В разгар жарких дискуссий о моделях реформирования современного образования, в самую пору подумать о том, чего мы ждем от современной школы и какой ей быть. Ответить на этот вопрос мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко, председателя редакционного совета портала «Правмир», настоятеля храма Всемилостивого Спаса в Москве.
Чтобы говорить о реформах в образовании, надо четко понимать, что мы хотим получить на выходе: образованных и благородных людей или невежд и преступников? К сожалению, приходится констатировать, что сегодня система образования в России продуцирует не только первых, но в значительном количестве и вторых. Сейчас 700-800 тысяч человек – в заключении, около миллиона детей брошены в детских домах при живых родителях, растет преступность среди подростков, ужасающая коррупция, регулярно приходят сообщения о страшных правонарушениях сотрудников правоохранительных органов. Все эти люди получили образование в школе, а некоторые и в высшей школе, то есть все это – результат действующей системы образования. Хотел бы сразу оговориться, что большинство учителей и преподавателей не виноваты в сложившейся ситуации – они тоже во многом жертвы этой же системы образования, которая из года в год выпускает молодых людей.
Современная школа у значительной части учеников отбивает полностью какую-либо охоту учиться. Предметы преподаются по удивительно скучным программам. Подумайте – география – интереснейший предмет, а многие ли ее любили в школе? Из школьного курса истории я почти ничего не вынес, и интерес и любовь к истории возникли значительно позже. Физика и химия – удивительные дисциплины, а как не любят их школьники! Программа по литературе построена так, что прочно прививает стойкое нежелание читать классику. Прекрасно, если так обстоит дело не во всех школах, если учитель может заразить учеников любовью к предмету, но, увы, сегодня это – исключение из общего правила.
Целью нашего образования должно стать воспитание целеустремленных, мужественных, самоотверженных, цельных, образованных и глубоких личностей.
Значит, предметы в школе надо преподавать не как некую сумму знаний, а живо, интересно и, главное, с нравственных позиций.
Например, можно на уроках физики строго вывести закон Архимеда и, опираясь на него, разобрать катастрофу знаменитого лайнера «Титаник» – это же не совпадение непреодолимых обстоятельств, а рукотворная катастрофа, которая является следствием скаредности хозяев и невежества проектировщиков! Почему не разобрать ошибки команды и то, как надо было бы действовать профессионалам? Сегодня созданы высокопрофессиональные видео модели «Титаника», используя их можно наглядно показать, как было возможно избежать катастрофы.
Какая увлекательная наука математика! В книге известного английского физика Стивена Хокинга рассказывается, в контексте разговора о случайности, сколькими способами можно сложить картинку из двенадцати кубиков. Компьютеру для того, чтобы случайным образом сложить правильную картинку понадобится год, а ребенку – несколько минут. Подобные примеры могут стать началом содержательного разговора о том, что возникновение жизни нельзя объяснить стечением случайных обстоятельств. На таких примерах на уроке биологии можно обсудить вероятность случайного возникновения самой человеческой жизни.
Историческая правда – какая сложная и многогранная проблема!
Великий древнеримский оратор Цицерон писал, что перед историками стоят две задачи:
— историки не должны писать неправды,
— они должны писать правду.
Чем не вопрос для обсуждения на уроках в школе? Хорошо бы в курсе истории изучить, например, как «великий пролетарский писатель» М. Горький, один из тех, кто «кричал» «пусть сильнее грянет буря» и разжигал пожар революции, сбежал от революции в средиземноморские сады, как только она грянула. Кстати, поселился он на о. Капри, там, где в свое время жил император Тиберий, при котором был распят Господь Иисус Христос – интереснейшая деталь. М. Горький вернулся на Родину, невзирая на то, что большевики развернули беспощадный террор против всего русского народа. В воспоминаниях академика Д.С. Лихачева сохранилось описание посещения Горьким ГУЛАГа. Пролетарский писатель остался очень доволен методами «перековки социально чуждых элементов». Не оказав никому помощи, он стал причиной гибели многих людей, доверившихся ему и с надеждой, оказавшейся наивной, рассказавших ему о действительных методах, применяемых НКВД.
На уроках литературы до сих пор изучается «Гроза» Островского – пьеса об измене жены своему любящему мужу. Спрашивается, зачем ее изучают в школе? Ведь осознав, что его пьеса приносит определенный нравственный вред, год спустя Островский написал пьесу «Сердце не камень», где, несмотря на все сложности и искушения, жена хранит верность мужу. Почему же наши дети в школе не изучают это столь же талантливое, но, бесспорно, нравственное произведение?
Надо творчески пересмотреть программы учебных курсов и приложить все усилия к тому, чтобы эти курсы были интересными. Если посмотреть на принцип составления комплектов учебников английского языка, то мы увидим, что в руководстве для учителя и в дополнительной литературе авторы стараются акцентировать наиболее интересные и выигрышные для запоминания моменты.
Если правительство хочет провести позитивные реформы, то опираться надо именно на систему образования – это пока еще всеобъемлющая воспитательно-образовательная система, через которую можно благотворно повлиять даже на семью. При порочной системе можно вырастить в школе детей, которые вообще откажутся от создания семей, а можно вырастить молодых людей, которые создадут крепкие большие семьи и будут надежной опорой своего Отечества.
Обратимся к далекому прошлому. Римское образование строилось на трех основных принципах.
— Верность традиции. Верность традиции означало знание истории, знание того, что именно великие личности творят великую историю, потому что сильные личности не подчиняются трудным обстоятельствам, а подчиняют их себе и умеют творчески относиться к жизни. И апостол Павел говорил: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15); «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держитесь предания так, как я передал вам. Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1 Кор. 11: 2, 23).
— Доблесть. Римляне воспитывали не только воинскую, но и гражданскую доблесть. Например, при жестоком гонителе христиан императоре Коммоде, адвокат отказался защищать убийцу, сказав: «Защищать убийцу труднее, чем стать убийцей». Он был казнен, но не потерял своей доблести – это удивительный пример гражданского мужества.
— Правосознание. Эпоха римского права – это время выдающихся совершений в правосудии, которые вошли в том, или ином виде в действующее законодательство многих стран. Жизнь должна быть устроена по закону. У нас существует крайне нелепая формулировка: «Незнание закона не освобождает от наказания за его нарушение». Хочется спросить: Почему же наши соотечественники не знают законов? Разве это секрет? До революции в гимназиях был предмет «Законоведение», почему бы не ввести такой предмет в наши школы, чтобы у учащихся со школьного возраста складывалось правильное представление о законности и правосудии? Иначе из-за несовершенства законов и от общей правовой безграмотности, которые только стимулируют друг друга, мы обречены жить по порочному принципу «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло».
Современное образование должно быть активным творческим процессом, дающим ребенку нравственное воспитание, научающим его формировать свои убеждения, твердо отстаивать их, проявляя искренний интерес к знаниям, науке и верно служить окружающим его людям и своему Отечеству.
Записала Анна Данилова
От редакции: Портал «Правмир» приступает к конструктивной дискуссии о том, что действительно стоит изменить в современном российском образовании. Мы приглашаем присоединиться к дискуссии всех, кому небезразлична судьба отечественной школы. В ближайшие ни мы начнем публикацию откликов и интервью. Пишите в теме форума портала «Правмир» или по адресу editor@pravmir.ru