Хороших советов для дистанта нет, наверное, ни у кого: уж очень это индивидуальное дело. Кто-то более организован, кто-то менее. Кому-то родители могут помогать, кому-то нет. У кого-то школа отстроила внятную и единообразную среду для дистанционного общения, а у кого-то учителя по-прежнему вразнобой шлют задания – кто через «ВКонтакте», кто в «Телеграме», другие — в вотсапе или вайбере.
Что при этом всем может помочь? Попробую поделиться своим опытом: у меня постоянно дистанционные встречи в зуме, а еще я мама неорганизованных детей и учитель на дистанте.
1. Расписание и задания в одном месте
Нужно четкое расписание занятий и ясное понимание, что задано.
Все задания лучше держать в одном месте. Если школа с этим не справляется — не собирает их в гуглоклассе или где-то еще, то имеет смысл завести банальный школьный дневник или старый ежедневник, если вам удобнее писать ручкой.
Или заносить их в любую удобную программу гаджета, если тот, кто будет это отслеживать, достаточно взрослый, чтобы этим пользоваться. Если пользоваться будет человек невзрослый и неорганизованный, то нужна наглядность — все расписание и все уроки на большом листе бумаги в зоне видимости. Сделанное вычеркивать.
2. Заводить будильники перед уроками
Тем, кто имеет привычку опаздывать на дистанционные уроки, стоит поставить в гаджете будильники — причем если урок начинается в 10:30, то будильник ставить на 10:28 — чтобы успеть натянуть штаны, причесаться и включить компьютер, но не успеть отвлечься.
3. Найти тихий угол для занятий (можно с котиками)
Даже если ученику невозможно уединиться, попробуйте найти для него тихий угол и не бегать туда, пока он занят. Мелькающий на заднем плане папа в трусах, вопли младшего братика, мама с внезапными воспитательными монологами — все это отвлекает и ученика, и учителя, и весь класс, особенно если микрофон и видео включены. Котиков можно не убирать, они всех радуют.
4. Учиться за столом и приличной одежде
Выходить на видеоурок из кровати и в пижаме — плохая идея. Даже при выключенном видео. Если человек идет в школу — он идет в школу. Он надевает на себя приличную одежду, садится за стол и работает за ним. Это организует и дисциплинирует.
5. Пить чай, но не есть за учебой
Пить чай, воду, кофе и прочее во время урока можно, есть — нельзя. Даже если вы отключили видео и аудио. Просто оно так не работает. «Васька слушает да ест» — это про другую ситуацию.
6. Отвечать хотя бы через урок
Выдерживать устремленный на тебя взгляд учителя все уроки подряд невыносимо, и спрятаться, отключив видео, всегда есть соблазн. Но хотя бы через урок, хотя бы ненадолго, имеет смысл включаться, что-то отвечать или хотя бы писать в чат.
Это называется «обратная связь». Учитель будет благодарен и обязательно вспомнит, что такой-то работал на уроке.
7. Разминаться на переменах
Шесть часов подряд сидеть за столом очень трудно. На переменах обязательно надо потянуться, поделать какие-то упражнения, полежать на полу.
8. Отдыхать, а потом уже делать уроки
Нет смысла сразу после уроков делать домашнюю работу. Ничего не выйдет, надо отдохнуть. Лучше всего сменить картинку — после сидения дома выйти на улицу, если туда еще выпускают.
Если ребенок сам не может вспомнить, что пора делать уроки, контрольные звонки родителей иногда оказываются полезны. Некоторым детям помогают собраться контрольные звонки через каждый час или даже полчаса. Некоторых они нервируют. Посмотрите, что работает с вашим ребенком.
Контрольный звонок не должен быть воспитательно-разносным: «ах ты, такой-сякой, до сих пор еще не взялся за работу». Он скорее служит напоминанием, как звонок будильника: я помогаю тебе вспомнить, что у тебя есть дела. Можно обсудить, сколько их, сколько времени понадобится на то, чтобы их все переделать, и когда нужен следующий контрольный созвон.
9. Готовить родителям вопросы заранее
Трудные вопросы и дела можно оставить до возвращения родителей. Но их надо конкретизировать. Вместо «ничего не понимаю» — это плохая задача для уставшей мамы — научить ребенка ставить задачу «объясни мне, как решать задачи на скорость, время и расстояние».
Положить в стопочку непонятное и конкретизировать вопросы – вполне по силам шестиклассникам и тем, кто старше. Или — это хороший навык, чтобы ему сейчас научить.
10. Не срывайте зло на дистант за уроками
Для кого-то дистант спасение, а кого-то ужасно выводит из себя. Достали учителя, задания в десяти разных мессенджерах, ковид, ограничения, связанные с ним. Лучше от души поругать это все до того, как браться за уроки вместе с ребенком, отвести душу, успокоиться — и дальше делать дело сухо и спокойно.
Ваша задача — помочь ему выполнить задание, а не сорвать зло. Его задача — выполнить задание, а не сорвать зло. Если обе стороны хотят сорвать зло друг на друге, можно поорать в пространство «как же меня все достало», побегать вокруг дома (как в книжке А. К. Вестли «Папа, мама, 8 детей и грузовик», повторяя: «Я сердита, я сердита»), побить боксерскую грушу, подраться подушками, — а за уроки браться, когда весь пыл сойдет.
Никто не знает, надолго это нам или нет, но давайте извлекать смысл и пользу из того, что дали: учить ребенка структурировать время, конкретизировать вопросы, организовывать свой рабочий день, овладевать этикой онлайнового общения.
Радоваться тому, что не надо вставать утром и куда-то идти или ехать. Пока золотая осень — это не так очевидно, как сонным и темным зимним утром.
И надеяться. Все проходит, и это тоже пройдет. Главное — не потерять это время зря, пока оно нам зачем-то выдано. Извлечь из него то, что можно.