Как мотивировать ребенка?
Как мотивировать ребенка и сохранить теплые отношения в семье?

«Мой ребенок ничего не хочет», «он только целый день лежит и играет в телефоне», «ребенку всё лень», — психологи часто слышат это от обеспокоенных родителей. Как мотивировать ребенка и сохранить теплые отношения в семье?

Что такое мотивация?

Начать разговор о том, как мотивировать ребенка на какие-то важные для него свершения и постижение новых знаний, стоит с того, что такое — мотивация? Для чего она нужна? Сейчас уже почти не говорят о том, что ребенок «ленивый». Ни для кого не секрет, что причина «лени» кроется в недостаточной мотивации, а, значит — в непонимании ребенка, какую пользу принесет ему то или иное дело. Будет ли оно для него радостным? Зачем ему нужно прилагать усилия?

Мотивация — это важный внутренний импульс, толчок, который заставляет нас покидать зону комфорта и преодолевать трудности ради перспективы возможного счастья. Мотивация — это не внешние обстоятельства, которые вынуждают нас что-то делать, а внутренний настрой, без которого ни одно задание не будет выполнено с энтузиазмом.

Как работает мотивация?

Простой пример того, как работает мотивация: у человека возникает потребность — чувство голода, его цель — насытиться, его идеалы достаточно высоки, он любит вкусную еду, а убеждения таковы, что вкусную еду нельзя украсть у кого-то с тарелки. Значит — ее нужно приготовить. У этого человека будет высокая мотивация встать с кресла, пойти в магазин, купить продукты, прочитать рецепт и приготовить кулинарный шедевр, чтобы насладиться едой.

Мотивация рождается именно благодаря этому важному фундаменту:

  • Потребности;
  • Целей;
  • Идеалов;
  • Убеждений.

Как мотивировать ребенка? Лучшие способы

Слушать и слышать

Но родители не всегда догадываются о целях ребенка, часто не знают его идеалов и убеждений. Вот, что говорит об умении слушать детей кандидат философских и доктор психологических наук — Александр Лобок:

Приходят ко мне родители и жалуются, что ребенку не интересно ничего, кроме компьютерных игр. Я спрашиваю: «А в какие именно игры он играет? А как изменились его игровые пристрастия за последний год? А что именно увлекает его в этих играх? А кем он себя воображает в этих играх, кем чувствует, играя в ту или иную игру?»

И выясняется, что родители не имеют об этом ни малейшего представления. Они даже не задумываются о том, что, играя в те или иные игры, ребенок отыгрывает какие-то свои напряжения и страхи. Что, играя, он обязательно фантазирует и воображает. Что через игру он пытается решить какие-то свои психологические проблемы.

Ребенок «целыми днями лежит на диване и ничего не делает» – вполне типичная родительская жалоба. Я спрашиваю: «Вы уверены, что он ничего не делает?» – «Совсем ничего! Просто лежит!» «Хорошо, – говорю я, – а когда вы просто лежите – вы что делаете? В вас в это время что-то происходит, или совсем ничего?..»

В этом-то и состоит суть: когда ребенок «просто лежит на диване», в нем много чего происходит. Он думает, он мечтает, он фантазирует, он переживает. Но никому нет до этого дела. Потому что для взрослых все эти его переживания и мечтания – это «глупости», не стоящие внимания. А для ребенка-то это и есть самое важное…

Так вот, я настаиваю, если нам будет интересно, что происходит во внутреннем мире ребенка – это будет главный мостик к тому, чтобы ему становился интересен наш мир. Если мы постоянно обесцениваем его внутренний мир: «Он о ерунде всякой думает!» – он будет всё дальше и дальше уходить от нас. А ведь на самом деле наша фантазия, наша мечта – это единственное, чем мы по-настоящему обладаем. Наши фантазии – это единственное, что нам с самого начала принадлежит. И самое ужасное, что делают родители, это когда они относятся к детским фантазиям с пренебрежением.

Как мотивировать ребенка? Научиться слушать и слышать его, узнавать его потребности. Ребенок, который мечтает о спорте вряд ли будет делать успехи в занятиях музыкой при условии, что музыка не входит в сферу его интересов. Прежде чем родители попытаются создать ребенку мотивацию, стоит учесть и его интересы.

Одобрение

Есть и обязательные предметы, которые важны для каждого человека, вне зависимости от его интересов. Так умение читать и писать, широкий кругозор, знание школьной программы — пригодятся каждому. Что делать, если у ребенка нет желания учиться?

Если речь идет о младшем школьнике, то в этом возрасте у ребенка еще очень крепка связь с родителями, а важной мотивацией становится родительское одобрение. Ребенок может сделать нехитрый вывод: «я стараюсь, у меня получается, родители меня хвалят». Положительная мотивация всегда будет сильнее отрицательной. Пятилетний ребенок не испугается фразы «никто не возьмет тебя на работу», он еще не знает, что такое работа и никогда не обеспечивал себя. Но он знает радость родительской любви, восхищения его успехами и захочет переживать это приятное чувство снова и снова. Не забывайте хвалить детей даже за те успехи, которые кажутся незначительными. Для ребенка это может быть результатом огромных внутренних усилий.

Чем старше ребенок, тем сложнее становится дать ему мотивацию положительным подкреплением. Он уже не смотрит на мир через призму оценки близких взрослых, он начинает и сам оценивать себя, но необходимость в безусловной родительской любви и поддержке остается, поэтому и подростку не стоит говорить, что вы разлюбите его и выгоните из дома за плохую оценку по математике.

детская мотивация

Приятный результат

Важный элемент мотивации — это приятный результат труда. Даже взрослого человека невозможно замотивировать делать сложную работу, если она не принесет морального и материального удовлетворения. Если ребенок не видит положительной динамики даже в мелочах, а результат труда ему просто не нужен, цепочка мотивации «я что-то делаю — у меня получилось — я вижу приятный результат своей работы» размыкается. Важно понять, на каком этапе это происходит и помочь.

Поддержка

Если ребенок не хочет заниматься физикой, возможно, у него возникли проблемы с этим предметом, и он не может их преодолеть самостоятельно, но многие проблемы решил бы репетитор. Получив первые положительные результаты, первую хорошую оценку, ребенок будет иметь гораздо больше мотивации.

Поощрение

Работает также система маленьких поощрений. Как мотивировать ребенка? Результат всего своего школьного обучения он увидит еще нескоро, только во взрослой жизни. Но совместный поход в театр может зависеть от результатов его труда. Важно, чтобы отсутствие «приза» не было «злой волей» родителей. Скажите, что вы бы очень хотели провести время вместе, но переживаете за ребенка, поэтому вынуждены посвятить эти часы проверке уроков. Разумеется, речь о тех случаях, когда ребенок к ним даже не приступал, а не о плохих оценках, которые может получить и старательный школьник.

Самостоятельный успех

Психологи и педагоги нередко отмечают, что современные дети, воспитанные при «осознанном родительстве» более открыты и менее склонны к тому, чтобы бездумно выполнять чужую волю. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок сам стремился к достижению определенного результата. Даже, если вы помогаете ему, «подстройте» победу, пусть даже с вашей подсказкой, ребенок сделает последнее и самое главное открытие самостоятельно.

Положительный пример

Будьте справедливы к детям и подавайте пример. Как мотивировать ребенка читать? Никак, если в семье больше никто не читает, он не видит близких или друзей с книгой. У ребенка будет больше мотивации прочитать книгу, если, листая ее, взрослый будет в восторге говорить «надо же!», «ох, ничего себе». Возникнет вопрос, что вызывает у взрослого такой бурный восторг и мотивация научиться читать, если речь о малыше или просто прочитать, если это школьник.

Совместная деятельность

Если речь идет об очень сложной или скучной, но необходимой задаче, присоединитесь к ребенку. Совместная деятельность всегда дается проще. Иногда единственный способ дать ребенку мотивацию к уборке — сказать «давай, ты соберешь игрушки, а я — расставлю книги».

Утешение

Не всегда у ребенка получается с первого раза то, на что он решился, преодолев себя. Будьте рядом не только в его победах, но и в неудачах. Скажите, что вы верите в него, и все обязательно получится со временем. Можно привести в пример собственные неудачи, которые обернулись успехом при должном старании.

Единые правила для всех

Если у ребенка нет мотивации убрать игрушки, возможно, он чувствует себя несправедливо обиженным. Например, младший братик не убирает за собой «он еще малыш». Пусть у каждого будет свой «фронт работы». Да, маленькому ребенку тяжело собрать мелкие детали конструктора, но он может убрать несколько своих игрушек или насыпать корм домашнему животному, выполнить любое другое простое поручение. Если подросток не идет в кино, потому что забыл об обещании, которое дал вам, то и вы должны отменять свои планы, когда забыли об обещании данном ребенку.

Самое главное правило: мотивация рождается в комфортной и поддерживающей среде. Там, где нет место унижению, крику и взаимным обидам.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.