Христос Воскресе!
Сегодня Церковь чтит память учениц Христовых, которых называют Женами-Мироносицами. Они позаботились о погребении Тела Господа, снятого с креста.
У каждого человека есть имя, с которым он связан. Человек не только отзывается на имя. Над ним совершается таинство крещения. В таинстве крещения человек обретает имя, и оно мистически неотделимо от него.
Также каждый храм, подобно человеку, носит имя. Имя связано с храмом практически и мистически. Храм не только называется именем. Храм освящается «во имя». Главная святыня храма – Престол. Престол освящается во имя Святой Троицы, Богоматери, во имена святых. Наш храм освящен во имя святых Жен-Мироносиц, учениц Христовых.
Он был освящен в 1532 году на кладбище, где погребали городской люд и назвали его: «На скудельнице», ибо здесь хоронили бедняков. Четыреста лет в храме изо дня в день совершалась божественная Евхаристия, совершались крещения, отпевания, венчания – христианские таинства.
В 1936 году храм был закрыт. Храм стоял без окон и дверей, с разрушенной крышей, наполненный мусором. В нем размещались мастерские, склады, подсобные помещения. Пророк Даниил называет это «мерзостью запустения на святом месте» (см. Мф. 24, 15 и Дан. 9, 27). Собирались снести храм и кладбище, проложить широкую асфальтовую дорогу к радиозаводу. Бог судил иначе. В 1989 году храм передали верующим и началось его возрождение.
К тому времени храм был в тяжелом состоянии, а от дома причта оставался только фундамент. На одном из первых богослужений в сыром, неоштукатуренном храме с нами вместе молилась Лена Пудовкина, петербургская поэтесса, она оставила о нашем храме замечательные стихи:
В храме Жен-Мироносиц, вернее, в развалинах храма,
Снова служба идет, и молитва уносится прямо
В оголенное небо.
И тщетно крыло херувима
укрывает колонну: он – нет, а она уязвима.
Отлетели от стен шестикрылые в оные годы,
Но сегодня вернулись они под церковные своды.
А внизу, а внизу собрались разведенные жены,
Чьи разрушены души не меньше, чем эти колонны.
Как светильник зажечь, если вместо лампады – осколки?
Но стоят перед Богом военной поры комсомолки.
Пустота ли вокруг? Или чуда душа не вмещает?..
«Он не умер, – воскрес!» – мироносицы нам возвещают.
(Елена Пудовкина)
Возвещение стало содержанием их жизни и служения. Свое свидетельство они понесли во все концы земли. Они свидетельствовали о том, что видели своими глазами, слышали своими ушами, осязали своими руками. Их свидетельство было подлинным, а не с чужих слов. Это свидетельство состоялось в их жизни. Они хранили его как величайшую святыню своего сердца. За свидетельство они умирали.
Мы с вами совершаем в Пасхальную ночь крестный ход. Теперь он совершается торжественно. Этот путь напоминает, как мироносицы со светильниками шли ко гробу Христову в предрассветных сумерках. Они шли помазать Тело умершего Христа. Они несли ароматы и по дороге обсуждали сложную проблему: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень был слишком тяжел для женских рук. Мироносицы понимали, что не войдут во гроб, если кто-то не поможет. Но все-таки шли рано-рано, еще лишь занимался рассвет. Они шли ко гробу с безрассудной верой, не основанной на возможности. Они хотели и надеялись.
И когда они подошли ко гробу, словно ударил колокол. Они с изумлением увидели, что камень отвален от гроба. С недоумением они приблизились к гробу. И второй удар колокола: гроб пуст. Тела Христова там нет. Они остановились в растерянности и заглянули в гроб. И в третий раз ударил колокол: во гробе они увидели ангела. Новым ударом колокола прозвучали слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Христос воскрес! Идите, расскажите ученикам» (см. Лк. 24, 5; Мк. 16, 8). С тех пор зазвенел пасхальный перезвон колоколов радостным приветствием: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Эти приветствия повторяются без конца, потому что сердца апостолов и мироносиц исполнились радости. Она плещется через край. Так надежда, мужество и верность несут весть о воскресении из мертвых.
У нас, братия, подобно мироносицам, тоже есть величайшая трудность: камень, заваливший нам путь к Богу. Этот камень – окамененное нечувствие сердца. Человек сходен с животными в своих животных инстинктах – потребления, самосохранения и продолжения рода. Человек может отдать себя во власть инстинктов и уподобиться животным. Но кроме этого у человека есть совесть, зовущая к нравственному совершенству, есть желание вечной жизни. Эти стремления, как два крыла, возносят человека над повседневностью, зовут к Богу и вечности.
Там, где тело Господа лежало,
Светит белым мрамором плита.
И сама земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.
От того, что в мире это было,
Переплавлены и ты, и я.
Молния надеждой освятила
Тайные истоки бытия.
(Надежда Павлович, «Воскресение»)
Христос Воскресе!
8 мая 2011 года