Как быть, если священник на приходе один, а исповедующихся десятки, сотни? Таких приходов немало, и бедный священник в лучшем случае успевает уделить каждому две-три минуты… Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.
— Первые полтора года здесь я служил один. Народу было меньше, чем сейчас, но тоже достаточно. Помню, воскресную или праздничную литургию начинал часа на полтора позже назначенного времени, потому что если на каждого из ста человек потратишь одну минуту, получится больше полутора часов. Люди не роптали, но я сам понимал, что так не годится. Поэтому нашел выход.
Несколько месяцев готовил прихожан, предупреждал, что когда начнется Великий пост, буду исповедовать только вечером, а потом так и сделал. Вечером исповедовал, литургия начиналась вовремя, служил ее без остановок, а потом, когда литургия заканчивалась и все расходились, я, чтобы никого не обижать, исповедовал и причащал тех людей, которые вечером не могли прийти на исповедь — обычно пять-десять человек.
В 1992 году рукоположили отца Сергия Резникова, теперь нас, действительно, пятеро, снисходя к немощам человеческим и жизненным обстоятельствам (работают многие накануне двунадесятого праздника да и по субботам — не всегда могут прийти на всенощную), исповедуем и на литургии, но вообще я постоянно объясняю прихожанам, что лучше исповедоваться накануне.
Не дело это — стоять всю литургию в приделе возле купели. И, конечно, по утрам мы вынуждены исповедовать быстро. Кому действительно нужна духовная поддержка, духовный совет, пусть приходит накануне, а если есть возможность прийти на неделе, еще лучше — в будни народу мало.
— Можно ли объяснить смысл исповеди ребенку, подростку, научить его покаянию? Иной подросток в теории по нравственному богословию и преподавателей воскресной школы за пояс заткнет, но эти знания порой уживаются с греховностью, а то и с цинизмом.
— Я вообще отношусь без восторга к особенным богословским познаниям подростков. Помню, в самом первом классе нашей воскресной школы, в том, где учился мой старший сын, владыка Константин, мы устроили экзамен. И именно мальчик, который занял первое место, через 10 лет пришел ко мне в храм и поздоровался со мной за руку. Это показывает, насколько он к тому времени отдалился от Церкви.
Правда, еще через несколько лет он вернулся, покаялся, снова стал исповедоваться и причащаться, но не богословские знания стали определяющими в его возвращении, а жизненные испытания.
Другой мальчик из нашей воскресной школы поступал в церковное учебное заведение. У него всегда грамотность хромала, и на вступительных экзаменах по русскому языку он получил двойку. Но своими знаниями по истории и Закону Божиему он так потряс преподавателей, что ему позволили через три месяца пересдать русский и зачислили его на первый курс — случай беспрецедентный! Там он тоже блестяще учился, закончил, но потом… спился.
Детские успехи не могут не радовать родителей, но я отношусь к ним спокойно. И не являюсь сторонником олимпиад по Основам православной культуры. Нагоняются знания, которые не соответствуют ни миропониманию ребенка, ни его жизненному опыту, не говоря уж об опыте духовном. И наша воскресная школа в таких олимпиадах никогда не участвует. Не нужны они, на мой взгляд.
Беседовал Леонид Виноградов