К празднику Покрова — о природе зла: «Иван Царевич и серый волк»? Или суслик?

Священник Иван Охлобыстин — царь-демократ, Лия Ахеджакова — вылитая Баба Яга… А уж кто тут Сергей Гармаш, никогда не догадаетесь…

Кроме шуток, каковые здесь тоже на каждом шагу и вполне уместные, зло в этом мультике совершенно не платоническое. Это никак не незнание, не несовершенство, не материальность (телесность), не пассивная беспомощность первичного хаоса, о котором повествует платоновский диалог «Тимей».

Зло здесь — это активная личностная сила, паразитирующая на бытии, стремящаяся его поглотить, но при этом весьма успешно мимикрирующая под него.

Обозначена здесь и наша зимняя Олимпиада. Со времени создания мультика прошло три года — и мы видим, что прогнозы сбываются. И царь-батюшка, и Иван-царевич, и Серый волк, и антимир, и коварные советчики, и не столь злобная, как кажется на первый взгляд, ось зла, и полеты на — нет, не на метле, — на брандспойте, и война миров, и вселенские катаклизмы, и пир горой в самом конце. Пожалуй, только с пиром пока придется обождать, еще не все шапки-невидимки сорваны с инфернальных голов.

Зло отображено точнее некуда. Баловство с огнем оборачивается темным адским пламенем, опаляющим, прежде всего, самого заклинателя, стремящегося всего-то навсего карьерку сделать не совсем честным способом.

Да и добро тут однозначно древнерусское, с изрядной долей волюнтаризма, упертости и отходчивости.

Примечательно, что, стоит добру надуть щеки и погрузиться в сбычу мечт о себе великом, как тут же авторы мультика обременяют его поросенком, приземляют на милитаристское бревно, наделяют образом султана — зачеркиваю — суслика, — в общем, развлекаются от души.

С другой стороны, уродливые герои оказываются добрее утонченно продвинутых. Змей Горыныч обнаруживает натуру Кудеяра-атамана, только о трех головах, но зато в миг просветления.

А вот тень — да, отнюдь не просто тень. В своих усилиях она весьма напоминает мировые СМИ, каковые более чем успешно облекают ангела сатанина во образ света, высасывая все краски жизни из по-настоящему живых и претендуя на жизнь, свою феерическую и триумфальную псевдожизнь, оплаченную изничтожением местного народишка.

И совсем неслучайно оная тень как мировая псеводоморфоза, если формулировать это на языке Освальда Шпенглера, соблазняет царевну совершенно по-евангельски, как сатана — «всеми царствами мира сего». В ответ, правда, получает, и тоже вполне себе по-евангельски, по рылу, что и требовалось доказать.

И в этом волшебная история про Ивана Царевича и Серого волка столь же традиционна, как и «Крошка Цахес» Эрнста Теодора Амадея Гофмана или «Поттериана» Джоан Роулинг. И хотя никаких прямых отсылок к Новому Завету в мультфильме нет — за вычетом соблазнительного искушения царевны тенью — ,  да и крест встречается лишь единожды  — над куполом храма -, перед нами именно христианская сказка с толикой юмора, делающей её еще более христианской.

Отдельная благодарность создателям этого шедевра мультипликации за голосовой ансамбль — все попадания в десятку.

А поскольку венчает мультфильм выстраданная его героями свадьба, полагаю, будет уместно еще раз поздравить читателей Правмира с прошедшим праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.