(Материалы конференции 1991 года «Церковь, музей, культура». Публикуется с незначительными сокращениями).
В настоящее время ведутся активные поиски оптимальных систем охраны национального культурного наследия… В этом отношении целесообразно обратиться к опыту «церковных музеев».
Исторический опыт России дает возможность утверждать, что стержнем культуры и всего жизненного уклада на протяжении тысячелетия были православные духовные традиции; все развитие общества и в целом жизнь Русской земли определялись этими традициями. Вполне закономерно, что РПЦ была духовным центром, а также центром культуры и просвещения народа. Особую роль РПЦ сыграла в организации музеев. Это положение до сего времени не получило должного внимания и оценки. С разрушением храмов разрушалась не только православная традиция, разрушались духовные, нравственно-этические основы человека, разрушалась культура России, в том числе и великое множество церковных музеев.
До 1917 года в стране существовало несколько типов церковного музея. Распространенным типом церковного музея являлась монастырская ризница. В соборах столичных, губернских и уездных городов также существовали ризницы. Ризницы хранили драгоценные предметы из золота, серебра, драгоценных камней, книги, иконы, одежды и т.п. Размещались ризницы, как правило, или в отдельных помещениях, а чаще — в одном из приделов храма. Вещи находились в шкафах, на стеллажах. В ризницах был тщательно организован учет вещей, о чем свидетельствуют многие памятники, ныне хранящиеся в государственных музеях страны, а также архивные документы, исторические описания монастырей и отдельных храмов. <…>
К церковному музею относились «епархиальные палаты древностей», «древлехранилища», которые, как правило, существовали в губернских и столичных городах. Именно древлехранилища явились основой создания многих губернских историко-археологических музеев.
Особую роль в создании церковных музеев, историко-археологических музеев сыграли священники. Священнослужители были, как правило, первыми историками земли Российской. Например, священник Федор Прусовецкий в начале XIX века составил первое рукописное описание города Осташкова, включившее важнейшие письменные древние документы, наблюдения и сведения. Священники стали организаторами первых уездных музеев. Так, в Осташкове первый музей был открыт в конце ХVIII — начале XIX века при четырехклассном городском училище; в конце прошлого (т.е. XIX. — Ред.) столетия настоятель Преображенского храма протоиерей Владимир Петрович Успенский на основе церковного музея создал городской краеведческий музей.
Важно оценить роль священнослужителей в сохранении многих памятников архитектуры Древней Руси. В ЦГИА СССР (Ф. 799. Оп. 26. Ед.хр. 163. Л. 3) хранится обращение в Императорскую археологическую комиссию с просьбой сохранить и не сносить из-за ветхости уникальный памятник древнерусского зодчества — ярусную церковь конца XVII века во имя Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, в 18 верстах от истока великой русской реки Волги. «Прошение» подписали священник Илия Илонкский, диакон Михаил Голубев, уполномоченные прихода в числе 22 человек и церковный староста Гавриил Коровкин. В настоящее время этот храм — памятник союзного значения и вошел в историю русской архитектуры как уникальный тип местного ярусного деревянного храма.
Современные исследователи постоянно обращаются к отчетам и описаниям храмов и монастырей, находящимся в настоящее время в различных архивах страны. Примечательная деталь: в архивах сохранились описания храмов, росписей, икон и церковного имущества, составленные священнослужителями. В описаниях дана точная характеристика памятников.
В дореволюционной России существовал учет, описание, исследование памятников церковного искусства: храмов, настенных росписей, икон, книг, утвари. Особую роль играл ряд организаций: Императорская археологическая комиссия, Общество любителей истории, археологии и естествознания, Русское археологическое общество, Общество истории и древностей при Московском университете и т. п. Особую роль в русской культуре имели научные экспедиции Императорской Академии художеств, которые с 1870-х годов были традиционными.
Обращение к историко-культурным традициям Отечества дает богатый материал к размышлению, а также ответы на многие современные проблемы. РПЦ возвращаются храмы, встает вопрос о воссоздании церковных музеев, центров хранения и изучения памятников церковного искусства. В целях воспитания и просвещения церковные музеи должны сыграть особую роль: возрождение народа невозможно без освоения историко-культурного наследия РПЦ.
Вероятно, церковные музеи могут быть нескольких типов. Во-первых, музеи вновь открываемых монастырей. Статус подобного музея можно определить как «Художественно-архитектурный, исторический и природный музей-заповедник монастыря». Он может размещаться как в одном из гражданских зданий на территории монастыря, так и вне ее. «Природный» — потому что должны сохраняться исторически сложившийся ландшафт, историческая среда окружения. Если монастырь сельский, то важно отразить историю и восстановление монастырского хозяйства.
Комплектовать фонды вновь открываемого музея монастыря возможно за счет памятников, ранее принадлежавших монастырю и находящихся ныне в фондах гос. музеев, действующих храмов, частных собраний и т. п.
Важно восстановление монастырских библиотек. Как один из вариантов — комплектование фондов библиотек факсимильными копиями книг и рукописей монастырских, находящихся ныне в различных гос. библиотеках, архивах, музеях.
На мой взгляд, целесообразно в музее монастыря собрать весь материал по истории советского периода: сведения о судьбах иноков, книги, периодические издания, проектные материалы реставрации монастырского комплекса, изобразительный материал: фотографии, станковая живопись, графика.
Целесообразным представляется создание «Церковного музея приходского храма», «Церковного музея городского собора», «Церковного музея епархии», духовного училища, духовной семинарии, духовной академии. По типу эти музеи могут быть «церковными историко-археологическими кабинетами». Комплектование фондов этих музеев — из фондов музеев народных, школьных, общественных, музеев государственных, а также путем закупки памятников и т. п. <…>
«Патриаршая ризница» должна стать Центральным музеем православной культуры, иметь статус научно-исследовательского центра. Возможно ее создание на базе Музея им. Андрея Рублева.
Создание музея нового типа «храм-музей» — особенность современного этапа развития общества. Преимущественное распространение этот тип музеев может иметь в исторических городах России, где сохраняется большое количество храмов, а из-за малочисленности населения не все храмы могут быть переданы РПЦ. Во многих храмах в настоящее время находятся краеведческие, художественные и иные музеи. В этом случае возможно оставить в храме музей, но экспозицию организовать только древнерусскую, не допуская антиправославной пропаганды. В храмах-музеях можно проводить отдельные праздничные богослужения.
Финансирование церковных музеев необходимо осуществлять не только за счет РПЦ, но и из бюджета государства, поскольку в данных музеях будут храниться памятники, являющиеся общенациональным культурным достоянием страны.
Здания, экспонаты и имущество церковных музеев должно являться собственностью РПЦ.
Функции учета, контроль за соблюдением условий хранения и т.п. может выполнять Центральный музей православной культуры.
Читайте также:
К проблеме будущего возвращения РПЦ ее законных святынь и общинно-церковного имущества
Утопия эстетизма в музейном деле.