О мощах преподобной Елисаветы на Святой земле, о русском монастыре Марии Магдалины в Гефсимании и о том, о чем молиться святой Елисавете, корреспонденту «Правмира» рассказал диакон Александр Занемонец, который с 2002 года живет на Святой земле.
Подлинно осознанное решение
Мы все знаем, что когда Елизавета Федоровна строила Марфо-Мариинскую обитель в Москве, то там же она устроила специальную крипту, где хотела быть погребенной.
Но также известно, что когда она была еще в конце XIX века на Святой земле, оттуда она писала своим родственникам, что хорошо бы было быть погребенной в Гефсимании.
Почему в Гефсимании? Елизавета Федоровна приехала на Святую землю на освящение храма Марии Магдалины в Гефсимании. Храм строился в память императрицы Марии Александровны, матери ее мужа Сергея Александровича, поэтому они, конечно, с супругом там были.
Очень важно, что именно во время этого паломничества на Святую землю Елизавета Федоровна приняла решение принять православие. Как известно, она была лютеранского вероисповедания. Стоит заметить, что по законам Российской империи, жены великих князей не обязаны были становиться православными, иное вероисповедание не было препятствием для брака.
Именно поэтому мы можем говорить, что те из них, кто действительно становились православными, делали это по своему глубокому внутреннему выбору. Так и Елизавета Федоровна. Мы знаем из ее переписки, как сложно ей далось это решение, сколько у нее было сомнений. Свое окончательное решение великая княгиня принимает на Святой земле. Отсюда у нее и возникает желание – быть погребенной тут.
И действительно так произошло. В начале 20-х годов XXвека ее мощи, так же, как и ее келейницы инокини Варвары, перевозятся на Святую землю, родственники великой княгини о том ее желании, быть погребенной в Гефсимании, помнили.
Мощи при участии родственников перевозят в Иерусалим в 1921-м году и полагаются в крипте храма Марии Магдалины в Гефсимании.
Так Елизавета Федоровна вернулась в то место, где она была за несколько десятилетий до того.
Марфо-Мариинская обитель в Иерусалиме
Очень интересная история самой общины, которая в Гефсимании устраивается.
Никакого монастыря на этом месте, которое мы сейчас знаем как русский монастырь Марии Магдалины в Гефсимании, не предполагалось.
Храм был храмом-памятником. Как храм Спаса-на-Крови в Петербурге – памятник на месте гибели Александра II, так и храм в Гефсимании – памятник его жене, императрице Марии Александровне.
Удивительным образом в начале 1930-х годов там создается община, похожая на Мариинскую обитель. Создается она двумя сестрами, монахинями, которые были изначально протестантского вероисповедания, как и сама Елизавета Федоровна.
Они были англиканского вероисповедания, думали о миссионерской деятельности в Индии. По пути в Индию заехали на Святую землю, оказались в Гефсимании, сняли там домик и поселились там, зная о том, что в этом храме погребена внучка их королевы, королевы Виктории.
Через Елизавету Федоровну, которую они знали с совершенно другой стороны, они начали знакомиться с православием. Были присоединены к Православной Церкви, продолжили свой монашеский путь и устроили общину, действительно похожую московскую Марфо-Мариинскую.
Община была изначально не в Гефсимании, а в Вифании. При ней устраивается школа и больница. Таким образом, сестры живут монашеской жизнью, служа ближним.
Вот так по молитве Елизаветы Федоровны, на Святой земле также выстраивается община, подобная той, что она сама устроила в Москве.
Ничто доброе действительно не остается без своего плода, самого неожиданного. Святая земля освящена присутствием Елизаветы Федоровны и люди, со сходной с ней историей, европейского происхождения, протестантского вероисповедания, оказываются православными и несут подобное служение.
Затем община разрастается, часть общины остается в Вифании, где сегодня находится школа, единственная русская школа в Палестине в настоящее время. Больница превратилась в муниципальную больницу.
О чем молиться преподобномученице Елисавете?
Храм с мощами Елизаветы Федоровны, конечно, является центром этого монастыря и даже можно сказать, что это одна из действительно величайших святынь Православной Церкви на Святой земле.
Важно, что мы имеем именно мощи Елизаветы Федоровны, потому что во многих местах мы видим частицы мощей великих святых в лучшем случае, а здесь есть целые мощи святых, в каком-то смысле наших современников.
Нередко паломники спрашивают, каким святым о чем молиться или где мы о чем молиться? В каком-то смысле этот вопрос немного чудной, но, тем не менее, что-то в нем есть, потому что каждый святой по своему человеческому опыту какие-то вещи знал, какие-то вещи прожил по ходу жизни своей.
К примеру, тот святой, который был опытным монахом, наверное, может быть особым помощником для нынешних монахов. Тот святой, который был врачом, как святитель Лука Крымский, наверное, особым почитанием будет пользоваться у врачей и их пациентов.
Часто паломники спрашивают: «Где молиться, если нет детей?». Самые экзотические мифы изобретаются для этого. Можно сказать, что это та проблема, которую Елизавета Федоровна хорошо знала по собственному опыту, потому что она прожила в браке в течение многих лет, не имела детей и страдала от этого, вероятно. Наверное, с такими вопросами к ней, как раз можно обращаться, она слишком хорошо эту проблему знает.
Елизавета Федоровна также может служить примером того, как переносить внутренние семейные проблемы. Все мы знаем разные толки вокруг Сергея Александровича, но единственное, что говорила Елизавета Федоровна и неоднократно подчеркивала – о том, какой у нее замечательный и подлинно христианский муж. Это совершенно другой стиль перенесения сложностей, нежели принято в наше время.
Разговаривала Ирина Кислина