Священник Иван Охлобыстин — царь-демократ, Лия Ахеджакова — вылитая Баба Яга… А уж кто тут Сергей Гармаш, никогда не догадаетесь…
Кроме шуток, каковые здесь тоже на каждом шагу и вполне уместные, зло в этом мультике совершенно не платоническое. Это никак не незнание, не несовершенство, не материальность (телесность), не пассивная беспомощность первичного хаоса, о котором повествует платоновский диалог «Тимей».
Зло здесь — это активная личностная сила, паразитирующая на бытии, стремящаяся его поглотить, но при этом весьма успешно мимикрирующая под него.
Обозначена здесь и наша зимняя Олимпиада. Со времени создания мультика прошло три года — и мы видим, что прогнозы сбываются. И царь-батюшка, и Иван-царевич, и Серый волк, и антимир, и коварные советчики, и не столь злобная, как кажется на первый взгляд, ось зла, и полеты на — нет, не на метле, — на брандспойте, и война миров, и вселенские катаклизмы, и пир горой в самом конце. Пожалуй, только с пиром пока придется обождать, еще не все шапки-невидимки сорваны с инфернальных голов.
Зло отображено точнее некуда. Баловство с огнем оборачивается темным адским пламенем, опаляющим, прежде всего, самого заклинателя, стремящегося всего-то навсего карьерку сделать не совсем честным способом.
Да и добро тут однозначно древнерусское, с изрядной долей волюнтаризма, упертости и отходчивости.
Примечательно, что, стоит добру надуть щеки и погрузиться в сбычу мечт о себе великом, как тут же авторы мультика обременяют его поросенком, приземляют на милитаристское бревно, наделяют образом султана — зачеркиваю — суслика, — в общем, развлекаются от души.
С другой стороны, уродливые герои оказываются добрее утонченно продвинутых. Змей Горыныч обнаруживает натуру Кудеяра-атамана, только о трех головах, но зато в миг просветления.
А вот тень — да, отнюдь не просто тень. В своих усилиях она весьма напоминает мировые СМИ, каковые более чем успешно облекают ангела сатанина во образ света, высасывая все краски жизни из по-настоящему живых и претендуя на жизнь, свою феерическую и триумфальную псевдожизнь, оплаченную изничтожением местного народишка.
И совсем неслучайно оная тень как мировая псеводоморфоза, если формулировать это на языке Освальда Шпенглера, соблазняет царевну совершенно по-евангельски, как сатана — «всеми царствами мира сего». В ответ, правда, получает, и тоже вполне себе по-евангельски, по рылу, что и требовалось доказать.
И в этом волшебная история про Ивана Царевича и Серого волка столь же традиционна, как и «Крошка Цахес» Эрнста Теодора Амадея Гофмана или «Поттериана» Джоан Роулинг. И хотя никаких прямых отсылок к Новому Завету в мультфильме нет — за вычетом соблазнительного искушения царевны тенью — , да и крест встречается лишь единожды — над куполом храма -, перед нами именно христианская сказка с толикой юмора, делающей её еще более христианской.
Отдельная благодарность создателям этого шедевра мультипликации за голосовой ансамбль — все попадания в десятку.
А поскольку венчает мультфильм выстраданная его героями свадьба, полагаю, будет уместно еще раз поздравить читателей Правмира с прошедшим праздником Покрова Пресвятой Богородицы!