Первая неделя августа — Всемирная неделя грудного вскармливания. Правмир попросил священников ответить на вопросы, которые прислали нам кормящие мамы.
ПОСТ ДЛЯ КОРМЯЩИХ
— Должно ли быть послабление в еде во время поста для кормящих матерей?
Не забывать про здравый смысл
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:
Для кормящих матерей пост, конечно, ослабляется. Более того, им нужно усиленное питание, больше молочной пищи.
А что касается мяса, думаю, постом любой человек, даже кормящая мамочка, если она здорова, может не есть его. Но здесь важно смотреть внимательно на состояние здоровья: кормящей маме нужны силы.
Цель поста — некая осмысленная и оправданная жертва ради Бога. Ведь главная задача матери — вырастить ребеночка, ей Богом дарованного, хорошим, крепким и здоровым, и самой при этом сохранить силы и бодрость духа.
Подрастет ребенок, не нужно будет его грудью кормить, тогда и поститься можно более строго. А пока дети маленькие, мамочке не до особо строгого поста. Строгость может зависеть от состояния здоровья, от усердия, но всегда быть по благословению духовника и по согласованию с врачом. При этом маме не стоит забывать про собственный здравый смысл.
К вопросу о посте надо подходить творчески
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Насчет послаблений поста для беременных и кормящих есть несколько мнений. Я придерживаюсь того, что если ограничения поста не причиняют вред здоровью, то они вполне допустимы беременным и кормящим мамочкам. На самом деле, не есть мясо во время поста большинству кормящих здоровых женщин не противопоказано.
Пост для беременных и кормящих никто не отменял. Есть единственное упоминание в книге правил, что если женщина родит в Страстную седмицу, то ей позволяется вино и елей ради ее немощи. Больше никаких указаний на этот счет нет.
Но женщины все разные, беременность и кормление у них тоже протекают по-разному. Есть те, которые не постятся по состоянию здоровья, едят все в пост, даже мясо, и все равное выглядят и чувствуют себя ослабленными. Им трудно поститься. И строго требовать от них соблюдения поста не оправданно.
А другие соблюдают все посты, в принципе никогда не едят мяса, и при этом нормально себя чувствуют, рожают, кормят грудью. Причем рожают много детей. И дети вырастают прекрасными, здоровыми. Это я не теоретические измышления говорю, а рассказываю об опыте многих знакомых женщин.
Поэтому здесь надо подходить очень индивидуально. Иногда священники, если они особо не вникают в ситуацию, может быть, не очень зная женщину, рекомендуют ей серьезные послабления в посте, вплоть до мяса.
Мне кажется, мамы сами должны смотреть по своему состоянию. Если женщина воздерживается от молочного, и с ней ничего не происходит — и хорошо. А если женщина не попила чай с молоком, и количество собственного молока у нее резко уменьшилось, значит, надо изменять режим поста.
Надо помнить о важном правиле — пост не должен ухудшать состояние здоровья, не должен вредить ни маме, ни ребенку.
Понятно, что если перейти на картошку, отказавшись от животного белка, то в организме никаких сил не хватит. Но можно, оказываясь от тех или иных продуктов, заменять их постными, но содержащими много полезных веществ. Здесь можно проконсультироваться со специалистом.
Главное — без терроризма по отношению к собственному организму. Но с другой стороны, не стоит безоглядно думать: «Ага, я беременная (я кормящая), значит, мне в пост можно есть любую пищу». Это неправильно.
Если здоровье не позволяет поститься полноценно, то стоит оказаться от продуктов, которые, может, и являются «постными», но же вредят и маме, и ребенку — тех же сахаросодержащих лимонадов. Начать можно со вредных вкусностей, которые женщина привыкла есть.
В общем, к вопросу о посте кормящей маме надо подходить творчески.
Рассчитать свои силы
Протоиерей Андрей Юревич:
В вопросах поста нужно ориентироваться на самочувствие любого человека, а не только кормящей женщины. Потому что есть обстоятельства, такие как болезнь, допустим, которые вменяются в пост. Ведь что такое пост? Это некое ограничение самого себя, но не извне.
Если ограничение человек воспринимает как ограничение извне, как какие-то внешние рамки, смысла в этом нет. Потому что смысл поста в том, чтобы человек трудился над собой. А внешние рамки — это как тюрьма. Тюрьма у нас только называлась исправительным учреждением, но никого не исправляла. Она ухудшала ситуацию, выпуская уже закоренелых преступников.
И если человек воспринимает Церковь как тюрьму, то ему будет только хуже, он превратится в самого упорного фарисея, такого законодателя, и все.
А то иногда неофит приходит в Церковь, ему сразу говорят: «Поститься, молиться и слушать радио „Радонеж“» — и больше ничего. Он понимает, что ему ставят жесткие рамки, а для чего — никто не объясняет.
Ограничения, дисциплина поста должны идти изнутри. Пост человеку нужно осознать, прожить его, понять смысл.
Постясь, стесняя себя, мы внутренне упражняемся, а ко всякому упражнению надо подходить разумно. Если человек, занимаясь физкультурой, начнет упражняться сверх меры, он себя перегрузит, и будут у него или сорванные суставы, или поломанные конечности, или депрессия, что угодно.
Так же и здесь — человек не рассчитал своих сил, сорвался, потом — депрессия, и он либо пост бросил, либо вообще — церковную жизнь.
Поэтому все должно быть разумно. Если у человека есть какие-то другие, кроме поста в еде, моменты, в которых он упражняется, то уже с едой надо быть осторожным. Беременность, кормление грудью — это особые состояния, которые дают огромные нагрузки на организм женщины, почти стрессовые, хотя и естественные, и потому радостно воспринимаемые.
К посту в еде здесь надо подходить очень осторожно. Растущему в утробе матери ребенку необходимы, так сказать, «строительные материалы». И как может происходить нормальная выработка молока у матери, если мать не пьет коровьего молока, не ест молочных продуктов, например?
КОРМЛЕНИЕ В ХРАМЕ
— Что делать, если ребенок просит есть в храме? Можно ли его покормить?
Чтобы никто никого не смущал
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:
В принципе, кормление в храме, если там нет специальной комнаты — не очень хорошо. Кого-то из молящихся это может смутить. Храм — все-таки место молитвы, а не кормления.
Но если возникла такая острая потребность, а вспомогательного помещения нет, можно уединиться в уголок, чтобы никому не мешать и никого не смущать. И чтобы кормящую женщину тоже никто не смущал.
Лучше заранее узнать порядки конкретного храма
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
Мне кажется, кормить ребенка в кормительной одежде в храме можно, если это никого особенно не смутит.
В разных храмах могут быть разные порядки. Я не готов ответить за все храмы, что вот есть такое правило, которое разрешает кормить детей во время службы. Нет по этому поводу какого-то канонического запрещения или разрешения.
Но во многих храмах к этому действительно относятся спокойно. В некоторых мы видим икону Божьей Матери Млекопитательница, например, в Богоявленском соборе — громадная чудотворная икона, у которой кормящиеся мамочки молятся о помощи во вскармливании ребенка.
Более того, мы знаем, что эта икона, на которой изображена Богородица, кормящая грудью Младенца, была написана на Афоне, афонскими монахами.
У нас в храме есть специальная комнатка, рядом с притвором, куда можно зайти и прямо там покормить.
Можно просто отойти в уголок и покормить. Накрывшись большим палантином, частью слинга. Ничего не нужно делать демонстративно.
Но я знаю, что в некоторых других храмах это может смущать. Так что родителям важно заранее узнать, как происходит в том или ином конкретном храме, чтобы чувствовать себя комфортно. Это гораздо полезнее, чем, не разобравшись, не поняв ситуации, прийти в храм и начать качать свои права.
В идеале — нужны специальные комнаты
Протоиерей Андрей Юревич:
В ситуации, когда грудной ребенок хочет есть во время службы, лучше не пытаться незаметно прикладывать его к груди, тем более, что это очень неудобно и ребенку, и матери. Да и смысла нет — все равно уже не до молитвы. Лучше отойти, например, присесть на лавочку у стены. Это и для мамы будет удобнее, и для ребенка — мама на нем сосредоточится. И для всех окружающих, потому что окружающих тоже отвлечет от службы чмокающий малыш.
Худший вариант, когда люди скажут: «Вы мне мешаете, идите отсюда». Лучший вариант — наоборот, окружающие будут беспокоиться за женщину, начнут суетиться: «Присядьте, туда, сюда». И то, и другое нехорошо — в храме переполох, молитвы нет. Так что повторяю, лучше отойти на лавочку, если нет других вариантов.
Хорошо, если настоятель храма продумает эту проблему и, если есть возможность, выделит какую-то детскую комнату. У нас в Лесосибирске была целая система детских комнат. Была комнатка для грудничков, где мамы могли спокойно покормить грудью, стояли пеленальные столики. Была комната для ползунков, с ковром на полу и диваном для мам и нянь. Была комната, где дети постарше могли посидеть за столом, порисовать, пораскрашивать, полистать книжку. Имелись горшки, игрушки, карандаши, альбомы, детские книжки, раскраски.
Если мы хотим, чтобы дети оставались в храме, мы должны создавать для них условия. А младенцы — народ непредсказуемый. Они не могут заранее сделать все свои санитарные дела. И в идеале, в храме должны быть все условия, чтобы детям было хорошо, да и мамочкам тоже.
КОРМЛЕНИЕ И ТАИНСТВА
— Что делать, если младенец просит есть перед Причастием? Можно ли кормить? Можно ли кормить кроху перед Крещением?
Маме нужно все учитывать
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:
Чем раньше начать ребеночка причащать натощак, тем легче будет делать это, когда он станет постарше. Но для этого маме нужно хорошо продумывать распорядок дня, когда малыша несут в храм. Может быть, следует встать пораньше и покормить ребенка, прежде чем отправиться в храм. И смотреть по обстоятельствам — выдерживает ребенок — хорошо, не выдерживает — значит, покормить.
Но, понятное дело, речь не о малыше, появившимся на свет месяц назад. Здесь о каких-то попытках приучить говорить рано.
На самом деле, не стоит кормить грудничка перед Причастием, потому, что он, например, может срыгнуть. Поэтому надо стараться отодвигать время кормления от Причастия, сделать так, чтобы оно попадало между кормлениями.
Понятно, что не всегда это получается, и иногда придется подкормить. Нужно смотреть по ситуации.
Ведь единый жесткий режим на все дни здесь не установишь. Ребенок здоров — одно. Не очень себя хорошо чувствует — другое. Смена погоды, недосыпание, — что только не влияет на самочувствие крохи. Мамочке следует об этом помнить и учитывать, стремясь принести ребенка к Причастию, чтобы избежать нежелательных эксцессов.
Перед Крещением тоже надо стараться, чтобы кормление от Таинства было отделено. Чтобы во время Таинства не произошло никаких нежелательных естественных для ребеночка происшествий.
Но время Крещения зависит не от мамочки, священник может задерживаться, ребенок — начать плакать. Тогда, конечно, можно и покормить.
Может, тогда и исповедовать месячного младенца?
Протоиерей Андрей Юревич:
Иногда спрашивают, отказывать ли младенцу в еде перед причастием и сколько времени? Если исходить из того, что пост — осознанное дело, я не вижу смысла не давать младенцу есть перед причастием. Для чего отказывать ему в еде? Чтобы исполнить закон? Зачем младенцу исполнять закон? Повторюсь: пост должен быть осознанным. Что малыш может осознать в свои несколько месяцев? Почему бы тогда младенца не начинать исповедовать с первого месяца его жизни?
Ждать появление сознательности
Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:
До того момента, как у ребенка появятся хотя бы начатки сознательности, никакого специального поста перед Причастием для ребенка нет.
Заплакал ребенок в очереди к Чаше, мама тут же ему может дать бутылку со сцеженным молоком (редкие, единичные случаи пользования бутылкой вреда не причинят) или отойти в уголок — покормить.
Но как только он начинает понимать что то, надо приучать к тому, чтобы он подходил к Причастию натощак. Причем не обязательно приурочивать это к конкретной дате: «Все, с трех лет начинаем приучать!». Но при этом нужно помнить, что трехлетний ребенок вполне уже может причащаться натощак. Для этого нужно вырабатывать определенную привычку и навык. Встали, например, быстро оделись и вышли, чтобы ребенок не сообразил, что нужно позавтракать.
У нас в храме мамы кормят во время Крещения. Прямо во время крестин. Например, если возникает пауза в действиях священника, например, он читает молитву на освящение воды. Но даже если ребенок расплакался в момент какого-то действия, можно дать ему поесть.