Зачем установлен Великий пост
Мы начнем нашу беседу с главы из «Душеполезных поучений» Аввы Дорофея – «О святой четырядесятнице». В этом поучении Авва Дорофей объясняет зачем установлен Великий пост:
В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу.
Мы все знаем сколько в году дней, и десятая часть – это 36,5 дней. И мы знаем, что пост длится 48 дней. Но вычитая субботы и воскресенья, которые не относятся к Великому посту, мы получим как раз 36,5 дней поста:
Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост Святой Субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом, приложив пост Святой Великой Субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трёхсот шестидесяти пяти дней года.
Великий пост – это наша десятина Богу, наше служение Богу и ближним. В эти дни нужно сменить некий приоритет, который есть в нашем сознании, изменить наше сердце.
Великий пост установлен для того, чтобы мы видели наши грехи, чтобы мы могли по-настоящему покаяться в грехах.
Каяться можно не только на исповеди, не только перед крещением, дело покаяния – это дело всей нашей жизни. Вот как о покаянии говорит преподобный Иоанн Лествичник:
Покаяние есть возобновление крещения.
Когда мы крестились, нам был дан дар Духа Святаго, если мы каемся в грехах, то этот дар возобновляется.
Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения.
Только через покаяние можно купить смирение.
Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения.
Нужно хотя бы в чем-то отвергнуть телесное утешение — отказаться от еды, развлечений, так как без этого не будет покаяния.
Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений.
Во время поста мы должны обратить свой ум не на других а на себя.
Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния.
Иуда не поверил, что может быть прощен Богом и повесился, а вот покаяние перед Богом – это отвержение отчаяния.
Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.
Каждый из нас должен подумать, какими делами он может тягаться со своими грехами: ты осуждаешь других — всех прощай, ты любишь вкусно поесть – воздерживайся, ты любишь сидеть в социальных сетях – ограничь общение на пост, ты жалеешь, что беспечен и не думаешь о деньгах – стань бережливее.
Покаяние есть очищение совести. Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.
Если в пост с нами случается что-то скорбное – болезнь, неприятности, предательство близких, нужно потерпеть это.
Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого. Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве.
И насколько можно все это исполнить, настолько будет удачен для нас наступающий пост.
Праздники в Великий пост
Великий пост – это участие в замечательных богослужениях, праздниках, общей молитве. Великим постом особо празднуются следующие праздники: память 40 мучеников Севастийских и Обретение главы Иоанна Предтечи.
В этом году память 40 мучеников совпадает с воскресным днем, и мы все можем прийти на этот праздник. Севастийские мученики были воинами, они составляли особый полк, служили в войске императора, воевали, наверное, убивали во время войны, но были христианами. И вот император начал гонения на христиан и повелел, чтобы все воины отреклись от Христа, дав клятву языческим богам.
40 воинов отказались. Их избили, бросили в темницу, а потом раздели и поставили в Севастийское озеро. Ночью был мороз, озеро начал сковывать лед, но они стояли в ледяной воде всю ночь, молясь и прославляя Бога.
На берегу же, специально на случай, если кто-то захочет отречься от Христа и согреться, была растоплена баня. Один из воинов не выдержал и побежал в баню. Мучеников стало 39, однако воин, который охранял мучеников, увидел, как на их главы сходят венцы, сорвал с себя одежду и бросился в воду, желая тоже приобщиться этой радости и славе.
Утром 40 мучеников предали страшной казни — им перебили голени. Самый юный из мучеников пострадал первым, потому что его мать, думая, что он не выдержит зрелища мучений других и отречется, просила, чтобы его предали казни первым. И когда он остался жив после казни, а останки мучеников повезли на сожжение, она бежала с телом своего умирающего сына за телегами и просила предать его огню вместе с другими, чтобы он не лишился славы и чести, которой сподобились эти мученики.
Останки мучеников были брошены в воду, во избежание дальнейшего их почитания христианами. Но Господь их прославил — епископ города смог собрать мощи мучеников ночью, так как они светились в воде.
Так в день Севастийских мучеников мы вспоминаем 40 воинов, по числу дней святой четырядесятницы пострадавших за Христа.
Есть во время Великого поста дни особой памяти святых. Например, совершается память преподобной Марии Египетской. Прочитайте ее житие – это великая радость, оно открывает нам тайну покаяния.
Как смогла блудница, которая с 13 лет грешила и увлекала на грех огромное количество людей, стать святой, победить в себе страсть, которая сейчас владеет всеми нами?
Сегодня все люди заражены этой страстью, она открыто проповедуется и рекламируется, избежать ее очень сложно, даже Святыми Отцами она называется страстью естественной, потому что она коренится в естестве человека.
И Мария Египетская, получив навык этой страсти с 13-ти лет, сумела ее победить. Как это произошло рассказывается в житии, которое является одним из самых лучших агиографических памятников литературы.
Каждый воскресный день также является праздником:
20 марта – Торжество Православия
27 марта – память святителя Григория Паламы
3 апреля – Неделя Крестопоклонная
10 апреля – память преподобного Иоанна Лествичника
17 апреля – память преподобной Марии Египетской
24 апреля – Вход Господень в Иерусалим
Главные особенности богослужения в Великий пост
В Великий пост Литургия совершается не во все дни. Мы лишаемся возможности причащаться Святых Таин часто.
Литургия Преждеосвященных Даров сложилась из практики самопричащения монахов в пустыне. Литургия Преждеосвященных Даров называется Литургией, но не имеет главной части, сердца Литургии – Евхаристического канона или Анафоры.
Евхаристический канон начинается после пения Символа веры. Главная часть Евхаристического канона – молитва, которую совершает священник в алтаре – Анафора.
Во время Анафоры происходит воспоминание того, что совершил Господь ради нашего спасения, благодарение Богу, молитва о ниспослании Святого Духа и молитва за всех живых и усопших.
На Литургии Преждеосвященных Даров нет Евхаристического канона и Святые Дары заготавливаются заранее, в воскресный день. Раньше Литургия Преждеосвященных Даров совершалась вечером и люди постились весь день, чтобы причаститься. Сейчас в некоторых храмах эта практика возобновляется.
Каждый воскресный день совершается Литургия Василия Великого. Анафора Литургии Василия Великого начинается молитвой, в которой говорится о каждом из Лиц Святой Троицы. О Боге Отце:
Владыко всех, Господи небесе и земли и всея твари, видимыя же и невидимыя, Седяй на престоле славы и пpизиpаяй бездны, безначальне, невидиме, непостижиме, неописанне, неизменне! Отче Господа нашего Иисуса Христа.
О Боге Сыне:
Упование наше, Иже есть образ Твоея (Отца) благости, печать равнообразная, в Себе показуя Тя, Отца, Слово живое, Бог истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный, Имже Дух Святый явися.
О Святом Духе:
Дух истины, сыноположения дарование, обручение будущаго наследия, начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, от Негоже вся тварь, словесная же и умная, укрепляема. Тебе служит и Тебе присносущное возсылает славословие.
Анафора составлена святителем Василием Великим, и в одной ее части воспоминается то, что совершил Господь:
Сие творите в Мое воспоминание: елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедуете. Поминающе, убо, Владыко, и мы спасительная Его Страдания, животворящий Крест, тридневное погребение, еже из мертвых Воскресение, еже на Небеса возшествие, еже одесную Тебе Бога и Отца седение, и славное и страшное Его Второе Пришествие.
И дальше перед тем, как призвать благодать Святого Духа, священник молится:
Сего ради, Владыко Пресвятый, и мы грешнии, и недостойнии раби Твои, сподобльшиися служити Святому Твоему Жертвеннику, не ради правд наших, не бо сотворихом что благо на земли, но ради милости Твоея и щедрот Твоих, яже излиял еси богатно на ны, дерзающе приближаемся Святому Твоему Жертвеннику: и предложше вместообразная Святаго Тела и Крове Христа Tвоегo.
На каждой Литургии возобновляется, является нам тайна распятия Христа за нас грешных, алтарь и Престол – это Крест, но только вместо кровавой жертвы мы приносим Богу Хлеб и Вино.
Во время Анафоры мы молимся о наших близких, священник говорит:
И ихже мы не помянухом неведением, или забвением, или множеством имен, Сам помяни. Боже, ведый коегождо возраст и именование, ведый коегождо от утробы матере его: Ты бо еси, Господи, помощь безпомощным, надежда безнадежным, обуреваемым Спаситель, плавающим пристанище, недугующим Врач. Сам всем вся буди, ведый коегождо, и прошение его, дом, и потребу его.
И в самом конце Анафоры священник молится так:
Всех нас приими в Царство Твое, сыны света и сыны дне показавый: Твой мир и Твою любовь даруй нам, Господи Боже наш, вся бо воздал еси нам.
На Литургии Василия Великого поется замечательное песнопение, в котором прославляется Божия Матерь. Это песнь, которую воспел Иоанн Дамаскин, когда с ним случилось чудо.
Он служил у халифа и ему, важному лицу в государстве, по подложному письму, якобы свидетельствовавшему о его измене халифу, всенародно отрубили правую руку. Он забрал свою руку, приложил к отрубленному месту, стал молиться и жаловаться Божией Матери, а затем, утомленный, заснул. Во сне ему явилась Божия Матерь и исцелила его руку.
С тех пор он носил на голове повязку, которой была перевязана рука, вместо монашеского одеяния. И вот это песнопение, которое он написал в хвалу Божией Матери:
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе!
Как нужно изменить нашу жизнь в Великий пост
Нужно молиться
Причем нужно исправить в молитве то, что мы должны делать, но не делаем обычно — не молиться на ходу, например.
Сколько времени должна занимать молитва? Каждый пусть решит сам. Можно поставить телефон на таймер и молиться. Смысл не в том, чтобы все оттарабанить, а, чтобы молитва шла Богу от сердца, от души. Но молиться медленно не всегда хорошо, некоторые Святые Отцы советуют молиться внимательно, но быстро, чтобы никакие помыслы не успели проскочить.
Нужно читать молитву Ефрема Сирина. Молитва должна сопровождать нас не только в храме, но и утром, и вечером.
Нужно чаще бывать в храме
Следует ходить в храм не только по воскресеньям, но и в будние дни, иначе мы не приобщимся посту. Ведь именно в будние дни поются и читаются особые покаянные молитвы.
Не развлекаться
Не стоит смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку. Если это невозможно выполнить, то нужно хотя бы соразмерить развлечения с разными днями поста.
Например, самый строгий день в Великий пост – Великая пятница. Далее по степени строгости – первые три дня Первой седмицы поста, и Страстная седмица. Также строгая в плане поста — Крестопоклонная седмица. В субботу и воскресенье пост можно немного ослабить.
Нужно читать полезные для души книги
Очень полезно Великим постом погрузить ум в богословие, приобщиться его тайне. Например, читать следующие книги, повествующие о тайнах православной веры:
Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост» — книга рассказывает о смысле поста.
Архимандрит Киприан Керн «Антропология святителя Григория Паламы» и протоиерей Иоанн Мейендорф «Введение в изучение св. Григория Паламы» — об учении Григория Паламы.
Протоиерей Олег Давыденков. «Катехизис: Введение в догматическое богословие».
Владимир Лосский. «Догматическое богословие», «Очерк мистического богословия Восточной Церкви».
Изменить отношения с домашними. Быть предупредительным, ответственным, не укорять мужа, не ругать детей и так далее.
Творить дела милосердия. Жертвовать деньги, вещи, помогать нуждающимся, навещать больных.
Страстная седмица
Конечно, Великим постом мы готовимся к празднику Светлого Христова Воскресения. Но за Великий пост мы должны осознать, что такое Крест Христов.
Ношение нами нательного креста – это память о Том, Кто ради нас принял позорную, мучительную смерть. Раз в год в Церкви совершается воспоминание страданий Христа – Страстная седмица. И главное воспоминание совершается вечером в Великий четверг.
В этот день нужно обязательно быть в храме, быть у Креста Господня. У нас не будет оправдания на Страшном Суде, если мы не побываем на этой службе. Без службы Великого четверга, без причастия Кресту Господню, сердце наше останется окамененным.
Мы должны почувствовать то, что совершил Господь, и тогда радость Пасхи будет с нами.
Великий пост — время творить дела милосердия. Стать Другом милосердия можно прямо сейчас, оформив регулярное пожертвование на нужды православной службы помощи «Милосердие».