Вопрос. Моему сыну шесть лет. Мне бы хотелось, чтобы он рос вежливым, добрым ребенком. Как мне научить его уступать место пожилым людям в общественном транспорте?
Ответ. Когда мы учимся новому, то проходим через несколько этапов.
- «Я сделаю, а ты посмотришь». Мы учим ребенка своим примером. Например, мама с сыном сидят в транспорте, входит пожилая женщина или беременная девушка. И мама встает. Она, как взрослая, не поднимая ребенка на первом этапе. И после этого, когда уже вышли из транспорта, можно с ребенком поговорить и объяснить: «Знаешь, почему я это сделала? Я вижу, что бабушке тяжело стоять, скорее всего у нее болят ноги, спина. И важно было уступить ей место, потому что я себя хорошо чувствую». Мы делаем на этом акцент — предлагаем ребенку соотнести состояние другого человека со своим. Мы показываем своим примером, как сделать доброе дело из уважения к себе и другому человеку.
- «Мы сделаем это вместе». Когда первый этап закрепился и ребенок понял, что взрослые так делают, в какой-то момент можно предложить ему вместе встать в транспорте и уступить место. Либо сразу перейти к следующему этапу — «уступи место сам». И еще раз обговорить, что тяжело стоять бабушке или дедушке, поэтому мы приняли это решение.
Еще раз сделаю акцент, важно отметить, что мы делаем это из уважения к себе и к другому человеку. Не надо воспитывать в ребенке чувство вины и то, что он должен вставать из чувства вины.
Если вдруг ребенок себя плохо чувствует, надо в первую очередь позаботиться о себе. В вагоне метро или автобусе вы не одни и есть кому уступить место. Если ребенок плохо себя чувствует, нужно предложить остаться сидеть и позаботиться о себе. Никому не нужна жертва.
Это важно, что мы умеем делать что-то для другого человека из состояния: «Мне хорошо». Я не встаю, цокая при этом языком, и не стою, умирая — это никому не надо.
Не сажайте своего ребенка на колени к чужим людям!
Когда речь идет о маленьком ребенке, то иногда бывают ситуации, когда мы предлагаем ребенку встать, при этом бабушка, которая села, предлагает вашему ребенку сесть к ней на колени. Я регулярно вижу эти ситуации в транспорте.
Это может быть непростым контактом ребенка с чужим человеком. И я призываю не допускать этого. Потому что если мы нормализуем такой контакт маленького ребенка со взрослым чужим человеком, возможно, в какой-то момент и какой-то иной контакт может стать нормальным. Нам это не нужно.
Поэтому, если бабушка, которая села на место ребенка, предлагает сесть ей на колени и за нее подержаться, мы, как взрослые, останавливаем это и говорим: «Нет, ребенку садиться на ваши колени не надо. Ребенок держится за меня».
Может быть ситуация, когда бабушка садится на половину сиденья и пытается усадить ребенка рядом. Это тоже тесный контакт, который нам не нужен. И это тоже важно четко проговорить. Такой тесный интимный контакт возможен только с близкими, которым ты доверяешь. Объятия, держание за руку, — это возможно только со знакомым близким человеком, с которым тебе безопасно. Потому если бабушка пытается посадить ребенка рядом с собой на половину сиденья, лучше ее остановить и самой придержать стоящего ребенка.