дополнительно. Но если ты идешь за «джентльменским набором», тебе учебника хватит за глаза. Многое зависит от учителя, дает ли он задания из ЕГЭ. 

— Если бы у меня мама вела математику, я бы думала, что надо написать на 100, чтобы ее не опозорить.

— Я сама хотела такие баллы. Но и, конечно, приятно всех порадовать: «Вот вам 100 баллов, не зря со мной занимались». Плюс все мои знакомые, с которыми я ходила в центр, тоже хотели круто написать ЕГЭ, поэтому нельзя было ударить в грязь лицом. Один из пробников я писала на 100 и немножко была уверена.

— Не решали с мамой на досуге для души?

— Ну как… Для души ли это было (смеется)? Задачи были постоянно, мама давала много, например, вариант из «Решу ЕГЭ», и я часто не успевала. Было так: она задает задания всему классу и отдельно мне. Сколько я буду делать, зависит от меня. А я довольно ленивая.

— Что тебе за это было?

— Недовольный взгляд! Моя лень заключается в том, что я долго сижу над заданиями. Оставлять на следующий день — зачем? Получится нереально много, а у меня еще в центре занятия, там тоже домашка, а еще олимпиады, подготовка к ним. И ты сидишь-сидишь, страдаешь: «Я не хочу делать, но мне надо». 

Но не сказать, что я сидела безвылазно. Большую часть я все-таки успевала сделать в школе. Потом поесть, поспать, потренироваться — мы с подругой ходили на аэробику. Иногда ездили от школы на какие-то соревнования. В основном в последний год у меня был спорт.

— А раньше занималась чем-то еще?

— В 8-м классе окончила художественную школу. Но параллельно в 7-м у меня начались занятия в центре, и я стала ее прогуливать. Это глупо. Сейчас так хочу научиться рисовать портреты! Пробовала летом рисовать сестру, но у меня получился очень непохожий человек. Недавно гуляла по Арбату — и там художники, которые рисуют портреты за 20 минут. Вот у меня мечта научиться делать так же похоже и легко.

Еще я люблю наш Музыкальный театр. Раньше я ходила туда часто, а в 11-м классе была всего пару раз, мне от этого грустно. У меня есть актеры с любимыми голосами, некоторых я просто обожаю — если знала, что такой-то актер будет в главной роли, то обязательно покупала билет. 

Физтех и темный лес

— У тебя есть золотая медаль. Что делала с непрофильными предметами, которые отнимают время?

— В 11-м классе многие учителя относятся лояльней. Если ты сдаешь физику и математику, все понимают, что история не твое. Те, кто сдавал ЕГЭ по истории, конечно, мучились. Но наш учитель спокойно относился к тому, что мы столько не знаем. Раньше такой поблажки не было.

Мне сложно давались химия и обществознание. Я не понимала, как можно написать эти тесты на пятерку! Если я все-таки написала — значит, вызубрила наизусть. Но потом, конечно, все забывала через неделю.

— Информатика? Обычно ее тоже сдают с таким набором экзаменов.

— Я поступила на специальность, где много информатики, но была возможность поступать по физике. У нас разные по уровню потоки, будут потоки для тех, кто не сдавал ЕГЭ. Информатика для меня пока темный лес. Недавно мы писали вводные тестирования, и я думала: «Ой, ну синтаксис этого языка я знаю». Открываю тест — и понимаю, что нет. Но все впереди, у нас будет много пар в неделю.

— Как ты определилась с вузом?

— Про Физтех я услышала от своих знакомых, которые туда поступали. Потом пришла в центр, а там как раз учатся люди, которые хотят поступить в Москву или Питер. Из предыдущих выпускников нашего преподавателя по олимпиадной физике много кто поступил в Физтех, поэтому на слуху это всегда было. Кстати, наш преподаватель тоже его окончил, так что реклама хорошая. 

И в какой-то момент я поняла, что не хочу никуда больше. Плюс мы же не в самой Москве, а в Долгопрудном, там свой научный городок: вот наши корпуса, вот общежитие, нет суматохи. Мне нравится, когда тихо и вокруг только студенты. 

Я не думала, что пойду в другое место, и в случае чего просто выбрала бы другую специальность в Физтехе. На нашей специальности было в районе 127 мест, из них 110 заняли олимпиадники. Проходной балл выше 300, но это основная планка для всего Физтеха. 

— Если бы не получилось, ты бы попробовала пересдать ЕГЭ?

— Проблемы могли быть только с русским, но это такая нервотрепка… Конечно, круто, что теперь можно сразу пересдавать один экзамен, но психологически это трудно: вот, все сдали, а ты сидишь и еще месяц готовишься. Я слышала от знакомых, что они хотели пойти пересдавать, чтобы сдать на сотку. Но, по-моему, никто не пошел.

Русский, наверное, я бы пошла пересдать, а математику и физику нет. Все равно, как бы ты ни был спокоен, уровень стресса высокий. Даже со спокойствием удава.

— У тебя в семье только мама технарь или еще кто-то?

— Папа окончил наш Политех, он инженер. Дедушка тоже инженер. Бабушка математик, она одно время работала учителем. 

— Так и с бабушкой можно было решать параметры!

— Да, обычно я на лето приезжала к ней и что-нибудь подрешивала. Она и этим летом предлагала: «Ну давай начнем что-нибудь решать к первому курсу». Но все годы мне говорили, что я сдам ЕГЭ и лето перед вузом ничего делать не буду. Я очень хорошо это запомнила и, конечно, отдыхала. Пару раз под руку попадались интересные задачки, я их решила в удовольствие.

— Кто из родных выбирал тебе имя?

— У Жорж Санд есть роман «Лелия», и мама хотела назвать меня так. Бабушка сказала: «Нет, у героини судьба несчастливая, давай-ка менять». Букву заменили, я стала Лелеей. Кстати, прочитала «Лелию», и да, такую судьбу я бы не хотела, но понимаю, что это все суеверия. Помню, у меня даже интересовались, как с этим именем жить, потому что собирались так назвать малыша. Нормально, на самом деле. Коротко меня называют Леля, вот с этой формой как только не играют.

— Каким ты была ребенком?

— С гордостью заявляю, что хорошей девочкой. Помню, классе во втором проходили тему «Луч, отрезок, прямая». Мы с подругой на переменке все прочитали. Начинается урок, учительница спрашивает, что такое луч, и мы тянем руку — мы же знаем! И было круто чувствовать, что мы такие продвинутые. Потом помню, что в классе лучше всех по математике шла я и один мальчик. Это было настоящее соревнование: задачу сделала, но Ваня поднял руку быстрее!

Бегать на улице с детьми я не любила. Выходила играть на площадку и, если кто-то подбегал, сразу просила: «Пап, пошли домой». А вот в математическом лагере начала общаться со сверстниками, в центре тоже было проще находить общий язык, потому что там единомышленники. С одноклассниками — не то, все мы разные. А тут у нас одно направление, мы занимаемся любимым делом.

— Родные хотели, чтобы ты была отличницей?

— Думаю, это висело в воздухе. Оно в началке так сложилось: получила пять, а дальше все уверены, что ты так продержишься до конца школы. Не было такого, чтобы я где-то себя перебарывала. Хотя иногда получала тройки. Даже двойки были несколько раз! Это забавно, когда на тебя все показывают пальцем: «Ха-ха, это что такое?» Но шутки шутками, а двойки были реально заслуженные. Обществознание, английский — я с ними не дружила.

— Важно ли тебе окончить Физтех с красным дипломом?

— Не знаю. Не могу загадывать. Все говорят, что учеба жесткая, но закрыться на отлично вполне реально. Я спрашивала, смогу ли, если сейчас не учу программирование. Но знакомые все сдавали, хотя тоже приходили с начальным уровнем. Конечно, если получится выйти на красный, будет приятно.

Сейчас надо влиться в программистский мир. Очевидно, никакой работы за эти четыре года не предвидится, я буду учиться. На старших курсах мы попадаем в исследовательские центры. Но я даже сейчас не могу понять, какой трек выберу на старших курсах: можно будет уйти в экономику, матфизику, управление, бизнес. Я пока сомневаюсь, но думаю про матфизику. В аспирантуру вряд ли пойду, а вот в магистратуру да. Конечно, в Физтех — а куда же еще?

Фото: Юлия Иванова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.