В администрации президента готовится государственная программа по патриотическому воспитанию граждан, сообщила «Независимая газета». Новое управление по общественным проектам делает ставку на детей, которые являются наиболее гибкими и восприимчивыми к патриотической идеологии. Управление по общественным проектам подчеркнуло, что эта работа не будет политизированной. Для нее будут использованы литературные проекты, детское кино, детский контент в Интернете.
Можно ли научить патриотизму и что надо делать, чтобы патриотическое воспитание было эффективным?
Протоиерей Максим Первозванский
Молодежь нужно приобщать к реальным делам
Научить патриотизму можно. Его можно взращивать, прививать. Для этого нужно снимать хорошие фильмы, не такие, как, например, «Орда» или «1612». То есть необходима взвешенная, грамотная политика в области СМИ, кинематографа, книжного издательства, которая бы показывала молодому подрастающему поколению хорошие, замечательные, светлые образцы для подражания.
Нужно, чтобы образы, которые являются путеводными для нашей молодежи, не были заокеанскими, фэнтезийными. При этом речь не идет о цензуре, не о том, чтобы все это запрещать, а только о том, чтобы давать альтернативные, наши, родные вещи, в области киноискусства, в частности.
Конечно, патриотизм как любовь к Родине возникает с изучения истории Родины, с участия во всевозможных акциях, в празднованиях исторических, памятных дат. Например, таких, как юбилей 1812 года. Хотя, мне кажется, что государство здесь делает явно недостаточно по сравнению с тем, что можно было бы сделать, хотя и это уже неплохо.
Но самое главное, как мне кажется (почему еще не очень во все это верится), молодой человек начинает по-настоящему любить и гордиться своей родиной, когда он сам участвует в каких-то деяниях не только прошлого, но и настоящего. Для этого необходимо серьезные, новые, большие стратегические проекты, которые бы осуществлялись на уровне всего государства, к которым молодой человек мог бы приобщиться. Это касается и науки, и строительных, промышленных и прочих больших проектов. У меня достаточно много знакомых людей в науке, которые не понимают, как они могут проложить себе путь, и зачем они нужны здесь своей Родине. И это, конечно, глобальная трагедия. Поэтому, кроме привлекательного образа Родины, который должен создаваться, здесь тоже должна проводиться целенаправленная работа.
Однажды я беседовал с десятиклассниками очень приличной московской школы. И как-то встал вопрос о возможной эмиграции за границу. Большинство из них сказали: «Да, мы хотели бы уехать после окончания школы или института». Когда я спросил, почему они хотят это сделать, они ответили примерно следующее: «Знаете, там ведь можно на траве посидеть». То есть какой-то дурацкий, безумный образ того, что «там» люди сидят в парках на траве, — он создает ореол чего-то волшебного и привлекательного. Это, конечно, полный провал нашей политики в области патриотизма.
У нас на даче главой бригады гастарбайтеров работает очень приличный ученый в области микробиологии и биофизики, со степенями, и пр. Он говорит: «Сейчас это никому здесь не нужно, а уезжать я не хочу». Хотя это человек в возрасте всего 35 лет. И это не потому, что денег ему мало, а потому что здесь это никому не нужно. Невозможно проявить себя в качестве ученого.
Поэтому мне кажется, что без больших проектов, без серьезной стратегии все это будут пустые слова. Конечно, все это важно и нужно, человек может учиться на образах прошлого, но полноценное патриотическое воспитание возможно только тогда, когда молодежь, наши дети увидят будущее нашей страны, и это будет понятно и осязаемо: мы строим такую вот замечательную дорогу, вот мы осваиваем Северный морской путь, вот у нас, действительно, а не просто на словах, инновации Сколково. Чтобы студенты понимали, что им будет где работать, что они востребованы в большой науке. Если это будет, то будет и патриотизм, будет за что любить Родину и чем гордиться в нашей стране.
Перенимать зарубежный опыт можно, главное, чтобы все это не доходило до маразма. К сожалению, зарубежные идеи у нас часто доводят до маразма, или берут совсем ненужные вещи. При этом ничего плохого в заимствовании как таковом я не вижу. Это естественная вещь: когда лучшие образцы в чем угодно – в науке, военном деле, просто даже в области досуга и развлечений – усваиваются другими народами. Это нормальный, естественный процесс, важно, чтобы это не было слепым подражанием, и брались только достойные вещи.
В США гордость за свою страну – важнейший элемент самосознания рядового американца, но это, безусловно, с одной стороны, результат продуманной политики, а с другой – им сейчас реально есть, чем гордиться. Хотя и там, как мы знаем, демократическая и республиканская партии по-разному строят свою работу в этом вопросе: если республиканцы всячески подчеркивают гордость за свою страну, то демократы пропагандируют покаяние, извинения, вспоминают часто позорные страницы своей истории. Возможно, есть некий баланс – не знаю. Но мне кажется, что опыт республиканской партии был бы у нас в этом вопросе востребован.
Выделение двух целевых групп – молодежи и пожилых — возможно, говорит о том, что подход будет сводиться к пропаганде. Потому что среднее поколение работающих людей к ней наименее восприимчиво. А молодежь еще жизни не знает, и наиболее эффективной в этом смысле является работа со школьным и студенческим возрастом. Ну а старики смотрят телевизор и верят тому, что там говорят.
Протоиерей Константин Островский
Патриотизму должны учить приверженцы традиционных ценностей
Дай Бог, чтобы в новом Управлении преобладали люди, которым не на словах, а на деле близки традиционные религиозные и культурные ценности, проще сказать, верующие в Бога люди, стремящиеся жить по Его заповедям.
Государство, по-видимому, будет привлекать церковных деятелей к сотрудничеству по теме нового Управления, это естественно и закономерно. Но, если эти контакты будут демонстративными, они могут создать новый повод для очередной волны упреков Церкви в слиянии с властью. Упреков несправедливых, но люди духовно немощные соблазняются.
Поэтому церковным деятелям к контактам с новой структурой следует, я думаю, относиться с большой осторожностью, хотя совершенно их избегнуть невозможно, да и нельзя избегать, наш долг — помогать людям в добром деле.
Бюрократические попытки обучить патриотизму ни к чему не приведут
Патриотизм в его советском понимании является казенщиной, бюрократические попытки обучения людей патриотизму обычно ни к чему не приводят.
Сейчас у нас проявлению патриотических чувств, причем даже самых неполитических, препятствует, как ни странно, российское законодательство. Например, гражданина запросто могут задерживать и оштрафовать за демонстрацию государственного флага, это называется «незаконное использование государственной символики». Недавно в Петербурге за пробежку с российским флагом человека оштрафовали на две тысячи рублей, и это не единственный случай.
Немыслимо, чтобы например, американец выбежал на утреннюю пробежку с американским флагом, а, полиция его задержала и оштрафовала.
К сожалению, власти понимают патриотизм как любовь к властям, любовь к государственной бюрократии, и попытки навязать подобные чувства сверху, конечно вызывали большой скептицизм как девятнадцатом веке, так вызывают и в двадцать первом. Мы можем вспомнить бравого солдата Швейка, который как вы помните, очень ехидно отреагировал на официальный курс императора Франца Иосифа. Проблема заключается в том, что патриотизм возникает, как, не побоюсь этого штампа, живое творчество масс, как результат гордости за свою страну, ее культуру, достижения, ее политическую систему и тому подобное. Навязать патриотизм с помощью пропаганды, на мой взгляд, невозможно, особенно в ситуации, когда люди чувствуют, что страна развивается неправильно.
К сожалению, в нашей стране в последние годы гордиться особо нечем. Власти пытаются гордиться достижениями советской эпохи, но сама эпоха при этом отрицается.
На самом деле, если мы хотим проводить патриотическое воспитание, для начала надо составить непротиворечивую концепцию российской истории. Потому, что с одной стороны мы ссылаемся на Россию, которую мы потеряли, на Российскую Империю, при этом официально наша страна не является правопреемницей Российской Империи. То есть все эти лицемерные сожаления о Николае II и его семье на уровне государственной практики нечем не подтверждаются. Они могли бы подтвердиться признанием нынешней Российской Федерации правопреемницей Российской Империи.
Также возможна преемственность и в отношении Союза Советских Социалистических Республик – никаких особых проблем здесь нет. Как в Украине, которая согласно законодательству ведет преемственность и от Украинской народной республики, и от УССР и от Западно-Украинской республики. И это не противоречит друг другу!
Сейчас в голову россиянину одновременно пытаются загрузить и ненависть к Советскому Союзу и советский же патриотизм. Нужно как-то примирить эти две позиции, иначе получается шизофрения. Необходима хотя бы единая концепция.
У нас непротиворечивая история начинается с правления Ельцина, причем сам этот период называют «лихими девяностыми». В результате позитивная история России сокращается до последнего десятилетия. А ведь история страны все-таки должна быть более длительной, чем жизнь одного человека.