Как делиться пасхальной радостью? Отвечают священники
Протоиерей Алексий Уминский: пасхальная радость – это для всех
Да как всякой радостью люди делятся между собой!
То, что у тебя есть: от избытка сердца говорят уста, от радости светятся глаза. Если человек источает эту радость, он ею и делится.
Я не знаю, как специально поделиться. Не вылавливать же знакомого в коридоре и не кричать ему: «Христос воскресе!» и закармливать его пасхами и яйцами.
Я думаю, что все-таки пасхальный стол, пасхальная радость – это для всех, конечно, и верующих, и пока еще не верующих людей. Для всех радость.
Протоиерей Артемий Владимиров: перед Светлым Христовым Воскресением никто не устоит
Всё гениальное – просто. «Где просто – там и ангелов со сто».
Скажите, пожалуйста, есть ли такой человек, независимо от его убеждений, которому неприятно было бы смотреть на чайную розу, только что распустившуюся, обрызганную утренней росой. Так что при первом веянии ветра до ноздрей этого случайного прохожего доносится удивительно тонкое благоухание, которое, кажется, несёт с собой жизнь.
Даже если вы по мировоззрению – африканский крокодил, всё равно не пройдёте мимо этого чуда. Потому что такая роза есть сверхлогическое доказательство бытия Божия, свидетельство того, что Небесный Отец сотворил для людей чудеса.
Такой розой должен быть в пасхальные дни и христианин. «Благодать не насилует», – говорит наш народ.
Мы призваны быть не в тягость, а в радость для окружающих. Поэтому, если вам дано хоть немножко умения сочувствовать («А нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать» – даром), вы всегда найдёте, как приветствовать человека в пасхальные дни.
Вот один батюшка встретил девяностодвухлетнего фронтовика и говорит: «Дорогой ветеран Иван Иванович, Христос воскресе!» А тот выпрямился и отвечает: «И Вам того желаю». То есть, человек отвечает на пасхальное приветствие, как может.
Помните, Булат Окуджава говорил: «Каждый пишет, как он слышит, как он дышит». И поэтому нет ничего благороднее и радостнее, чем делиться переполняющей вас благодатью. Любовь найдёт и подыщет слова.
Помню, я был учителем русского языка и литературы и одновременно воспитателем в математическом интернате им. Академика Колмогорова при Московском университете. Там учились старшеклассники. Время было советское, дети приезжали из провинции, и вовсе не каждый был знаком с традициями празднования Пасхи.
Будучи воспитателем, я пришёл на своё дежурство не с пустыми руками – с куличами. А старшеклассники, которые общались со мной неформально, взяли электрический чайник, набили луковой шелухой и выкрасили яйца в приятный коричневый цвет.
Мы уже разложили на столе пасхальную снедь, заварили чай с тем, чтобы достойно провести вечер Светлого Христова Воскресения. Едва лишь только кулич был порезан – по-мужски, на большие куски, – как открылась дверь, и просунул свой нос не кардинал из итальянской оперы «Фигаро», а однокашник моих сотрапезников. Папа его работал в Комитете государственной безопасности – вполне достойная организация.
Мальчик был советского образа жизни и мысли. Хлопнув глазами, он спросил нас: «А что это вы тут делаете?» Поняв, с кем имею дело, я отвечаю: «Как что? Пасху празднуем. Иди к нам, смотри, сколько здесь всего интересного».
Он облизнулся (по академику Павлову, аппетит приходит не только во время еды, но когда на неё смотришь) и, подойдя к столу, угрюмо сказал: «Я атеист и куличей не ем», – при этом не сводя взора с пасхальной снеди. Не растерявшись, я ответил: «Что же, ты, выходит, только засахаренные пятиконечные звёзды кушаешь? Хватит ломаться, съешь кусок кулича, ты что, не мужик, что ли?»
Он не заставил себя долго упрашивать и употребил этот кулич, практически не разжёвывая. Увидев это, я не замедлил немножко поиронизировать: «Вот видишь, твой атеизм оказался проглоченным вместе с куличом. Бери добавку».
Так что, дорогие друзья, перед Светлым Христовым Воскресением никто не устоит – ни Бжезинский, ни Киссинджер, ни Обама, ни Меркель. Пора, дорогие наши зарубежные коллеги и партнёры, оставить однополярную модель мира, приезжайте к нам на Пасху и давайте-ка общаться на паритетных основаниях.
Иерей Димитрий Туркин: Покажите пример, но не убеждайте
Самое лучшее, что мы можем сказать своим ближним в дни пасхального торжества – «Христос воскресе!» Многие эти слова знают, многие отвечают: «Воистину воскресе!»
Но мир, в котором мы живём, – секулярный. Он не согласен с церковными порядками, живёт своими законами.
Формально поздравлять нецерковных людей с праздником Воскресения Христова неправильно. Но, с другой стороны, нашу радость и ликование нельзя скрыть. Это – такая дилемма, которую мы должны научиться решать.
В чём проблема? Я считаю, что она больше – в психологии. Человек, который способен своей радостью и оптимизмом, натурой и глубокой верой заразить других, не должен смущаться неудовольствием ближних ни в малой степени. «Христос воскресе!» – а ответят или не ответят ему, это неважно.
Он может и умеет продемонстрировать и свою веру, и свою убеждённость, и любовь ко Господу. А других это может к чему-то подвигнуть.
Но если ты не чувствуешь в себе такой силы – что ты действительно так веришь и так любишь Бога – в своём внутреннем рабочем коллективе не надо настаивать. Все и так знают, что ты – человек православный, верующий.
Быть по настоящему христианином – это значит в каждом ближнем научиться видеть образ Божий; в каждом, какой бы он ни был. Верующий, неверующий, даже некрещёный – всё равно образ Божий в человеке есть. Просто собственную натуру надо использовать именно так, как она устроена Богом. Не надо себя как-то специально уламывать или настраивать на эту радость: радость или есть, или её нет.
Конечно, ликуя, истинно, правильно радуясь, человек может сделать больше, чем тот, кто напряжением воли будет кого-то в чём-то убеждать, заставлять кого-то поверить, что Христос действительно воскрес и рассказывать ему церковные истины и библейскую историю.
Человеку неверующему невозможно это объяснить и передать эту радость. Но если это искренне, если это внутренне оправдано, то – пожалуйста. Покажите пример, покажите способ, как можно радоваться, но не убеждайте никого.
Есть другая сторона вопроса, когда мы в своём церковном коллективе замыкаемся и превращаем пасхальную радость в своего рода «корпоратив», в котором нет места никому другому. Такая опасность есть, потому что в этой области мы перестаём замечать весь остальной мир, который живёт по-другому.
Не то чтобы мы не имели на это права – мы имеем права на собственные радости. Нас Господь избрал для Своего общения. Но Он избрал нас не для того, чтобы мы устроили в мире некий загончик, в котором будем веселиться. Но избрал для того, чтобы мы освещали этот мир.
«Вы – соль земли, вы – свет миру», — говорит Господь. Как при этом мы можем радоваться на своём «корпоративчике»? Можно посидеть за столом и поздравить друг друга. Но мы должны нести этот свет ближним – в этом главное участие Церкви Христовой в мире.
Иначе достаточно было бы несколько подвижников, которые во всём исполнили бы волю Божию, и они были бы Церковью. Однако же Церковь живёт, и живёт веками.
Да, бывает трудно. Именно сейчас нельзя сказать, чтобы мы были на крутом подъёме: в 90-е годы больше людей крестилось и больше прихожан бывало на Святом Причастии. Однако же времена меняются, а Бог Один и Тот же всегда, и мы призваны к тому, чтобы повеселившись и порадовавшись сами, нести этот Свет дальше.
И главное наше дело в отношении мира – научиться жить так, чтобы каждый, кто увидит в нас христианина, говорил, что только так и можно, так и должно жить человеку. Аминь.
Записали Дарья Менделеева, Тамара Амелина
Видео: Виктор Аромштам