Как исповедоваться сейчас, когда вокруг атмосфера непонимания?
— Даже среди воцерковленных и искренне верующих людей распространено заблуждение о том, что исповедь — это некий отчет о грехах, который надо сдать. И поэтому они считают, что надо составить некий список, прийти в храм и по нему отчитаться.
На самом деле Таинство покаяния (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания) — это некий поворот души. Ты шел не туда, а теперь идешь в нужную сторону. Следуешь за Христом, Который и путь, и истина, и жизнь.
В нынешней напряженной ситуации надо помнить о том, что всегда есть какие-то внешние искушения. Два года назад были медицинские проблемы и люди озлоблялись друг на друга из-за этого.
Но если страсти, возникающие в душе в ответ на какие-то внешние раздражения, не становятся «мертвыми якорями», останавливающими наш корабль спасения — это нам не помешает.
Именно поэтому наша задача на исповеди — не просто отчитываться: «Господи, я с кем-то поругался, с кем-то спорил, на кого-то обиделся. Я, конечно, покаюсь, но сейчас пойду и продолжу делать то же самое».
Наша задача — посмотреть, могу ли я следовать за Христом, и при этом не поругаться ни с кем по пути.
Могу ли я там, где искушения, дистанцироваться?
Могу ли я промолчать в каких-то ситуациях, а не лезть со своим списком аргументов. Именно это будет настоящим покаянием — переосмысление каждой конкретной жизненной ситуации. Особенно если эта ситуация регулярно повторяется.
Поэтому в течение Великого поста призываю всех не бегать каждую неделю на исповедь, а обозначить для себя некие ключевые точки, над которыми нужно работать. И только после этого можно действительно свидетельствовать Богу: да, я меняюсь.
Надо помнить, что покаяние — это процесс, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы часто сбиваемся с пути. И если ты наступил несколько раз на грабли и они тебя по голове ударили, значит, в следующий раз лучше так не делать.
В общении можно какие-то темы обойти стороной, а от какого-то общения полностью отказаться.
Сейчас много ссор и непонимания на работе, в семье — как вести себя?
— Конечно, в семье могут быть разногласия. Те, которые сопровождают нашу жизнь в течение многих лет. Воспользуйтесь своим опытом, опытом души христианской, которая стремилась к Христу и эти искушения преодолевала. Что вы при этом делали? Может быть, и сейчас при разногласиях применить этот способ?
С мамой подействует один метод, с мужем или женой — другой. Нужно оглянуться назад, понять, что работало раньше, и применить этот способ во время новых разногласий.
Не факт, что это сработает. Ведь появились новые обстоятельства. Но мы созданы по образу и подобию Божьему. Бог — это Творец мира. И у каждого из нас есть творческие способности души. И мы найдем возможность сохранить мир в семье.
Если со священником разные взгляды, можно ли ему исповедоваться?
— Исповедоваться можно, ведь мы исповедуемся Христу.
В каждом Таинстве есть чудо. И в Таинстве священства чудо в том, что даже самый негодный священник, который, возможно, будет отвечать за свои грехи перед Господом и отдалится от райского блаженства или в аду окажется, все равно совершает Таинство. И через руки грешного священника Господь благодать Святого Духа верующим людям подает и в Таинстве Покаяния, и в Таинстве Евхаристии.
Но так как наша задача — не создавать себе искусственные препятствия, то мы, конечно, сами себе выбираем священника, у которого будем исповедоваться. Мы выбираем среди грешных людей человека, чьи грехи нам меньше мешают и чьи добродетели нам чуть больше помогают на пути нашего общения с Христом.
Новые факторы могут стать дополнительной гирей на этих весах выбора. Но надо помнить, что у лукавого есть стандартная уловка: «Смотри — вот грешный священник. Поэтому не иди к Христу». Но эта логика та же, что у школьника, который решил «назло бабушке отморозить уши».
Как и в ситуации с непониманием у близких людей в семье, тут тоже могут быть разногласия. Но любовь объединяет.
Это касается и пастырского напутствия относительно грехов. Если священник знает историю болезни твоей души, если его слова отзываются, то абсолютно не важно, что он думает относительно грехов других людей. А Господь говорит: «Кто ты такой, чтобы судить?»
Сложнее всего ситуация, когда священник не в частных разговорах, а с амвона говорит о своей политической позиции. Я сам могу поспорить в кругу священников, иногда это горячие споры. Но я стараюсь свою позицию с амвона не возглашать.
Я знаю, что многие мои прихожане не разделяют мои личные взгляды. Но так как я их не навязываю, у нас получается хорошо выстраивать взаимное приходское общение.
Прежде чем менять духовника и идти исповедоваться к другому священнику, человек должен подумать, а все ли он на пути ко Христу узнал у этого священника. Или он может еще получить духовных знаний?
К священнику мы идем не потому, что он верно или неверно разбирается в политике или красиво говорит. Мы идем к нему как к человеку, который служит Христу и учит заповедям.
От происходящего многие впадают в уныние, это греховное состояние?
— Надо понимать, что на фоне внешних событий у человека может возникать тревожность. Когда мы боимся — это нормальное состояние, здоровая реакция психики. Не нужно это путать с унынием.
Уныние — это отказ от спасения. Если все так плохо, что я не могу спастись, мне мешают это сделать священник, церковь, мои грехи — это уныние.
Нужно применять духовные средства, ограничивать потребление негативной информации. Сократить споры с теми, кто с тобой не солидарен. И тем самым переставать себя накручивать. Это поможет не только в борьбе с унынием, но и с возникшим нервным состоянием.
Даже если человек придет в храм и просто побудет там, это может помочь. Даже если он не будет молиться, но услышит церковное пение, увидит свет свечей, это его успокоит. А может быть, на следующий день у него уже получится помолиться.
Что делать, если кажется, что своим бездействием я не противостою творящемуся злу?
— Надо сказать себе: «Ты не центр вселенной и мир вертится не вокруг тебя».
Гордость срубила с небес предводителя ангельского войска. Все страсти в аскетическом святоотеческом учении попираются гордостью.
А противостоять этому можно только любовью. И любовь проявляешь ты сам. Надо понять, где ты можешь помочь. Рядом с тобой может оказаться человек, который пострадал от военных действий. И это не просто внутренние переживания. Может быть, он потерял кров, работу, имущество, и ему надо помочь.
Лучше всего борешься со своими страстями тогда, когда идешь и помогаешь своему ближнему.
Сейчас в регионах много беженцев и им нужна помощь. Если там, где вы живете, таких людей нет, то надо вспомнить, что есть и другие, кому можно помочь и о ком позаботиться.
А Господь в притче о Страшном суде говорит: «То, что ты сделал меньшим Моим, ты сделал Мне».