Находка на Среднем Урале
Чтобы рассказ получился связным, нам надо вернуться в 25 января (5 февраля) 1890 года на склоны Среднего Урала. Там, на Шигирском торфянике уже несколько десятилетий добывали золото. Чуть позже, с 1879 года там начали находить предметы, сделанные древним человеком. Но в тот день была совершена уникальная находка.
На глубине четырех метров на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине нашли детали древнего идола, вырезанного из целого бревна лиственницы возрастом как минимум 157 лет. По распоряжению владельца прииска, графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора, детали передали в музей Уральского общества любителей естествознания, где хранилась вся Шигирская коллекция артефактов.
Чем обрабатывался идол? Судя по находкам, сделанным на стоянке Береговая 2, на западной границе Нижнего Тагила, резьбу по дереву наши предки, жившие около 10 000 лет назад, выполняли при помощи инструмента из полированного камня.
А нижняя часть куда-то делась
Поскольку идол представлял собой груду обломков, нужно было выполнить его реконструкцию – «собрать пазл».
Изначально идол выставлялся в странном виде – реконструкцию методом глядения на потолок выполнил хранитель коллекции музея Дмитрий Лобанов. Фотография этой реконструкции опубликована в вышедшей статье в журнале Antiquity, которая и стала поводом для всех сообщений в СМИ.
В начале XX века (в 1914 году) была сделана первая научная реконструкция, использовавшая все части идола (как мы видим по фото, Лобанов некоторые обломки просто проигнорировал). Археолог Владимир Толмачев получил в итоге идол высотой 530 сантиметров. Вероятнее всего, идол не был вкопан в землю, а был прикреплен (привязан?) к столбу – следов границы сред земля-воздух на идоле не обнаружено.
К сожалению, нижняя часть идола длиной 194 сантиметра после революции «куда-то делась». О том, как выглядел идол целиком, мы можем судить только по рисунку самого Толмачева – фотографий реконструкции не осталось.
Идол был не похож ни на один известный человечеству артефакт. И именно поэтому встал вопрос датировки. А как можно датировать древнее дерево? Конечно же, радиоуглеродным методом.
Зачем измеряют радиоактивный углерод
Метод, которым был определен возраст идола, был создан в 1946 году и принес своему создателю Уилларду Либби Нобелевскую премию по химии 1960 года. Чтобы понять, как работает радиоуглеродный метод, нужно вспомнить, что в природе углерод существует в виде двух стабильных изотопов: 12С, которого более 98 процентов, и 13С. А также существует постоянный круговорот углерода в природе: живые организмы живут и умирают, в результате чего углерод из биосферы попадает в виде углекислого газа в атмосферу, откуда потом возвращается в биомассу – фотосинтез никто не отменял. Однако в интервале между живым и живым с углеродом происходит одна метаморфоза.
Пока шестой элемент таблицы Менделеева находится в атмосфере Земли, в игру вступает космос. Космические лучи непрерывно бомбардируют атмосферу, в результате чего вторичные нейтроны, попадая в атмосферный азот, превращают его еще в один изотоп углерода: 14С, который радиоактивен и имеет период полураспада 5730 лет. Так небольшое количество радиоактивного углерода добавляется ко всему углероду Земли.
Углеродный обмен в живых организмах достаточно интенсивен, поэтому соотношение радиоактивного и нерадиоактивного углерода что в атмосфере, что в биосфере одинаково. Но все это происходит ровно до того момента, пока интересующий нас организм жив. Как только дерево или животное умирает, углеродный обмен прекращается. И количество радиоактивного углерода в образце попавшего в вечную мерзлоту животного или кусочка дерева, из которого сделали игрушку для первобытного младенца, начинает неуклонно снижаться – со скоростью 50 процентов за 5730 лет.
Таким образом, мы можем взять кусочек древнего дерева, сжечь его, не потеряв образовавшийся углекислый газ, а затем замерить его радиоактивность, которая скажет нам, сколько атомов углерода-14 осталось в образце. И, применив поправки калибровочной кривой (на точность результата влияет многое, в том числе извержения вулканов, которые выбрасывают в атмосферу нерадиоактивный, «чистый» углерод), установить возраст.
Именно более точные измерения и применение современной калибровочной кривой позволило удревнить возраст идола.
А Черное море еще было озером
Изначально датировки делались «на глазок», по внешнему виду и попыткам соотнести его с находками хоть какой-то культуры. Поэтому на протяжении всего XX века датировка была очень широкая – от неолита (6000 лет до н. э.) до железного века (1000 лет до н.э.).
Когда в 1997 году идол начал осыпаться и было решено провести консервацию памятника, ученые взяли пробы для радиоуглеродного анализа. Три пробы проанализировали в двух ведущих российских центрах: в лаборатории Института истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Ганны Ивановны Зайцевой и в лаборатории Геологического института РАН (Москва) под руководством Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Даты всех проб совпали, но сильно огорошили: получалось, даже после калибровки, что идолу около 9500 лет.
Естественно, споры вспыхнули с новой силой – и в 2015 году радиоуглеродный анализ был выполнен уже другим методом измерения соотношения изотопов (не по замеру радиоактивного излучения, а масс-спектрометрически) и в другой лаборатории – Центре археометрических исследований Клауса-Чира Гейдельбергского университета. Получилось еще древнее: скульптура имеет возраст 11600 лет, что делает ее древнейшей крупной скульптурой в истории человечества (и, как справедливо замечают авторы научно-популярных заметок, когда древний человек вырезал этого идола полированным каменным орудием, Черное море, конечно, было, однако оно тогда было озером).
Так современные методы исследований позволили доказать, что Россия – не только родина слонов, но и всей монументальной скульптуры на планете.