Я долго не хотел возвращаться к теме насилия в детских домах и школах-интернатах, хотя меня часто об этом просили. Но в последнее время участились ужасающие случаи: Челябинск, Киров…
Детям кололи иглой руки — но это был еще не предел
Когда я воспитывался в дошкольном детском доме (дети от 3 до 7 лет), воспитатели за любую провинность клали детей на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались.
Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89, и они очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытали на себе не раз.
Но самый нечеловеческий «воспитательный» прием наших воспитателей был следующий: выбирался ребенок, которого заставляли брать отходы человеческой жизнедеятельности и мазать ими лица других детей. Больше всего доставалось тем, кто плохо себя вел. Все это всерьез называлось «профилактическими мероприятиями».
Жителя Кировской области будут судить за многолетнее насилие над воспитанниками одной из школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья…
Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтобы мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.
В школьном детском доме издевались уже сами воспитанники
Но когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, и меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем и систематически истязают своих детей.
В школьном детском доме нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в детском коллективе. А происходило многое.
Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. В церкви вешали кошек и собак и сдирали с них шкуру, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян.
«Дети все выдумали». Скандал, связанный с признаниями челябинских подростков из детского дома, не стихает, обрастая новыми подробностями. Ольга Алленова верит рассказам челябинских подростков…
В Пасхальные праздники заставляли собирать ночью на кладбище еду, оставленную людьми на могилах родственников, отбирали новогодние подарки. Заставляли драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. И много чего было еще…
Оказалось, все зависит от воспитателя
И вот пришел в детский дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы, ввел свои. Стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, был введен новый интересный формат музыкально-поэтических вечеров при свечах, к нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.
Руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская о том, почему она 14 лет борется с системой за судьбы детей…
Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что он слабак, способный обижать только тех, кто еще слабее его. И доказал. Больше тот старший нас не трогал. Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который изменил жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.
Когда твой враг — такой же, как и ты
Одной из главных проблем детских домов остается дедовщина. Для того чтобы ее остановить, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах детского дома и знать, что происходит в нем и какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом воспитаннике все. О его семье и родителях, состоянии здоровья, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории, его сильные и слабые черты характера, сферу интересов, наклонности — для того, чтобы выстроить траекторию реабилитации и предупредить деструктивное поведение.
Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс по принципу «старший все может» и за дисциплину отвечает он же.
Иными словами, нельзя перекладывать свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят.
Нужно мотивировать старших на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления и развивать другие формы самоорганизации. Четко и интересно выстроить воспитательную траекторию, чтобы не было свободного времени для деструктивного поведения. Жестко и безапелляционно относиться ко всем формам насилия, пресекая их на корню.
Насилие в детдомах было всегда
Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям, как и в родной или приемной семье, распространены в современном обществе; сообщения о них регулярно попадают на первые полосы СМИ.
В Челябинской области начались проверки информации об изнасиловании семерых воспитанников детского дома…
В любой образовательной организации независимо от формы (колония для несовершеннолетних преступников, школы закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь) могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.
Насилие в детских домах было всегда. Внутренняя социальная структура таких учреждений строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения (оговорюсь: так было не во всех детских домах). Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими.
Детские дома унаследовали многие советские проблемы. В значительной степени это касается квалификации сотрудников. Из-за финансирования по остаточному принципу сохраняется низкая зарплата, невысокая квалификация управленцев, женский возрастной коллектив и отсутствие мужского начала, отсутствие супервизии и критериев эффективности работы сотрудников, отсутствие узкопрофильных специалистов, работающих с детской травмой.
При этом никто в детском доме не несет ответственности за качество подготовки выпускника и его будущее, программы подготовки сирот к самостоятельной жизни очень слабые, нет интереса и умения работать с неблагополучными родителями по созданию условий для возврата детей в кровную семью.
По-прежнему сохраняется тюремная субкультура, которая присуща закрытым учреждениям, подростки все еще попадают в учреждения со сложившейся уголовной субкультурой, где калечится психика воспитанников, прививаются асоциальные способы поведения.
И даже агенты влияния — шефы, спонсоры, добровольцы и волонтеры — пока не могут создать правильную среду для изменений. У них есть свои проблемы — это и неподготовленность волонтеров, вместо вложений в развитие ребенка — поощрение иждивенчества. Нет и профессиональных программ и планов действий.
Конечно, у советского периода был положительный опыт: трудовое воспитание детей, шефство и наставничество, вовлечение детей в занятия спортом и творчеством, устройство детей в семью через семейные детские дома, которое показало свою эффективность.
Директор и педагоги не должны работать для галочки
Изменения, конечно же, есть, и в первую очередь это увеличение количества усыновлений и развитие института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.
Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением.
Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, также во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений, обучая их работать по-другому.
Важно также и изменение закона в пользу реорганизации детских домов, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров.
Если дети-сироты начнут говорить — нам станет очень страшно. Елена Альшанская комментирует ситуацию в Челябинске, где воспитанники детского дома подвергались насилию…
Важен профессиональный и ответственный директор детского дома. Как только ребенок переступает порог, всю ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Директор — главный, кто может остановить насилие в своем учреждении. Он должен знать, что происходит, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать.
Педагогический коллектив должен не работать формально, для галочки, а постоянно искать новые подходы, методики работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.
Привычку к насилию сложно исправить
Мой жизненный опыт подсказывает, что работать в детском доме человек должен по призванию. Для меня идеалом в этом отношении служат жизнь и подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру на смерть. Это живая легенда, образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.
А проза жизни другая. Необходимо проводить тщательный отбор воспитателей и педагогов для работы с детьми-сиротами. Изучать мотивацию их прихода в детский дом. Психологи должны разрабатывать и проводить тренинги, практические семинары, игровые кейсы, которые бы научили сотрудников понимать психологию подростков и грамотно реагировать на возможные нестандартные, проблемные ситуации в общении с ними.
Среди сотрудников нужно чаще проводить тренинги по предупреждению профессионального выгорания и деформации личности. Не допускать к детям граждан, которые подвергались уголовному преследованию в связи с преступлениями против жизни и здоровья человека. И, конечно, нужно всемерно повышать статус людей, работающих в этой сфере. Определить достойную заработную плату, чтобы сотрудники ни в чем не нуждались и были уверены, что государство ценит их труд и усилия.
Когда ребенок не знает других методов воспитания и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, и это норма поведения взрослых людей.
Дети привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть.
И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.
Фото из личного архива Геннадия Прохорычева