Как мы портим «нормальным» людям праздник
Идет пост. Как по мне, это рождественское постовое бдение – одно из самых сложных для обычного прихожанина. И не только потому, что всегда была, есть и будет проблема Нового года. Есть иная особенность, которая не относится к Деду Морозу, Снегурочке и фейерверку с омлетом и мандаринами.

Праздник для «нормальных» людей

Протоиерей Александр Авдюгин

Протоиерей Александр Авдюгин

Живем мы в той среде, где переход из года в год – это всегда именно то время, когда строят планы на будущее и подводят итоги прошлого, но, кроме этого, идет постоянное сравнение с теми, кто в своей жизни имеет меньше проблем, тревог, забот и искушений. На нас обрушивается лавина рассказов, примеров и всевозможных историй, где берега уже кисельные, а реки молочные. Даже если не обращать внимания на выхолощенную, идеальную рекламу и призывы жить беззаботно, нам все равно не уйти от постоянных упреков как в нашей архаичности и дремучести, так и в том, что мы портим «нормальным» людям праздник.

Можно, конечно, задрав вверх подбородок, окинув всю эту шумящую и готовящуюся к новогоднему разгуляю толпу презренным взглядом, порассуждать громогласно, что мир в грехе лежит и только малое стадо спасется.

Как и разразиться пламенной речью, что все, кто не с нами, истины не знают и ничего в настоящей духовной жизни не понимают.

Но нужно ли?

Ведь те, кто принял и выпестовал божка по имени «комфорт», этих внушений не услышат, а те, для кого мы лишь средство для поддержания психологического равновесия или дань исторической традиции, снисходительно выслушают и пойдут заниматься тем, чем занимались.

Так что метать молнии, обличать и грозно воспитывать – это не метод и даже не проповедь, тем более что нынешний человек после двух-трех повелительных глаголов, к нему обращенных, просто развернется и уйдет, предварительно покрутив пальцем у виска.

Утихомиренный взгляд, молитвенный вид

Не дело и в интернете громогласить… На каждый твой раскат найдется намного больше молний, которые лукавый распространит так быстро, что и яндекс вкупе с гуглом удивятся.

Замолчать? Поступать по давнему принципу: молиться, поститься и читать каноны?

Внешне довольно впечатлительно. «Среди распада и разврата» утихомиренный взгляд, молитвенный вид, скромное одеяние, елейная речь.

Да вот проблема, получится ли у многих именно так? Причем главное, чтобы внешнее внутреннему соответствовало? Боюсь, что и это лишь мечты, из разряда нереализуемых.

Часто в последнее время слышу рассуждения, в том числе и от священников: чтобы к вере прийти, надобно горе перенести. Отсюда делается вывод, что как только материальные трудности усугубятся, комфорт уменьшится, а благосостояние ухудшится, то тут же число желающих к Богу обратиться неминуемо возрастет.

Действительно, многих в храм горе приводит, наши донбасские события 2014-2015 годов как подтверждение этому, но делать такой обобщающий вывод я бы не торопился. У каждого своя дорога к Христу, собственная и неповторимая. Далеко не обязательно она только через страдания начало берет. Да и столетия еще не прошло с тех пор, когда горести и лишения обратный эффект произвели. Как ни спрягай исторические факты, но они вещь конкретная – храмы рушили, иконы сжигали и монахов вкупе со священниками гнали и те, кто не столь давно к Чаше приступал.

Отсюда и вывод четко определяется: любая вера, сколь бы великими традициями и историческими достижениями ни обладала, будучи навязанной силой или принятой под давлением, жизненной не будет.

Красноречивые проповедники, золотые купола и поддержка власть предержащих – ничто, пока не будет ответного шага каждой конкретной личности к Христу.

Господь не Сам открывает дверцу твоей души, а терпеливо ждет у входа, когда у тебя откроется слух слышать Его и появится желание пригласить Его в дом свой.

Нет, я ни в коем разе не отрицаю необходимость и действенность проповеднического слова, необходимы и храмовое благолепие, и труд в социальных государственных проектах, но без личного наглядного примера любви к Христу – тщетны усилия и зерна нашего красноречия заглохнут в терниях суеты и забот.

Фото: VK/ Православие в Татарстане

Фото: VK/ Православие в Татарстане

Батюшка из молодого поколения

Недавно услышал рассказ молодой женщины, медицинского работника. Узнав, вернее, самостоятельно поняв, что я священник, она заговорила о вере, о Боге и, конечно, вопросы начала задавать, в том числе и с этим рождественским постом связанные. На мое же вопрошение о том, ходит ли она в церковь, ответила не сразу. Задумалась. Наверное, слова подыскивала, так как во время нашего разговора колокола зазвонили из недалекого от лечебницы храма.

– Хожу, батюшка, только не вот в этот, из которого звонят, а в деревню езжу по большим праздникам, – и она назвала храм, до которого не менее двух часов езды при хорошей погоде.

– Странно, – подумалось мне. – Рядом прекрасный приход с умными, общительными и образованными священниками. Без забот и хлопот хоть каждый день под купол храмовый заходи.

Как бы предвидя мой вопрос, врач объяснила:

– Понимаете, там такой священник, который даже когда ругает немного или советы с наставлениями дает, так это делает, как будто я для него ребенок родной. И ведь не только ко мне такое отношение, ко всем! Мне иногда кажется, что я к собственному сыну с дочкой такой любви не имею, какая от него исходит…

Признаюсь, что мне захотелось побольше узнать об этом священнике, сам ведь тоже службу Божью правлю и в рясе хожу. Изначально подумалось, что речь идет о каком-то пожилом, минимум полвека отслужившем священнике, которых мы иногда и старцами нарекаем.

Ошибся я! И рад этому.

Из молодого поколения батюшка оказался, из тех, кто в конце прошлого века в храм пришел, кого некоторые прихожане мальчишкой помнят, но сегодня однозначно видят в нем именно священника и более никого.

Любовь Христова, исходящая от этого батюшки, на том основана, что он занимается именно своим священническим делом и более никаким. Поэтому и с постом у него на приходе все ясно и понятно, и никто в истерику от новых «кодов» вкупе с «чипами» не впадает, как и грядущий Дед Мороз со своими подарками не вызывает отвержения и требования «запретить».

Помнить слово «Радуйтесь!»

Непросто уйти от старой, по сути, советской привычки видеть в приходе и священнике «служебно-хозяйственную единицу», решающую «общецерковные проблемы», как и тяжело нашему священноначалию издать один-единственный Указ, гласящий: «Приходскому священнику запрещено быть прорабом!», но издать его придется.

Иначе все меньше останется тех, у кого под рясой с крестом сердце, Христом заполненное, и все чаще будем слышать требование изменить календарь, дабы Новый год людям «не портить».

За неприсущими и по сути вредными для священника заботами, забирающими у него силы, время и знания, скрывается еще одна возможная беда: не научившись любить, начинаем видеть в каждом лишь только грешника.

И тогда тут же следует поиск иных возможностей привлечь прихожан, а именно – утверждения, что Бог только через беды и страдания познается, что, по мнению одного из моих друзей в интернете, «звучит как отличная рабская концепция, которая объясняет, почему индивидууму не нужно развиваться, начать думать и мыслить, достаточно просто страдать, а потом якобы будет счастье – ведь ничего не делать и жить в убогом мире на самом деле проще, чем чего-либо добиваться».

От страданий, как и от суда Божьего, не уйдешь, но и помнить надо, что слово «Радуйтесь!» из уст Спасителя и Его апостолов далеко не единожды звучало. Да и посты наши мы радостными называем…

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.