Детей из трёх московских интернатов для умственно-отсталых не пустили на отдых в лагерь «Ракета» (Ногинский район) и ДЦО «Заря» (деревня Рыбаки Дмитровского района). Как правильно нужно готовить инклюзивные смены? Правмир обратился за комментарием к экспертам на рынке детского отдыха — компании Мосгортур, которая проводит инклюзивные детские лагеря, и в настоящий момент готовит летний лагерь,в который приедут дети с синдромом Дауна. Рассказывает заместитель генерального директора компании МОСГОРТУР Наталья Лосева.
— Сложно комментировать ситуацию не зная всех деталей, но могу предположить, в чем проблема. Если говорить технически, то, что мы видим: есть заказчик отдыха, который отправляет группу особых детей и оплачивает им отдых, формулируя определенные требования к инфраструктуре, программе, педсоставу и так далее. Есть организатор отдыха — те, чья ответственность сформировать техническое задание, объявить конкурс, получить подрядчика и проконтролировать корректную реализацию этого техзадания. В принципе организатор и заказчик могут быть одной структурой. Есть база или ее представитель (например, турагентство), которое выходит на конкурс и доказывает, что может исполнить заказ.
Думаю, что здесь, в первую очередь, проблема в том , что база оказалась не готовой к выполнению заказа. Почему это могло произойти, могу только предполагать. Например, ни база, ни посредник не читали толком техзадания и договор. К сожалению, ( и к ужасу!) такое бывает.
Возможно, само техзадание было сформулировано исполнителем общо и невнятно. В нем не было оговорено, кто едет на базу, в чем особенность детей, какая нужна инфраструктура, как должны быть взаимоинтегрированы программы и группы детей, какой спецпедсостав подготовлен.
Мы должны понимать, что ответственность перед особыми детьми в организации выездного отдыха еще выше, чем в ситуации с детьми обычными.
Если бы это делали мы (Мосгортур — прим.ред.), то, рассуждая гипотетически, скорее всего были бы такие этапы:
1) подробное уточнение техзадания, особенностей детей
2) выбор типа отдыха — будет это инклюзивный отдых или лагерь только для детей этого типа
3) разработка программы адаптации к отдыху и самого отдыха, задач смены, подготовка педсостава
4) если отдых инклюзивный, будет этап распределения детей таким образом, чтобы в лагере находилось не более 10-15 процентов особенных детей — это требование специалистов по инклюзии — и дальше очень серьезный и небыстрый этап подготовки лагеря и педсостава для обычных детей к развертыванию программы.
Иным словами, база должна быть даже не проинформирована, а специальным образом подготовлена к приему особых детей. Мы через неделю начнем пилотную «солнечную» инклюзивную смену на базе одного из наших лагерей. То есть мы выступаем одновременно и заказчиком, и организатором, и базой. Эта смена для шести особых детей готовится уже два месяца. Причем готовится и педсостав для детей с синдромом Дауна, и педсостав обычных детей. Иначе риск навредить и тем, и другим детям очень высокий.
К сожалению, отрасль детского отдыха в современном виде только формируется. Очень много и бардака, и заблуждений, и неопытности. Поэтому и возникают вот такие кошмарные ситуации.
Очень надеюсь, что стороны найдут какой-то выход — и педагогический, и организационный.