К визиту Святейшего Патриарха Кирилла на Украину
Свой первосвятительский визит на Украину в этом году Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл начнет с Одессы. Именно в Одессе, не многие знают об этом, находится летняя резиденция Московских Патриархов. Первым храмом, который в ходе визита на Украину будет посещен Предстоятелем Русской Православной Церкви, является Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы. Почему именно он? Что особенного в истории и современности этого храма? Об этом данная статья.
Конечно, каждый храм Божий имеет свою уникальную, неповторимую ценность для православного народа. В храме люди вступают в Церковь Христову, принимают Святые Таинства, в тяжелые и радостные минуты своей жизни несут сюда горячую молитву своих сердец. Святые храмы объединяют людей вокруг Евхаристической Чаши, Самого Христа, они являются духовными маяками, как для каждой отдельной личности, так и для общества в целом. Но несомненен также и тот факт, что есть храмы, почтенные особой благодатью Божией, особой любовью народа Божия, особым местом в церковной истории, что говорит об их непосредственной причастности к неразрывной ткани Предания Православной Церкви.
Одним из таких храмов, занимающих видное место в истории Русской Православной Церкви и в истории России, является Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы – духовная и архитектурная жемчужина благодатного Новороссийского края.
В наши дни, когда в Русской Православной Церкви происходит миссионерское возрождение, особо важным представляется подчеркнуть тот факт, что само основание будущего Одесского Свято-Успенского собора связано с православной миссией среди старообрядчества. С начала 19 столетия на месте собора находился старообрядческий молитвенный дом. Сугубой радостью для православной Одессы стало ходатайство в 1814 г. знаменитого Одесского градоначальника дюка (герцога) де Ришелье перед не менее знаменитым Митрополитом Кишиневским и Хотинским Гавриилом (Бонулеско-Бодони), под чьим омофором пребывал тогда юный град на берегах Черного моря, о благословении на освящение единоверческой часовни в честь Успения Божией Матери на месте бывшего старообрядческого молитвенного дома, ввиду перехода местной старообрядческой общины в Православие.
7 июля 1814 г. состоялось освящение Свято-Успенской часовни. Эту дату можно считать датой основания Одесского Свято-Успенского кафедрального собора.
План постройки трехпрестольного Свято-Успенского храма был утвержден в 1845 г. А девять лет спустя, 7 сентября 1854 г. в Свято-Успенскую единоверческую церковь была впервые внесена величайшая святыня Юга России и всей Русской Православной Церкви – чудотворный Касперовский образ Божией Матери. Никто тогда, конечно, и предположить не мог, что, устроением Промысла Божия, Свято-Успенскому кафедральному собору г. Одессы предстоит на многие десятилетия стать обителью для этого дивного образа.
Закладка собственно нынешнего здания Свято-Успенского собора была совершена 17 июля 1855 г. великим угодником Божиим, выдающимся подвижником и богословом с мировым именем, русским Златоустом и патриотом великой России, вдохновлявшим русские войска в Крымскую войну, святителем Иннокентием, архиепископом Одесским. Несомненно, что молитвы святителя Иннокентия непрестанно с тех пор пребывают со Свято-Успенским собором и его прихожанами. Не случайно также и то, что именно в этот собор мощи угодника Божия, молитвенника за град Одессу и всю Святую Русь, были перенесены по их обретении.
Двухэтажный Свято-Успенский храм г. Одессы был сооружен в 1869 г. на средства купцов Черепенниковых по проекту известного архитектора Л. Ц. Оттона. Высота храма вместе с колокольней составляет 56 метров. Вместимость – до 6 тысяч молящихся. Освящен главный придел новосооруженного Свято-Успенского храма 12 апреля 1869 г. еще одним знаменитым подвижником благочестия, проповедником и богословом архиепископом Херсонским и Одесским Димитрием (Муретовым). Тот же святитель 13 августа 1869 г. совершил освящение правого придела храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца и святой преподобной Ксении, а 30 апреля – левого придела во имя святого апостола Иакова, брата Господня. При всех этих событиях присутствовали руководители и знатные жители Одессы, множество прихожан и паломников.
19 января 1875 г. состоялось освящение архиепископом Херсонским и Одесским Леонтием (Лебединским) главного придела нижнего единоверческого храма во имя святителя и чудотворца Николая, а 30 января – второго придела во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Впоследствии жителями г. Москвы были пожертвованы на нижний храм Одесской Свято-Успенской церкви иконы и богослужебная утварь. Особенно важно вспомнить сегодня, во время расколов и разделений, об этом добром примере неразрывного единства молитвы и духовного общения между Первопрестольной столицей Русского Православия и Южной Пальмирой.
Также нельзя оставить без внимания тот факт, что в 1902 г. в верхнем храме Свято-Успенской церкви был освящен великолепной художественной работы пятиярусный фарфоровый иконостас, подобный тому, что есть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Это прекрасное произведение церковного искусства было уничтожено при закрытии храма богоборцами.
Духовная жизнь Свято-Успенского храма ознаменовалась служением в нем святого праведного Ионы Одесского, еще при жизни почитавшегося дивным молитвенником и чудотворцем. Это служение проходило незадолго до так называемой «революции», в чем можно увидеть ясный знак того, что Милосердный Господь укреплял веру одесситов, прихожан храма перед предстоящими тяжелейшими испытаниями.
После Октябрьского переворота Свято-Успенский храм г. Одессы долго оставался важным центром Православия на Одесщине. В годы безбожных гонений большевиками уничтожается знаменитый Одесский Спасо-Преображенский собор, а Свято-Успенский храм, вместе с тысячами других храмов взойдя на Русскую Голгофу XX века, был закрыт и превращен в архив богоборческим режимом.
Но там, где есть Голгофа, обязательно должно быть Воскресение. Молитвенная жизнь в Свято-Успенском соборе возродилась спустя десять лет после его закрытия – в 1942 г., когда во время румынско-немецкой оккупации были возобновлены богослужения в нижнем, Свято-Никольском храме собора, в который была перенесена чудотворная Касперовская икона Богородицы. Накануне освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, 9 апреля 1944 г., перед комендантским часом, в Свято-Никольском храме собора был отслужен общегородской молебен перед чудотворным Касперовским образом Божией Матери о спасении жителей города Одессы. Православные одесситы верят, что именно предстательством Пречистой Богородицы их город был спасен от разрушения, несмотря на ожесточенные бои за его освобождение от гитлеровских оккупантов.
После Великой Отечественной войны в Свято-Успенском кафедральном соборе служили известные иерархии Русской Православной Церкви, одесские архипастыри: архиепископ Никон (Петин), митрополит Борис (Вик), митрополит Сергий (Петров). В этот период южный придел собора был переосвящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы.
Во время хрущевских гонений против Христовой веры безбожники начали строительство многоэтажного дома у самого фундамента Свято-Успенского кафедрального собора с целью последующего разрушения ненавистной им святыни. Здание собора и колокольни начало давать неравномерную осадку, что в советское время пытались «политкорректно» представить, как «последствия повреждений во время Великой Отечественной войны».
Долгое время власти препятствовали работам по спасению собора от разрушения. Только благодаря личному вмешательству Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, почитавшего Касперовский образ Божией Матери и любившего Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы, удалось провести необходимые работы по укреплению фундамента собора, в результате чего архитектурная жемчужина Русского Православия была спасена.
Среди множества храмов Православной Украины Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы особо выделяется тем, что в нем регулярно совершали богослужения Святейшие Патриархи Московские и всея Руси Алексий I и Пимен, Предстоятели Александрийской, Антиохийской, Грузинской Православных Церквей. В 1997 г. при огромном стечении народа Всенощное бдение и Божественную Литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы совершил в Бозе почивший Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Неоднократно возглавлял богослужения в соборе Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в прошлом выпускник и ректор Одесской Духовной Семинарии.
При ныне здравствующем Одесском архипастыре, Высокопреосвященнейшем Агафангеле, Митрополите Одесском и Измаильском (с 1992 г.), была проведена полная реставрация как верхнего храма Свято-Успенского кафедрального собора, так и нижнего Свято-Никольского храма. Показательно, что среди сверкающих золотом новых росписей есть и масштабный образ святителей Московских на фоне древнего Московского Кремля. Не забудем, что эта роспись появилась в период «оранжевой» власти на Украине, когда подобные иконописные сюжеты могли быть расценены как проявление антиукраинства.
В 1997 г. после обретения мощей святителя Иннокентия (Борисова), архиепископа Одесского, по благословению Владыки Агафангела его честные мощи были положены в Свято-Успенском соборе, где пребывали до 2007 г. В этом году, 18 июля, святые мощи Русского Златоуста были перенесены в нижний храм Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Одессы, освященный в честь святителя Иннокентия. Торжества перенесения мощей святителя возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении сонма архипастырей, при огромном стечении православного народа. Ныне в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы находится икона святителя Иннокентия с частицей его честных мощей.
После обретения в 1997 году честных мощей святого праведного Ионы Одесского они также были перенесены в Свято-Успенский кафедральный собор г. Одессы, в котором почивают до сих пор. Тысячи и тысячи паломников со всех концов Святой Руси притекают в Одесский Свято-Успенский собор, чтобы помолиться и получить исцеление душевных и телесных недугов, утешение в скорбях у чудотворных мощей Одесского чудотворца и ходатая пред Богом – святого праведного Ионы.
Главной же святыней Свято-Успенского кафедрального собора г. Одессы, как и всего Юга Святой Руси, является Чудотворный Касперовский образ Божией Матери. В конце XVI века Касперовская икона Богоматери была перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся на территории будущей Херсонской губернии. Переходя от родителей к детям в благословение, эта икона в 1809 году досталась Иулиании Касперовой, владелице деревни Ново-Ивановка неподалеку от Херсона. В 1840 году, в феврале, Иулиания Касперова долго ночью молилась, и в это время увидела, что икона, ветхая, от времени потемневшая, вдруг обновилась и лики Богородицы и Спасителя стали просветлевшими, какими остались и до сих пор. Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных чудотворений от Касперовской иконы обнаружили ее дивную силу и прославили святой образ. Икона была признана чудотворной. Со всех сторон начали приходить страждущие и недугующие, нуждающиеся в небесной помощи.
Во время Крымской войны, по благословению святителя Иннокентия Одесского, Касперовская икона Божией Матери в праздник Преображения Господня 1854 г. крестным ходом была перенесена в Одессу. Перед иконой совершались молебны, ее носили на береговые батареи, иконой благословляли воинов, отправлявшихся на фронт. 26 сентября 1855 г. неприятельский англо-французский флот появился у берегов Одессы, намереваясь начать бомбардировку. На соборной площади осажденного города при стечении многих тысяч молящихся в течении недели пред чудотворным образом Богородицы читался Великий покаянный канон преп. Андрея Критского. И внезапно, в день праздника Покрова Божией Матери, 1 октября 1855 г., вражеский флот покинул одесский рейд, не причинив городу никакого вреда. С тех пор установлено ежегодное празднование в честь Касперовского чудотворного образа в день Покрова Богородицы, а впоследствии — также в Светлую Среду и в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
В память чудесного спасения столицы Новороссийского края в годы Крымской войны предстательством Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы и в наши дни каждую пятницу совершается общегородское акафистное пение перед Чудотворным Касперовским образом Пречистой, установленное еще святителем Иннокентием.