Магизм не означает, что надо все запретить
Протоиерей Максим Первозванский
Магизм случается, когда мы думаем, что через какие-то предметы, артефакты получим просимое. Но это не значит, что нужно все запретить.
Недавно, в первое воскресенье Великого поста мы отмечали праздник Торжества православия. Это и победа над иконоборчеством, которое почитание икон объявило магизмом. К возникновению иконоборчества, как и сейчас, были определенные основания. Тогда счищали краску с икон, считая ее лекарственной. Сейчас это песочек, который берется с могилки старца, цветочки от блаженной Матроны — некие материальные объекты, которым присваивается исцеляющая и благодатная сила.
VII Вселенский Собор, утверждая иконопочитание, объяснил, что мы, почитая образы, наше почитание и поклонение переносим на первообраз. Икона — это некий мостик от нашего мира к Горнему.
Личность святого проявляет и проявляла себя в этом мире в том числе через свое тело, как живое, так и уже усопшее. Поэтому да, благодать действует и через иконы, и через цветочки, и через песочек. Магизм появляется, как только мы начинаем придавать этому самостоятельное значение, думать, что не Господь молитвами блаженной Матроны исцеляет и помогает, а цветочек от блаженной Матроны.
Вчера одна женщина задала вопрос, как относиться к тому, что она прочитала на каком-то полуоккультном сайте. Там — молитва блаженной Матроне, не принятая в Церкви, но вполне правильная, про борьбу с унынием. Но при этом — целый ряд советов совершенно магического свойства о том, как себя вести, куда сесть, как свечку зажечь, то есть некий дополнительный ритуально-магический обряд, который необходимо совершить. То есть, безусловно, недопустимые вещи.
Для спасения человека Бог не отворачивается от него никогда и нигде, и в самых разных ситуациях, в самых разных вещах может проявлять Свою помощь.
Но если следовать принципу «работает — не работает» — будет как в истории у Аль Пачино. Он говорил: «Когда я был маленький, просил у Бога велосипед, Бог не дал мне велосипед. Тогда я украл велосипед и попросил у Бога прощения. После этого я понял, что Бог работает иначе».
Да, кто-то приходит и к такому выводу. Маленький Аль Пачино, будучи воспитанным истинным католиком, в детстве попросил велосипед и не получил. А сколько людей получали что-то через совершенно, казалось бы, невообразимые вещи?
Не подходит под «работает — не работает» и наше благочестие и наша праведность. Иов был праведным человеком, но все равно в его жизни произошло в человеческом измерении по наихудшему сценарию.
Принцип магизма: я делаю что-то, за это я получу. Неважно, что я сделаю, желая получить нечто взамен — выполню магический обряд, пожертвую необходимую сумму денег, возьму цветочки или песочек, или даже пойду и причащусь.
Конечно, проверить, кто и зачем стоит к Матроне, невозможно. Либо мы должны считать прихожанами только тех людей, которые выполняют определенные требования, следить за прихожанином по документам и давать разрешение съездить к блаженной Матроне в письменном виде.
Но Церковь избрала другой путь, максимально открытый для общества. Мы же знаем, что к блаженной Матроне стоят и люди других вероисповеданий, и атеисты… Возможность посетить храм, приложиться к святыням — есть у всех. Как говорит апостол Павел, «кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).
Мы никого не судим, пусть человек приходит. Кто знает, каким путем ведет его Господь.
Еще — человек не может без обрядов. Посмотрите на самых критически настроенных людей — все равно в важнейшие моменты своей жизни они совершают какой-нибудь обряд. Хоть свадьбу — обязательно платье невесты, лимузин или еще что-то. По определенному чину проводятся совершенно атеистические поминки, гражданская панихида…
Когда мы убираем нашу высокую обрядность, возникают простейшие, уже совсем языческие магические обряды, когда мы не к Богу обращаемся, а придаем значение самому обряду: «Давайте посидим на дорожку». Все сидели «на дорожку» по всему Советскому Союзу.
Поэтому давайте мы лучше наши высшие религиозные чувства облечем в правильные обряды, что и есть в православии. Как понять границы, где эти чувства правильные и обряды православные — на это у нас тоже есть определенные каноны и решения, действующая практика и традиции церковной жизни.
А еще важно не забывать — к Богу у каждого свой путь и свои отношения с Ним.
У нас на приходе много людей, которые не знают, зачем нужно освященное масло, это не имеет отношения к их религиозной жизни. Есть люди, которым это очень важно. Слава Богу!
Цветочки имеют смысл, пока не превращаются в фетиш
Протоиерей Димитрий Климов
Если ко мне подходят люди и просят благословения взять из паломнической поездки «цветочки» или «земельку», отвечаю по ситуации. Если вижу, что человек имеет уже какое-то понятие о церковной жизни, я благословляю, но говорю, что можно обойтись и без этого. Но бывает, что человек впервые задумался о православии, когда шаман или знахарка отправила его «за маслицем».
С одной стороны, это все действительно магизм и колдовство. С другой стороны — люди без этого о Боге бы, может, и не вспомнили. Может быть, если человек уже подошел к священнику с вопросом, это будет какой-то зацепкой.
Вообще вопрос даже не в том, магизм или не магизм стремление привезти освященные предметы, а в мелочности, в суетливости нашей религиозной жизни. В нежелании понять что-то главное, важное, в стремлении обращать внимание на какие-то периферийные вещи, совершенно не относящиеся вообще к главному. Эта мелочность сейчас свойственна вообще очень многим людям, когда человек не отделяет основное от второстепенного.
Как-то ко мне подошла женщина и начала рассказывать о своих видениях, о снах, о том, что ей святые являются. Увидев мое скептическое выражение лица, она спросила: «Вы что, не верите мне?» Я ответил: «Почему я должен вам верить?» На что услышал: «Ну вы же верите в то, что Христос воскрес из мертвых».
И как вот мне ей объяснить, что верить в Бога — это одно, а верить во всевозможные «святыньки» — совсем другое. Православным себя человек должен считать тогда, когда он усвоил Символ веры, основные догмы нашего православного христианства. А не тогда, когда он ездит и привозит отовсюду цветочки и земельку.
Чаще бывает, что спрашивают о них люди, когда уже вернулись. «А что теперь с этим со всем делать?» Меня этот вопрос буквально в ступор вгоняет. Ты ж человека никуда не направлял и не рекомендовал туда ехать, а он тебя спрашивает, что делать. Делай, что хочешь. Порой доходит до того, что настаивают на «земельке» воду, а потом пьют.
Наша религиозная жизнь очень сильно заражена этой дремучей народной оккультностью. И распространяют все это те самые «лечащие бабки», у которых два диагноза на все случаи: порча и сглаз. Увы, это внедрилось и в нашу церковную жизнь.
У меня большой вопрос и к тем обителям, где раздают «святыньки», и иногда кажется, что у них просто цель — привлечь больше народу. Даже не важно, зачем те едут.
Как же провести грань — где магизм, а где вера? Когда мы забираем у Бога свободу, не даем возможность Богу Самому решать, что нам дать, что не дать, когда мы начинаем требовать — это уже магизм.
Потому что магия, язычество, оккультизм как раз учат, что некий человек знает методы, ритуалы, посредством которых можно заставить силы, невидимые нам, непонятные, действовать в наших интересах.
Да, в христианстве есть все основания для того, чтобы с неким трепетом, с почитанием относиться к материи. Потому что Сам Христос — это воплотившийся Бог, воплотившийся в человечестве, в материи, освятивший этот мир, освятивший материю. И потому у нас есть догмат иконопочитания. Но мы почему-то усвоили глагол «поклоняться». Но догмат как раз против этого глагола, ведь мы иконам не поклоняемся, мы их почитаем. А поклоняемся мы Богу, который изображен на них.
То же самое касается освящения воды, освящения каких-то предметов. Да, материя тоже освящается, становится проводником каких-то духовных даров для человека. Но надо понимать, что не сама по себе материя свята, а она свята постольку, поскольку ей это благословение присваивает Бог.
Когда человек получает помощь от Бога безо всякой материи, он не всегда поймет, что эта помощь от Бога. А когда человек через какую-то святыню получает исцеление, тогда у него и мотивация будет. Ведь он понимает, что ему помог своими молитвами Богу вот именно этот святой. То есть материя — как некая стрелочка, указующая на источник помощи. Так что все эти «маслица» и «цветочки» имеют смысл. Но как только они становятся фетишем, талисманом, оберегом, предметами, обладающими силой, — это превращается в магию.
И к Богу надо обращаться, просто открыв свое сердце и поняв, что на самом деле Ему нужны любовь, наша преданность заповедям, любовь к ближним.