Как избежать молитвенной озлобленности
2 марта 2009 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев и клирики соборного храма.
Прослушать проповедь:
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с Первосвятительским словом к верующим, в котором подчеркнул важность воздержания. «Особенностью всякого поста является воздержание в пище. Многие люди, особенно современные, плохо понимают, почему надо воздерживаться от определенного качества пищи. Иногда встречаются такие расхожие мнения, что не зависит состояние человеческой души от того, что человек ест или пьет, а зависит, мол, от того, что он делает и говорит. Вот такого рода понимание второстепенной значимости поста является глубоко ошибочным, – обратил внимание Святейший Патриарх Кирилл. – Пост, как воздержание от пищи, является одной из самых древних религиозных практик. Пост во многом определяет строй религиозной жизни человека, ибо от того, что человек ест и что пьет, в каком количестве он потребляет пищу, в том числе зависит и состояние его души».
Священная история и история Церкви содержат множество примеров того, как люди налагали на себя пост перед событиями, имеющими большое значение для их жизни, сказал далее Его Святейшество. Так было и при помазании царей на царство, и перед сражениями, то есть тогда, когда требовалась максимальная концентрация духовных сил человека, и чтобы помочь этой концентрации, люди налагали на себя пост в качестве воздержания от пищи. «Самый убедительный пример такого поста явил Господь, Который перед началом своего общественного служения сорок дней и ночей не вкушал пищи, предуготовляя себя перед спасительной миссией», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Почему ограничение в пище влияет на состояние человеческой души? В древности у людей были мифические представления о душе. Многие думали, что душа – это некий человек в человеке, некая автономная субстанция, не связанная с человеческим телом, – сказал Святейший Владыка. – В глубокой древности были даже еретики, которые считали, что эта субстанция является положительным началом в человеке, а тело – материальное начало, является безусловно отрицательным и греховным. Церковь осудила эту ересь».
В XIX веке в результате научных исследований в области высшей нервной деятельности стало ясно, что многие черты человеческого характера и свойства человеческой души рождаются в теле и являются результатом совершенно конкретных процессов, – например, гнев, зависть, мирное состояние, агрессивное состояние, злоба и многое другое, напомнил Его Святейшество.
«Сегодня мы понимаем, что душа и тело неразрывно связаны с земной жизнью человека, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Нет границы, отделяющей душу от тела; духовное и физическое взаимно проникают и определяют состояние друг друга. Действительно многие духовные качества и свойства человека рождаются в человеческом теле, но принадлежат человеческой душе. И мы верим, что эти свойства и качества не разрушаются со смертью человека, но уходят в вечность. И подобно тому, как не разрушается свет, который исходит от далеко отстоящей от Земли звезды, которая, может быть, физически уже не существует, а свет идет к земле и самостоятельно существует вне этой звезды, вот так и свойства человеческой души, рожденные в теле и при посредстве тела, после человеческой смерти, подобно свету, исходящему от умершей и потухшей звезды, имеют свое независимое существование и уходят в вечность. А если так, то, значит, физическое в человеке имеет прямое отношение к спасению. От того, какие формируются в нас чувствования, во многом зависит духовная жизнь человека».
В глубокой древности люди заметили, что воздержание от пищи содействует утончению человеческих чувств, помогает контролировать разумом и волей человеческие страсти, делает человека более духовно возвышенным, целостным и сильным, сказал Его Святейшество. «И напротив – злоупотребление пищей, питием, особенно алкоголем провоцирует создание самых отвратительных и греховных чувствований, которые обрекают душу на вечную погибель», – подчеркнул он.
Предстоятель Русской Православной Церкви также отметил, что пост, помимо того, что благотворно влияет на человеческие чувства, формирует волю. «Воля имеет очень большое значение в духовной жизни человека, потому что волевым усилием мы совершаем те или иные поступки или же воздерживаемся от них, равно как волевым усилием мы можем контролировать наши мысли и наши слова, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Чтобы воспитать волю, нужны некие упражнения. Многие люди кичатся своей силой, в том числе и силой воли. И как часто такие люди, думающие, что обладают внутренней силой, оказываются неспособными в течение семи недель воздержаться от скоромной пищи. Но если мы не способны от скоромной пищи воздержаться, о каких же духовных подвигах можно говорить? О каких добрых делах можно говорить, если воли и сил не хватает на самую малость – ограничить себя от определенного рода пищи?» С другой стороны, когда человек начинает поститься, сталкивается с дискомфортом и трудностями и пытается преодолеть их во имя Божие, тогда незримо, но реально укрепляется его воля, отметил Святейший Владыка.
«Воздержание от пищи в пост связано с определенным отношением человека к Богу, – подчеркнул Его Святейшество. – Мы постимся, потому что мы Богу доверяем, мы верим, что пост может принести нам пользу. В сторону отставляя всякое человеческое мудровствование, мы принимаем дисциплину поста, мы смиряемся пред Господом. Смирение и доверие к Богу, которое мы проявляем через пост, имеют также огромное духовное значение, воспитывая нашу душу, воспитывая нашу личность в правильном религиозном понимании».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил верующих о некоторых возможных искушениях во время поста. «Одно искушение, о нем уже было сказано, сводится к тому, что человеку кажется – какая разница, постится он или не постится. Такой человек как бы не видит никаких перемен, происходящих в душе. Его охватывают гнев, разочарование или даже раздражение, и чаще всего такой человек прекращает пост, не доводит его до конца», – сказал Святейший Владыка и отметил, что есть и другой соблазн, связанный с постом, – когда человек сугубо постится, но вместо чувства смирения пред Богом и осознания своих грехов пощение провоцирует в нем гордость, надменность, превозношение над теми, кто не постится.
«Как-то я разговаривал с одной монахиней, и она употребила словосочетание, которое вызвало у меня улыбку, а потом, поразмыслив, подумал, что права была эта матушка, – поведал Его Святейшество. – Она сказала: вот иногда, когда человек уж очень сильно постится, то вместо мирного и доброго расположения у него возникает молитвенно-озлобленное состояние. Действительно, молится такой человек, посещает храм, постится, а вместо мира душевного – озлобление, превозношение над другими. Бывает даже так, что в монастырях, во время Великого поста осложняются отношения между иночествующими; бывает нечто подобное и в наших приходах. И кажется, что напряжение сил проходит впустую, в соблазн, а не во спасение. Для того, чтобы не происходило ничего подобного, мы никого не должны осуждать – тех, кто постится не как мы или вообще не постится. Мы должны со смирением оценивать свое духовное состояние, потому что именно духовное состояние является целью поста. Если же вместо смирения, покорности Господу, осознания своей греховности в наших сердцах возникает надменное и презрительное отношение к другим, чувство озлобления и раздражительности, то это означает, что что-то неправильно мы совершаем во время поста».
Пост – это великое и благодатное средство, способное возвысить человеческую душу; воздержание от пищи, закаляя волю и утончая чувства, влияет на формирование духовных сил человека, на формирование его духовного облика, вновь подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Благодарение Богу, в стране нашей все больше и больше людей участвуют в посте – об этом свидетельствует статистика, – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, – и это является добрым свидетельством возвращения нашего народа к древнейшей религиозной практике работы над самим собой».
«Мы только что с вами вступили в поприще Святой Четыредесятницы, – сказал в заключение Его Святейшество. – Дай нам Бог провести эти дни в посте, чтобы приблизиться к празднику Святой Пасхи, почувствовать реальные изменения в своей душе, почувствовать прикосновение Божией благодати в ответ на наше смиренное, исполненное доверия Богу постное поприще. Аминь».