Как не «перепостить» ребенка?
Вопрос детского поста решается элементарным способом: если семья постится, то дети, которые в этой семье рождаются и растут, так или иначе уже в посте участвуют с самого начала. Они видят постящихся родителей. Они понимают и очень хорошо чувствуют изменение атмосферы в доме, когда начинается пост.
И здесь ничего объяснять не надо, как и во многих вещах, которые происходят сами собой. Мудрые родители просто включают детей в пост с какого-то определенного, достаточно раннего возраста. Мы учим их постепенно. Дети чувствуют, что пост наступил. И это самое главное. И уже не надо объяснять им, зачем поститься. Как не надо объяснять, что, например, нельзя воровать. Ведь не возникает вопрос с детьми о воровстве, пока это не случается. Детей не учат не воровать специально, это знание идет из семьи. Случается какой-то плохой поступок, и тогда родители объясняют, почему это плохо, после какого-то вразумления.
Практически все нравственное воспитание маленьких детей происходит на примере родителей. Если родители лгут, сколько угодно потом объясняй ребенку, что лгать нехорошо, он будет лжецом. Если родители ругаются и употребляют грубые выражения, сколько хочешь потом ребенку объясняй, что это слово говорить нельзя, он все равно его будет употреблять. То же самое происходит всегда и везде. И с постом происходит то же самое.
Другое дело, что когда ребенок вырастает и становится уже либо младшим школьником, либо уже подростком, появляются вещи, в которых ребенок становится самостоятелен в своей духовной жизни. До этого обычно ребенок постится так, как ему это предлагают родители, и он не рассуждает об этом до какого-то возраста. Принимает просто за послушание. Когда ребенок уже способен рассуждать, способен к каким-то поступкам, хоть небольшим, тогда, мне кажется, уже можно с ним говорить о том, как он может поститься и каким образом сам для себя определять меру своего поста.
Вот тогда с ним просто надо разговаривать, говорить как со взрослым. И ребенок себе сам может выбрать, от чего он откажется, что он принесет в жертву Богу, каким образом он будет проводить это время. Это будет собственный его шаг, собственный выбор, и это очень важно.
Никаких специальных объяснений поста для детей нет. Объяснение поста для детей ровно такое же, как объяснение поста для взрослых. Как родитель это для себя понимает и воспринимает, так он может это объяснить ребенку. Ничего специального и сложного здесь нет. Самые простые вещи. То, что знают родители, узнает и ребенок. Как ребенку объяснено, в чем смысл, как родители понимают для себя, так ребенок это и поймет. И тогда он что-то сможет сделать.
Отказ от мультиков и несение креста
Отказ от мультиков и несение креста, — давайте не будем сразу соединять одно с другим. Несение креста — это внутренняя борьба, внутреннее делание. Серьезный внутренний процесс, когда человек начинает бороться со своими недостатками, со своими грехами. Мне кажется, и взрослому, и ребенку понятно, что такое эта внутренняя борьба, исправление своих недостатков. Некий подвиг, который помогает нам в этом. Что мы делаем, чтобы освободить место для молитвы, от чего мы отказываемся ради Христа. Кто-то от мультиков, кто-то от «киндера», кто-то от того и от другого. А кто-то и мультики, и «киндеры» не убрал во время поста, но нашел что-то третье, от чего он отказывается. Одно или два дела поста ребенок в состоянии сделать. Пусть он выберет это сам.
Великопостные богослужения и ребенок
Мне кажется, что родители с детьми могут читать молитву Ефрема Сирина ежедневно. Не обязательно, может быть, с 16-ю поклонами, но один раз в день с тремя поклонами или с одним поклоном молитву Ефрема Сирина с детьми читать Великим Постом — хорошо.
Брать ли детей на особые великопостные службы, зависит от сил и возраста конкретного ребенка. Я не могу давать таких общих рекомендаций. Все дети разные. Вот сегодня у нас в храме была Литургия Преждеосвященных Даров для гимназистов. Мы ее немного сократили. Но все равно, дети стояли на службе около трех с половиной часов. Для детей подросткового возраста это серьезное испытание, серьезный подвиг. Они выдержали его и не шумели, не разговаривали, так молились. Очевидно, что ребенок младшего школьного возраста не выдержит присутствия на Литургии Преждеосвященных Даров. Значит, наверное, и не стоит проводить над ним такие эксперименты.
А во время Страстной Недели надо найти возможность на каких-то службах с ребенком побывать. Прежде всего, наиболее впечатляющая и глубокая служба — это служба выноса Плащаницы и погребения Плащаницы. На какую-то часть этой службы с маленькими детьми, с детьми школьного возраста сходить необходимо.
Чтобы ребенок не перепостился
Прежде всего, надо думать не об Уставе, а о своем ребенке. Когда родители настроены на то, чтобы понять, как ребенок себя чувствует и насколько он слабеет во время поста, насколько здоровье этого ребенка начинает давать сбои, они сумеют найти золотую середину. Если требуется — сразу покормить ребенка, в чем-то ослабить пост или вообще его на какое-то время отменить. У каждого свой пост. Есть дети, которые Великим Постом могут сохранять пост от начала до конца. Есть дети, которые могут поститься только первую и последнюю недели. Есть дети, которые могут поститься в течение недели, но в субботу и воскресенье для них родители готовят непостные продукты. Это масса вариантов. Для каждого случая — свой отдельный, если люди свободны по отношению к своим детям. К себе можно быть строже. К детям — помягче.
Школьные праздники
Мне кажется, не надо переоценивать школьные мероприятия, праздники как уводящие детей от поста. Дети все равно остаются детьми, в православной школе они учатся или в обычной. Они всегда на переменах, даже Великим Постом, играют и веселятся, прыгают, бегают, смеются, дерутся, потому что они — дети. И поставить их в стройные ряды и заставить ходить с угрюмыми лицами не получится, Слава Богу, ни у кого. И поэтому к этому надо отнестись совершенно спокойно.
Пасхальная радость и пасхальный стол
Это нормальное чувство для ребенка, что он радуется на Пасху, в том числе, и возможности есть разные вкусности. Когда мои мальчишки были совсем маленькие, младшими школьниками, мы как-то ехали с ними после какой-то великопостной службы по центру Москвы и остановились на светофоре, а кругом продаются шаурма, чебуреки, сосиски… И младший, Ваня, смотрит в окошко на это мясное великолепие и говорит: «Лучше бы я был слепым!»
Конечно, для них радость, в том числе, и пасхальный стол. «Салко, салко, дай колбаски, я не ел до самой Пасхи». Для нас же это радость. А для них — особенно. Поэтому совершенно нормально, что дети будут радоваться на Пасху, в том числе и прекрасному пасхальному столу и концу Поста, концу воздержания. Думаю, что дети, которые смогли в этот пост что-то понять, что-то сделать, от чего-то разумно отказаться и с чем-то справиться внутри себя хоть немножко, конечно, от Бога будут вознаграждены большой пасхальной радостью.
Пост становится личным делом, когда ребенку дается возможность во время поста лично выбрать свой путь, определить для себя свой маленький подвиг. Вот этот личный опыт, личные победы — через покаяние, через осознание какой-то своей немощи. Дети начинают любить пост. Потому, что они, как маленькие герои, стараются преодолевать себя, идут такой длинный, длинный путь, и этот путь полон для них сложностей, внутреннего труда. И им это важно.
Подготовила Оксана Головко