В середине июля в разных регионах России были задержаны мужчины, подозреваемые в педофилии. Так, в Москве возбуждено уголовное дело против чиновника, входившего в преступную группу, поставлявшую богатым извращенцам несовершеннолетних девочек. В Красноярском крае арестован ранее судимый мужчина, который изнасиловал нескольких детей, угрожая им ножом. А в Благовещенске подозреваемый в глумлении над ребенком признал свою вину после того, как разъяренная толпа чуть не учинила над ним самосуд.
Примечательно, что эти и другие преступления произошли после того, как СМИ широко проинформировали общественность о решении Президента РФ Д. Медведева ужесточить наказание за педофилию вплоть до пожизненного заключения, и разъяснили положения внесенного в Госдуму законопроекта, предусматривающего химическую кастрацию насильников, склонных к рецидиву. Наказания обещают быть серьезными, но почему-то и они, судя по зарубежному опыту, не останавливают преступников. В чем же корень этой беды и как взять ситуацию под контроль? Об этом мы говорим с известным миссионером иеромонахом Макарием (Маркишем).
– Отец Макарий, начнем с главного: педофилы – люди больные или развращенные?
– Ваш главный вопрос сразу попал в «десятку», что радует – хоть и говорить о радости применительно к данному предмету не вполне уместно. Тем и отличается Православие от иных взглядов (в том числе, и от инославных христианских конфессий), что грех воспринимается в первую очередь как болезнь, как результат повреждения человеческой природы, искажения ее изначальных добрых качеств. Повреждения эти бывают чисто материальными (и тогда перед нами обычные болезни) или распространяются на духовную область, искажают волю, и человек становится преступником.
– Но половые преступления особенно ужасны. Евангелие прямо говорит о блудниках, прелюбодеях, мужеложниках, что они Царства Божия не наследуют.
– Что ж, так оно и есть. И педофилия, в принципе, не отличается от других преступлений того же ряда. Необходим последовательный, системный взгляд на это зло. Бороться с педофилией, игнорируя другие формы извращений, деградацию нравственности и распад семьи – все равно что потчевать сладким сиропом больного туберкулезом.
Однако ваше замечание имеет и другую сторону. Ведь Царства Божия лишается всякий, кто отталкивает Божию любовь, Божию милость, кто отвергает Его дар покаяния, – что встречается независимо от сексуальных наклонностей.
– Значит, такие люди должны преодолевать возникающее у них нездоровое половое чувство?
– Именно так, но это далеко не просто. И мало того: задача преодолеть чувство – то есть навсегда избавиться от него – может быть вообще невыполнимой: это известно и психологам, и криминалистам, и священникам. А перед человеком, тем более в таких обстоятельствах, надо ставить лишь наглядные, достижимые задачи.
И прежде всего, надо понять: кто они — «такие люди»? Мода на развешивание ярлыков распространяется широко и бесконтрольно, и нередко на исповеди, стоя перед Крестом и Евангелием, словно забивая гвозди в собственный гроб, человек твердит в тупом отчаянии: «Я гомосексуалист… Я педофил… Я извращенец»…
Сексуальная сфера – не слишком удобное поле для дискуссий и рассуждений. Поэтому начнем с аналогии, вполне законной и очень близкой: поговорим об агрессии.
Темпераменты у всех разные. Есть люди сдержанные, спокойные, «поленом не прошибешь», есть по натуре легко возбудимые, «нервные», агрессивные. Встречается и генетическая аномалия – дополнительная Y-хромосома у мужчин – вызывающая повышенную агрессивность (в том числе сексуальную). Всё это объективные факторы; человек не несет нравственной ответственности ни за частоту пульса, ни за артериальное давление, ни за перепады настроения, ни за поток агрессивных помыслов.
Но за принятие или отвержение помыслов каждый отвечает сам, как и за свое поведение. Зная свойства своего характера, человек обязан принимать соответствующие меры – от пузырька с валерьянкой, до выбора среды общения и профессии. Кому придет в голову, стоя перед судом, оправдываться: «Вот такой уж я человек: как что не по мне – сразу в морду…» Мужчины с двойной Y-хромосомой более склонны к насильственным преступлениям – но никому еще не удалось использовать этот факт в уголовном суде в качестве смягчающего обстоятельства.
Будем помнить – и разъяснять окружающим – что греховные помыслы и наклонности того или иного рода свойственны всем нам: одни страдают агрессией, другие трусостью, третьи стяжательством, четвертые ленью… Кто-то, увы, имеет явные дефекты в половой сфере. Ну и что же? Ведь вся наша сознательная жизнь – это непрестанная борьба против греха, противостояние злу и утверждение добра. Поэтому наша задача – личности, семьи, общества, государства – создать наилучшие условия для победы: чтобы злые начала в человеке побеждались добрыми, не уводили его от Христа, не приводили ко греху и преступлению.
И наоборот – это тоже надо помнить! – задача нашего врага состоит именно в том, чтобы предоставить оптимальные условия злым началам, дать им распространиться и реализоваться, превратить душу и тело в средоточие зла, сжечь совесть… Применительно к нашей печальной теме – в раннем возрасте завладеть душой человека, растлить его, сначала в воображении, а затем и физически (реже наоборот), вовлечь в извращенческую среду общения, максимально затруднить путь к покаянию…
– Однако Сам Христос уравнял греховное пожелание с действием: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». На этом построен сюжет повести Толстого «Отец Сергий».
– Очередная выдумка знаменитого писателя, который предпочитал отсебятину серьезному изучению незнакомого предмета. Учиться христианству у Льва Толстого – всё равно что нравственности у зарубежных секспросветчиков.
Процитированные вами слова из Нагорной проповеди переведены с греческого неточно. Гораздо вернее церковнославянский перевод: «Всяк, смотряй на жену во еже вожделети ю…» В оригинале сказано не о чувстве, а о цели: осуждается намерение, присущее развратникам, половым извращенцам, любителям порнографии.
– Чем же помочь человеку, который замечает за собой извращенные половые наклонности?
– Ему надо помочь преодолеть не чувство, а страх перед чувством. Cтрах собственной беспомощности, страх раба перед властелином. Сколько раз вам приходилось читать, видеть в кино или в театре, слышать правдивые истории или самим их переживать, о всемогущей страсти, которая-де властвует над людьми?… Когда такие истории ведут к счастливому исходу – браку, реальному или хоть воображаемому, – они находят свое место в душевном строе человека. А каково приходится тем, кого та же страсть тянет в пропасть извращений и преступлений?..
Так вот, Христос освобождает людей от рабства страсти. Греховные помыслы уничтожить невозможно (даже самые счастливые супруги не гарантированы от них…), но христианин им не подчиняется. Он следует Божией воле, а не своей, несовершенной и нездоровой; чувства приходят и уходят, как волны на море, а христианин следует за Христом, неуклонно, невзирая на наклонности.
– Вы говорите о людях верующих. А если человек далек от религии, о спасении души не задумывается и озабочен только одним – получить удовольствие здесь и сейчас?
– Да, есть и такие люди… Нельзя, разумеется, огульно обвинять всех, кто далек от религии, в гнусных грехах и нечестии. Но ваш вопрос отлично подчеркивает проблему: озабоченные «удовольствиями здесь и сейчас» открывают себя (и окружающих) страшной опасности, и лишь страх перед неминуемым наказанием способен удержать их от преступления.
– В разных странах в качестве профилактических мер и наказания за педофильные преступления применяют лечение, химическую или хирургическую кастрацию, учет и слежение, длительные заключения и даже смертную казнь. Но педофилов меньше не становится…
– Где применяют смертную казнь, там их, бесспорно, становится меньше… Уголовные законы разных стран и эпох отличаются разнообразием и изменчивостью (скажем, в области экономики и финансов), но в любом цивилизованном обществе с древнейших времен сексуальное насилие – как, впрочем, и всякое нарушение брака – каралось сурово и неуклонно. 22-я глава Второзакония дает об этом вполне наглядное свидетельство.
И там, где виновные в половых преступлениях получают реальные сроки заключения, их тоже становится меньше на улицах городов, на детских площадках, в парках и в школах. Именно это и произошло в 90-е годы во многих штатах США, где, после нескольких десятилетий попустительства, осужденному за повторное половое преступление против ребенка законодатели гарантировали пожизненный срок.
И в то же время вы, к сожалению, правы. Кто-то сравнил ситуацию с мощным кондиционером, который работает в помещении с выбитым окном. В «окно» непрерывным потоком льется порнография в Интернете, пропаганда разврата на кино- и телеэкранах, гомонстрации и пед-парады, блудливые «знаменитости», уроки содомии в школах и т.п. Опять же, психический строй у всех разный; здоровая душа переносит этот секс-пандемониум без губительных последствий, а больная, ослабленная, неустойчивая получает смертельную рану…
– К сожалению, новости о преступлениях педофилов не редкость, но, как ни странно, встречаются среди них случаи, где дети – жертвы добровольные. Соглашаются на сексуальные действия за деньги, шоколадки и пр. Как объяснить такое поведение?
– Объяснить это несложно: детская глупость (наивность) соединяется с присущими человеческой природе дефектами. Недаром предупреждает Апостол: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни».
Вот пример из собственного опыта. Читал как-то детям «Песню про купца Калашникова», дочери было лет пять:
…И он стал меня цаловать-ласкать
И, цалуя, все приговаривал:
«Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…»
Как из рук его я рванулася
И домой стремглав бежать бросилась;
И остались в руках у разбойника
Мой узорный платок, твой подарочек,
И фата моя бухарская…
Даю кое-какие пояснения по ходу дела, затем спрашиваю, дабы подвести итог: «Скажи, хорошо сделала Алена Дмитриевна, что убежала от Кирибеевича?» Дочка, после некоторого раздумья:
– Нет, нехорошо!
– ???
– Ну, он же ей такие красивые вещи хотел дать…
– 5-7-летние малыши действительно наивны. Но по закону дети – это и 14-15-летние подростки. Многие из них сами ищут «приключений», легкого заработка и иногда используют педофильную статью в качестве шантажа. Извращенцев посадят, кастрируют, а вот с ними что делать?
– Лишнее доказательство того очевидного факта, что сколь ни существенны для нас уголовные и административные меры, решение проблемы к ним не сводится. Нравственная деградация определенного сегмента молодежи – прискорбная реальность нашей жизни.
Что противопоставить ей? «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» – пишет апостол. Это зло, о котором вы упомянули, можно победить только добром, восстановлением нравственных ценностей, правового и морального климата в обществе. Молодежь легко впитывает зло, но она же скорее, по сравнению со старшим поколением, способна к очищению от него. Наша задача – предоставить ей в этом помощь.
– Нужно ли родителям предупреждать детей об опасности насилия, его последствиях?
– Да, конечно нужно – и предупреждать, и объяснять. Ключ к успеху – отношение к делу самих родителей. Если они, дав ребенку инструктаж и положив спать, будут смотреть садистский порнографический фильм (и это еще далеко не первое из всех зол, которые уничтожают сегодня благотворную интимную жизнь супругов), толку не будет. А сколько детей растет в семьях, где «у папы новая подруга» или «у мамы новый друг»!
Святость брака – та естественная среда, в которой вырабатывается неприязнь к разврату, на том же непосредственном уровне, что к злобе, лжи, воровству или хоть обычной грязи. И наоборот, утрата этой святыни – широко раскрытая дверь для извращений и половых преступлений.
– Что на своем уровне должны сделать государство, общество, гражданин, чтобы взять ситуацию под контроль?
– Вернее всего ответить: «см. выше». Практически всё, о чем мы сегодня говорили, должно служить руководством к действию на всех уровнях. Добавить надо лишь одно существенное, но нередко упускаемое из виду, соображение.
Задача восстановления семейных ценностей и святости брака не вызывает сомнений ни у кого из нормальных людей в наших странах. И это очень хорошо; помоги нам Господь в ее скорейшем решении. Но надо помнить при этом, что не все юноши и девушки по своим личным особенностям склонны к бракосочетанию.
Именно эта группа молодежи, у которой половая функция развивается не так, как у большинства, представляет собою самую доступную и желанную цель для сатаны и его блудливых прислужников. Не только под натиском массовой похабщины (которой мы надеемся поставить заслон), но и в обычных условиях, где превозносится брак, семья и деторождение, они оказываются «чужими на празднике жизни»: либо, поддавшись давлению родных и друзей, вступают в заведомо несчастный брак, либо становятся жертвами извращенческого Молоха.
Мы обязаны защитить их, и себя, и весь наш нравственный климат. С этой целью нашу школу, искусство, СМИ следует сфокусировать не только на святыне брака и подвиге деторождения, но и на святыне безбрачия, в православном контексте – на подвиге монашества. Именно в таком контексте говорили о браке и безбрачии Святые Отцы; именно так ставится акцент в «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» (раздел X.I):
«Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения».
Когда перед каждой юной душой мы развернем два жизненных пути – брак и безбрачие – причем оба светлых и прекрасных, благословенных Богом и уважаемых в обществе, лишь тогда мы сможем говорить о достигнутом успехе.
Беседу провела Татьяна Матяш