«Как не при храме делать такие выставки?» – Евангелие глазами молодых художников
– Мы продолжаем традицию соединения духовных и культурных институций, – сказал в своем выступлении министр культуры Владимир Мединский. – Это не первая такая выставка. Идея давно витала в воздухе и родилась сама по себе. Я много лет был знаком с Ильей Сергеевичем Глазуновым и знаю, какое внимание он уделял духовным и религиозным сюжетам. Он много читал и писал на эту тему. И то, что в стенах храма выставлены работы учеников его Академии, символично. Равно как и символично то, что храм становится не только центром духовной, но и в некоторой степени светской культурной жизни. Чем больше пока еще невоцерковленных людей придет в стены храма посмотреть на картины, тем больше их рано или поздно придет к пониманию Бога, добра, справедливости, милосердия. В этом и состоит цель церковного служения.
В Троицке, в крипте храма Живоначальной Троицы, открылась выставка «Евангелие глазами молодых художников».
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова представила на экспозиции несколько десятков работ своих выпускников, созданных за два последних десятилетия. «Проклятие Хама», «Положение во гроб», «Христос и иудейские учителя», «Чудо о Царевиче Дмитрии», «Святой Николай Мирликийский останавливает казнь». Работы на библейские и евангельские сюжеты перемежаются с сюжетами из житий святых и русскими пейзажами.
Епископ Домодедовский Иоанн, управляющий Северо-Восточным викариатством, уверен: выставка в храме демонстрирует «формат жизни Новой Москвы, в которой заботятся не только о строительстве жилых комплексов и парковок, в ней появляется и духовно-культурное пространство». Епископ убежден: подобные выставки можно противопоставить общей тенденции высмеивания и сатирического отношения к нашим национальным и культурным ценностям. Они демонстрируют не только преемство тому, что делал покойный Илья Глазунов, но прежде всего преемство традициям европейской и русской художественной школы.
– Как не при храме делать такие выставки?! – риторически отметил художник Иван Глазунов. – Мы стараемся в Академии, чтобы любая, даже светская задача, была поставлена в векторе движения к Богу. Каждый молодой художник рад поделиться своим творчеством, но отклик найдет та работа, в которую, помимо усилий, таланта, вложена любовь.
Еще Врубель определил задачу искусства – «будить современников величавыми образами духа», напомнил художник.
– Это действительно высокая задача, а может быть, даже по Станиславскому – сверхзадача художника. Все наши студенты служат такой возвышенной идее вне зависимости от того, на какую тему и в каком жанре пишут. Сегодня выставка посвящена Евангелию и святым, всему миру русского православия, который плодит такие темы, на которые художник может ответить.
Как рассказал Иван Глазунов, весь 2018 год работы художников Академии, собранные в большую выставку, ездили по Италии. В Риме, Генуе, Сан-Ремо отклик был очень живым.
– Школы разрушены, а мы в России еще живем идеей не потерять реалистическую и академическую школу, через которую художник обретает свободу для творчества на национальной основе. Это отрадно, конечно, но главная задача – служить соотечественникам. И нынешняя, пусть небольшая, выставка – часть души нашей Академии, – отметил он.
Иван Глазунов, который сегодня исполняет обязанности ректора Академии, провел экскурсию для гостей выставки и рассказал о поиске натуры, изучении исторических источников, о спорах педагогов на утверждении эскизов.
«3-й курс, малый диплом» – такие подписи к картинам могут вызвать некоторое недоумение. Малый диплом по своей сути является репетицией большого диплома, то есть работой ученической.
– «Проклятие Хама», например, – одна из ветхозаветных тем, которая для курсовых работ традиционна, – объяснил Глазунов. – На них полезно и просто учиться. Психологическая ситуация в этих сюжетах понятна – и художник, как композитор, может всегда ответить на тему. Если художник сделал больше, чем может сделать просто студент, тогда картина попадает в фонд Академии.
Так случилось с работой, написанной на третьем курсе известным художником Павлом Рыженко, или картиной «Молитва. Остров Валаам» Татьяны Юшмановой. В студенческие годы Юшманова много путешествовала по Русскому Северу. Соловки, Архангельск, Кольский полуостров, Белое море. Видя, как безвозвратно уходит, гибнет и вымирает деревня, как разрушаются храмы, она писала Север. «Остров Валаам» – курсовая работа Юшмановой, вошла в сокровищницу Академии.
– Работа с натуры требует зарисовок. В конечном счете это позволяет художнику решить не только внутренние задачи, а поразмышлять о сегодняшнем дне. Надо учиться выражать и сегодняшний день тоже, хотя у нас теперь и не так красиво, как было при Алексее Михайловиче, – шутливо заметил Глазунов, рассказывая о картине «Моя Россия».
На выставке представлен целый цикл работ выпускников пейзажной мастерской.
– Мы настраиваем своих студентов искать места, в которых сохранился дух времени, – рассказал Глазунов. – Призываем пытаться поймать вековечность красоты, выявлять замысел Божий о человеке. Вообще, художник должен учиться любить. Это главное – и это совсем непросто.
«Положение во гроб» – дипломная работа Марии Востриковой – была написана под руководством профессора Ильи Глазунова.
– Работа получалась плоская и неинтересная. А потом художница ввела эффект освещения. В разных местах картины зажгла огоньки. И картина ожила. Она может быть «прочтена» даже тем, кто не читал и не знает Евангелие. Она оказалась больше, чем учебная задача выразить сюжет в цвете, тоне, пятнах.
По словам мастера, бесчисленное множество художников обращалось к теме «Положения во гроб» – это традиционная и очень частая художественная тема. Для молодого живописца взять ее и по-своему увидеть – подвиг.
– Когда это получается, мы всем педсоставом Академии испытываем радость. Илья Глазунов служил идее сохранения реалистической школы, духовности, без которых не может быть настоящего искусства. И когда картина его учеников ставит внутренний этический, психологический и эстетический вопрос и отвечает на него, значит, художник попал, значит, цель достигнута.