Матрацы и горячий источник
Мы стали возить паломников в 1996 году, будучи студентами исторического факультета Омского университета, отделения теологии. Мы помним, как это начиналось: восстанавливались монастыри, паломники приезжали «дикарями», спали на матрацах, иногда прямо в недостроенном храме.
Тогда у нас был особый паломнический центр, мы работали со школьниками и учителями. Дети, а тем более подростки, – особая аудитория.
С одной стороны, очень сложная и непредсказуемая, с другой – искренняя, наполненная здоровым максимализмом, который помогает воспринимать христианство при правильной подаче материала.
До монастыря в Ачаире (тогда это был единственный открывшийся в Омской области монастырь) надо было ехать полтора часа. За это время мы успевали рассказать о том, что христианство – это не только религия пожилых людей, да и монашеское служение тоже было очень разным.
Дети слушали, чаще с интересом. Неожиданно открывали для себя, что Илья Муромец не только герой русской сказки. Удивлял их рассказ про святого Антония Пустынника.
За пять лет нашей учебы в университете, до переезда в Германию, свозили мы туда все школы нашего миллионного города, и не один раз.
Открою маленький маркетинговый ход: в монастыре, когда его стали восстанавливать, неожиданно забил источник. Вода была оценена экспертами как удивительно полезная, насыщенная минералами.
Источник был горячим, + 38! Окунуться в него хотели все!
Представляете, что это значит для жителей Сибири? Возможность искупаться в сорокаградусный мороз. На источник шли после литургии, а потом, после купания, пили чай в трапезной с архиереем.
Владыка, как и мы, приезжал в монастырь по субботам. Служил там, всегда приветствовал наши группы, дарил детям крестики…
Все было хорошо и по чину, насколько это возможно с паломниками от 11 до 16 лет.
«Горим!»
Но вот однажды, когда наш автобус подъехал к вратам обители, я, закончив рассказ, поставила микрофон и, оглянувшись назад, поняла, что на заднем сидении автобуса происходит что-то странное. Учительница, сопровождавшая класс, была совсем молоденькая и недоглядела… И теперь, оглянувшись, мы вместе с ней понимаем, что вся наша «галерка» абсолютно пьяна. Шумною покачивающейся толпой четыре молодецкие персоны вывалились из автобуса.
Надо сказать, что в то время в монастыре еще не успели построить врата и стены. Поэтому, чтобы дети вели себя хорошо, я традиционно на входе говорила, что у обители есть стены невидимые, за которыми начинается другая жизнь, где всегда присутствует Господь.
В данной ситуации эта мысль была донесена наиболее ярко. После чего мы со всеми детьми отправились в храм, а провинившихся определили трезветь в трапезной.
После службы направились на источник.
Была зима, очень холодный день, и вот к своему ужасу мы видим, что нам навстречу, уже искупавшись, идут наши пьяные дети, а на головах у них ледяная шапка из сосулек.
Они прыгнули в воду без полотенца, и вода на волосах просто застыла, когда они вышли.
В общем, сдала я их послушникам монастыря, таким же мальчишкам по возрасту. Те их отогрели, чаем напоили и протрезвили уже окончательно.
На обратном пути «галерка» вела себя тихо и стыдливо. И вдруг один из них вскакивает с криком: «Горим!»
Мы остановили автобус и стали эвакуировать детей. Что-то загорелось в моторе, прямо под сидением провинившихся мальчишек.
Через час суеты мы поменяли один старый «Икарус» на другой такой же (в те годы других не было), перекрестились и поехали дальше.
Когда садились в автобус, мальчишки подошли ко мне с повинной. Сказали: «Мы поняли все про невидимую преграду и обещаем вам никогда больше пьяными в монастыри не ездить!»
Нужна ли была им эта поездка, принесла ли она им пользу? Не мне судить.
Сейчас мы живем в Германии, прошло уже очень много лет, мы открыли Паломнический центр апостола Фомы и рассказываем православному миру о христианских святынях европейских земель. Но иногда мы заглядываем на сайт Крестового монастыря в Ачаире и видим, что именно в этот монастырь идут венчаться молодые пары. Как знать, может быть, среди них есть и те «наши» дети?
Паломники – баловники, как их именовали в монастыре в далеком 1995 году.
Разные варианты
В России (как и в Европе) существуют разные монастыри.
Среди них есть и обители, чье служение посвящено христианской проповеди и миссионерству. Это сложная, но очень важная работа отцов с людьми, которые приезжают за духовным советом, утешением, или даже просто посмотреть и попытаться понять что-то в своей жизни.
Действительно, бывают разные паломники: слишком бедные, слишком богатые, пьющие и наркозависимые, праздные, с виду гуляки… и всем им что-то надо! Они дошли до паломнической службы, заплатили деньги, донесли свои тела и души до монастыря. Это их первый шаг, и надо заметить, что их, пусть даже духовно не созревшие, души в глазах Господа имеют не меньшую ценность, чем души монахов-отшельников.
А значит, их нужно принимать, утешать, направлять, чай с оладушками пить. В свое время такое служение несли апостолы. Не стало оно постыдным и в наши дни.
Однако, если душа ступившего на путь монашества желает уединения и молитвы, существует великое множество небольших монастырей по всей Руси Великой! Туда не доберется нога паломника. Да и монашествующих в таких обителях, как правило, не так уж много.
А тем, кто любит миссионерство, их труд приносит глубокое удовлетворение и пользу для души. Ведь все, кто занимается паломничеством, подтвердят, что для них это не просто работа или бизнес, а особое служение Богу и людям. Тем, кто думает иначе, лучше этим делом не заниматься, так как, если нет особого призвания, оно их разрушит.