Как отличить религию от культа?
В XX-ом веке люди столкнулись с тоталитарными режимами, целые страны и множество людей подверглись порабощению тоталитаризма. Советский Союз, Фашистская Италия, Нацизм в Германии — это примеры тоталитарных режимов безраздельно властвовавших над людьми. Никто ныне не будет оспаривать, как нарушались права и свободы граждан этих государств, но, несмотря на это, граждане этих государств считали, что действовали свободно и правильно.
XX-ый век породил также и тоталитарные культы, пленниками которых стало огромное количество современных людей. Что же такое культ и в чем его отличие от религии?
Для начала нужно определится в формулировках. Под религией, согласно философу С.Н.Трубецкому, понимается любое «организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам».
Итак, религия, согласно этому определению, не только вера в высшие силы, под которыми могут подразумеваться разные понятия «Бог», «Судьба», «Карма», и которые оказывают влияние на жизнь людей, но и стремление человека разными способами войти в контакт с высшими силами.
Что же такое культ? В чем его отличие от религии? В этой статье я стараюсь избегать обычного для русского языка слово «секта» по следующим причинам:
Во-первых: в годы советской власти, любое религиозное движение было запрещено, все религиозные общины находились в подпольном состоянии. Все встречи, собрания проходили в закрытых помещениях, и они не декларировались перед непосвященными. Также собирались когда-то во времена гонений ранние христиане. В виду этого под сектою, в советский период, понималось что-то таинственное, закрытое от непосвященных собрание лиц и т.п. В нашу эпоху свободы вероисповедания гонения на религиозные сообщества прекращены, а потому многие секты, открыто проповедующие на улицах и призывающие на свои собрания людей, часто говорят: «Мы не секта, а всемирная организация… Мы открыты для всех…» и т.д. и т.п..
Во-вторых: за словом «секта» укрепилось негативное восприятие у большинства людей. Часто обычный человек, услышав слово «секта», начинает морщиться и связывает с этим определением негативные ассоциации. Хотя слово секта не несет в себе никакой отрицательной окраски, оно лишь указывает собой на группу лиц не согласных с мнением доминирующей Церкви, религии. Скажем, где-нибудь, где Православная Церковь не является традиционной религией, она будет сектой в обычном понимании этого слова. Священник Олег Стеняев, рассказывая о своей миссионерской поездке в Индию, сказал, что он чувствовал себя как сектант, потому что Православие не традиционно для Индии.
Поэтому чтобы ни кого не обидеть, я сознательно избегаю слова «секта» и вместо него использую английское слово «cult» — культ, для того чтобы можно было отделить обычное религиозное образование от культа. Что же определяет культ? Согласно, американскому психологу Стивену Хассену, около 25-ти лет занимающемуся проблематикой культов, различие состоит в следующем: культы «прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы». От себя добавлю, под «лидером группы» может пониматься не только конкретный человек, но и группа людей, или организация.
Основной критерий, по которому мы можем отличить религию от культа, заключается в следующем:
Любой культ старается навязать человеку мнение о том, что свободное, независимое мышление (данное человеку Богом) — происки сатаны. В виду этого нужно прислушиваться к тому, что говорит лидер (старейшина, организация, пророк, гуру и т.д. и т.п.) для того, чтобы спастись.
В отличие от этого религия, хотя и преподносит своих высших представителей, как духовных авторитетов, она не настаивает на том, чтобы их решения нельзя было оспорить, или обязывает к тому, чтобы признать их абсолютный авторитет. Часто можно встретить католиков, критикующих действия папы, православных не согласных с решениями епископа или патриарха, да и истинный собор в отличии от лжесоборов всегда отличался тем, принимал ли его решения народ или нет.
В отличии от этого трудно представить себе, какого-нибудь старейшину от «Свидетелей Иеговы», который критиковал бы решения опубликованные на страницах «Сторожевой Башни», члена «Ассоциации Святого Духа за объединение мирового христианства» не согласного в чем-то с Сан Мен Муном, или представителя «Московской Церкви Христа», критикующего действия Кипа Маккина основателя «Бостонского движения».
Чуть выше было упомянуто о контроле сознания, что это такое и в чем это проявляется? Сознание человека достаточно хрупкая вещь и как показывают опыты современной Социальной психологии, не так уж и много нужно, чтобы направить мышление человека в нужном русле. Контроль сознания включает в себя следующие пункты:
Разберем основные проявления этих пунктов более подробно.
Каким образом дается информация о вероучении? Предоставляется ли информация полностью? Есть ли что-то, что непосвященным нельзя читать, знать? Участвовать в каких-либо церемониях? Варьируется ли информация в зависимости от уровня посвященности? Считается ли что весь мир не входящий в эту конфессию «миром сатаны»? Делит ли данная организация мир на черное и белое, черное это все не относящиеся к ней? Как относятся к ушедшим из организации людям? Считается ли, что все люди, ушедшие из организации, это неудачники, грешники? Можно ли иметь что-то общее с этими людьми, можно ли с ними общаться и при этом быть верными членами собрания? Согласны ли представители этого религиозного движения, познакомить Вас с кем-либо ушедшим в другую религию, для того чтобы узнать, почему он так поступил?
Какое отношение к религиозной литературе, изданной не этой религиозной организацией? Можно ли ее читать и черпать для своего кругозора что-нибудь? Ограничивается ли круг подобной литературы только литературой энциклопедического характера? Какое отношение к полемической литературе, написанной оппонентами данной организации? Сводит ли данная организация доступ СМИ к минимуму или учит относится к ним с недоверием?
Применяет ли данная организация доносительство за другими членами собрания? Как правило, в культах это делается под видом чистоты собрания. Членам поясняют, что Бог приемлет только чистое собрание, а грешники, сюда входят все те, кто не следует директивам руководства культа, оскверняют собрание. Применяется ли практика слежки за другими членами собрания (обычно делается это следующим образом — проповедники ходят парами для того, чтобы можно было следить друг за другом и контролировать друг друга)? Загружает ли организация человека культовыми практиками настолько, что у человека не остается времени, для исследований другой литературы, общения с верующими из другого вероисповедания?
Достигается это разным способом: большое количество культовой литературы, частые встречи, собрания культистов (как богослужебные, так и совместное времяпрепровождение), большая часть времени для проповеди, сбора пожертвований, для молитвы, медитаций и многое другое. Инкриминируется ли чрезмерное чувство вины, посредством создания недостижимого идеала богоугодного человека? То есть, как бы человек не стремился к этому идеалу, он все равно не достигнет его. Используется ли также чрезмерное чувство страха? Боязнь мыслить независимо, принимать свои собственные решения? Боязнь «внешнего мира»? Боязнь потерять спасение?
Отбивается ли охота к индивидуальным решениям? Навязывается ли мысль, что лучше подчинение лидеру или группе, чем личное мнение?
Если большая часть ответов на эти вопросы положительная, то перед Вами типичный тоталитарный культ, пытающийся контролировать Вашими эмоциями, чувствами, получаемой информацией.
Для составления объективного представления о той, или другой религии, требуется ознакомление с оппозицией. Для меня знакомство с разными точками зрения лишь углубляет понимание своей религии. Для культистов наоборот характерным является как можно быстрее загнать Вас на свои встречи, собрания, поэтому чтение полемической литературы не будет одобрено (выражаться это может по-разному).
Если Вы прочитали эту статью и почувствовали сомнения или заметили, что в Вашей организации подобные вещи являются характерными, попробуйте узнать больше об этой организации со всех сторон (с критической в том числе). Не подавайтесь соблазну того, что в организации все отзывчивые и искренние люди, а, следовательно здесь не может быть обмана, история XX-го столетия показывает, что искренность не является критерием истинности. Большинство людей в культах — это люди, которые до своего знакомства с культом не были сознательно верующими людьми. Как правило, они не читали религиозную литературу, а потому не имели возможности проверить то, что преподнесли им культисты. Поэтому они искренне верят в правоту своей веры и своей искренностью подкупают других. Пусть слова апостола Павла будут для Вас призывом к исследованию и разрешению Ваших сомнений: «всё испытывайте; доброго держитесь» (1 Фес. 5:21).