Как понять, что первокласснику плохо в школе?
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Ребенок через месяц пойдет в первый класс. К чему уже сейчас стоит подготовиться родителям, как вовремя понять, что первокласснику плохо в школе, и помочь ему? На вопрос читателя отвечает школьный психолог Ксения Колесниченко. 

Вопрос. Сын скоро пойдет в первый класс. Он застенчивый, в детском саду у него мало друзей. Я волнуюсь, что он не сразу привыкнет к школе, что отношения с одноклассниками или учителем могут не сложиться. Как понять, что ребенку в первом классе плохо? И что делать, чтобы ему помочь?

Ксения Колесниченко

Ответ. Адаптация к первому классу в среднем длится полтора-два месяца, но специалисты закладывают чуть больше, до полугода. Именно поэтому, чтобы не мешать процессу формирования атмосферы в классе, психологи даже не приходят к первоклассникам с групповыми занятиями до января. 

Но есть 5 признаков того, что адаптация проходит не очень гладко, которые вы сможете заметить сразу. 

Настроение

Обучение в первом классе, как правило, идет в игровом формате, академическая нагрузка невелика. Однако многие дети возвращаются из школы чрезмерно уставшими, с плохим настроением, или, напротив, чересчур возбужденными. Это и есть первый красный флаг. 

Важно отследить тот момент, когда спокойный ребенок вдруг стал очень взволнованным. Или, наоборот, веселый и активный внезапно превратился в апатичного. Некоторые дети начинают вести себя непривычным образом, например, перестают быть послушными. А у кого-то настроение начинает отличаться резкими перепадами и напоминает раскачанный маятник: сверхвеселость сменяется ужасной плаксивостью и капризами. 

Мотивация

Обратите внимание, сохраняется ли у ребенка интерес к школе. Первое время практически все дети с большим воодушевлением бегут на занятия. Они с удовольствием рассказывают о том, что происходит в классе, с кем удалось подружиться, чем занимаются ребята, за что хвалит учитель. 

Если ребенок уходит от разговоров о школе, если там внезапно перестало быть интересно, мотивация учиться утрачена, это также должно насторожить. 

Физическое состояние

Дети, которые не могут адаптироваться к новому месту, коллективу, формату отношений, педагогу, часто жалуются на недомогание, головные боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Обычно жалобы на физическое состояние приходятся на будние дни. В выходные состояние у детей улучшается, проблемы будто бы уходят сами собой. 

Однако у некоторых детей прямо перед походом в школу неожиданно и резко может подняться температура или начаться расстройство желудка. Если случаи резкого подъема температуры, мигреней или проблем с ЖКТ повторяются из раза в раз, это должно стать для вас третьим красным флагом. С высокой степенью вероятности это означает, что ребенок настолько не хочет идти в школу, начинает накручивать себя до такой степени, что на соматическом уровне волнение дает о себе знать. 

Академическая успеваемость

Говорить об академической успеваемости в первом классе сложно, ведь часто педагоги поощряют детей звездочками и наклейками, а не оценками в дневнике и журнале. Но дети быстро понимают, что «солнышко» — это пятерка, а «ежик» — не выше четверки. 

Обычно дети прибегают домой и с удовольствием рассказывают бабушкам, дедушкам, маме и папе о своих успехах. Если это вдруг перестает иметь место, если ребенок больше не рассказывает, как успешно с чем-то справился, как его похвалил учитель, если «солнышек» маловато и «ежиками» похвастаться не удается, стоит призадуматься. Можно даже побеседовать с педагогом и выяснить, все ли хорошо. Возможно, академическая нагрузка для ребенка слишком велика, по какой-то причине он с ней не справляется. Автоматически буксует и адаптация к школе. 

Некоторые дети вообще могут говорить, что в школе плохо, их обижают, кто-то с ними не дружит или делают что-то им во вред. Нужно понимать, что не всегда это правда.

Порой это признак того, что ребенок не справляется со школьной нагрузкой. Ему проще признаться в ссорах со сверстниками, чем открыто заявить, что учиться тяжело. 

Обратите внимание на домашние задания. В первом классе они связаны с повторением пройденного и не отличаются большим объемом: прописать, раскрасить, перерисовать. Задания настолько элементарны, что большинство детей стараются без лишних напоминаний выполнить их самостоятельно сразу после школы. Обращаются за помощью к взрослым обычно при возникновении неразрешимых сложностей. Если вы замечаете, что ребенок в принципе отказывается выполнять домашнее задание самостоятельно, требует помощи и постоянного присутствия взрослого рядом, ему не интересно попробовать самому сесть и сделать то, что задано — это четвертый красный флаг, сигналящий, что адаптация проходит не вполне успешно.

Психический статус

Изменение психологического состояния становится следствием эмоциональных перегрузок и повышенной тревожности. 

Во-первых, это нарушение сна, то есть сложности с засыпанием и пробуждением, жалобы на ночные кошмары или бессонницу. Дети могут напрямую говорить, что им тяжело заснуть, а сон у них не крепкий и ночью они просыпаются по несколько раз. Кто-то признается, что не высыпается, даже если ложится в девять вечера. Как правило, дети вообще никак не комментируют свое физическое состояние, но по ним заметно, что даже утром после сна они вялые, уставшие, не отдохнувшие.  

Во-вторых, это случаи ночного энуреза. Такие неприятности могут случиться не только с первоклассником, но даже с выпускником начальной школы, психика которого не выдерживает нагрузку. Важно с терпением и большим сочувствием отнестись к произошедшему и отметить для себя как тревожный звонок. 

В-третьих, это отсутствие аппетита либо, наоборот, нездоровое чувство голода, постоянное желание есть, особенно сладкое и мучное.

10 шагов для адаптации к школе

  • Соблюдайте режим дня. Необходимо следить, чтобы ребенок высыпался, вовремя ложился спать и вставал в одно и то же время, в том числе в выходные. Продолжительность сна первоклассника должна быть восемь и более часов. 
  • Следите за питанием. Не позволяйте переедать или увлекаться сладким. Желательно завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. Может показаться, что это вещи далекие от школьной успеваемости, но именно сон и полноценное разнообразное питание влияют на адаптационные процессы и позволяют справиться с академической нагрузкой.  
  • Обеспечьте рабочее пространство. Ребенку никто и ничто не должно мешать делать домашнее задание. Организуйте его рабочее место. Фиксируйте продолжительность выполнения уроков. Желательно, чтобы домашние задания ребенок выполнял в одно и то же время. Это позволит сохранить энергию и выработает привычку. 
  • Мониторьте тонус. Если замечаете, что ребенок после школы вялый, предлагайте отдохнуть. Обычно у детей, которые идут в первый класс, так резко и внезапно все в жизни меняется, что именно сна ребенку может не хватать. Даже непродолжительный дневной сон позволяет восстановить затраченную в школе энергию.

По просьбе классного руководителя я работала с ребенком, который в середине первого класса начал сильно академически отставать от сверстников. Мы долго занимались, но понять, что является причиной неуспеваемости, было невозможно. Как только в работу включились родители, все встало на свои места. 

Оказалось, у ребенка невероятная нагрузка, которую не всякий взрослый способен выдержать. У семилетки одновременно были тренировки в бассейне, уроки в музыкальной школе и борьба. Несмотря на выстроенную логистику и, казалось бы, равномерную нагрузку, вкупе это сильно отвлекало его от основного процесса обучения. Он не справлялся с выполнением домашних заданий, потому что банально не было времени и физических ресурсов для этого. 

Чтобы адаптация в школе проходила хорошо, школьные психологи рекомендуют в первом классе делать акцент на обучение и меньше отвлекать ребенка на внеурочную деятельность.

Если есть возможность, то снизьте нагрузку или отсрочьте. Особенно важно это, если вы знаете, что освоение нового ребенку дается тяжело. Не забывайте, что ребенку необходимо время на восстановление сил.  

  • Хвалите. Важно поощрять достижения, причем даже самые мелкие и незначительные. Речь не идет о денежном вознаграждении, а именно о похвале. Это лучшая награда первокласснику. 

Не стоит говорить «Ах, как ты крут!» или «Да ты молодец!». За этими репликами для ребенка ничего не стоит. Похвала должна быть конкретной и обоснованной: «Ты прекрасно прописал букву “и”. Она ровная, аккуратная», «Мне очень нравится, как ты раскрасила башмачки у феи. Они будто бархатные», «Ты так аккуратно убрал на своем столе, даже карандаши все заточены», «Портфель собран, уроки сделаны. Я вижу, что с каждым днем ты все ответственнее и серьезнее». Успехи, которые замечает взрослый, начинает замечать и ребенок. Это дает ему опору на себя, а не на мнение окружающих. Ребенок начинает сам про себя знать, что многое умеет, несмотря на возраст. 

  • Разговаривайте. Например, во время обеда или ужина старайтесь немного узнавать о школе. Задавайте вопросы: «Что было сегодня в школе интересного? Что нового ты узнал на природоведении? Во что вы сегодня играли с ребятами? С кем ты сейчас дружишь и чем занимаются эти дети? Какие в твоей школе происшествия?» Это не только позволит вам отследить настроение и общее состояние ребенка, но выявит проблемные зоны. Такие беседы, на которые дети очень откликаются, позволят продемонстрировать ему, что происходящее с ним важно для всей семьи.

  • Рассказывайте сказки вместе. Если понимаете, что в школе назревают трудности или они уже имеют место, практикуйте сказкотерапию. 

Это одна из форм работы с подсознанием ребенка, которая позволяет исцелить травмы и даже повысить самооценку. Бывает, детям сложно или неудобно о чем-то рассказать напрямую, открыто. Бывает трудно сформулировать то, что с ними происходит. Погружаясь в сказку, ребенок практически безболезненно для себя проживает собственные эмоции и говорит о тревогах от лица «одного принца», «мальчика», «медвежонка». 

Сказку можно рассказывать, продолжить, нарисовать, проиграть в театральной постановке. Если вы точно знаете трудность, из-за которой у ребенка возникли проблемы с адаптацией, можно взять готовую сказку, где герой проживает аналогичную проблему и находит выход. Обсудите ее: «Как думаешь, почему герой так поступил? А чем храбрый герой отличается от трусливого? Почему это плохой герой? Что плохого он совершил? Мог ли поступить иначе?»

Если проблему нужно обнаружить, лучше сочинять сказку вместе.

«Посреди леса открылась школа. Все зверята пошли в нее учиться. Мышонок каждый день с удовольствием бежал в школу, напевая песенку. Возвращался из школы радостный и довольный. Однажды мама мышонка увидела, что он вернулся грустным. Тогда она решила спросить его, что же произошло…» Ваша задача — дать возможность  ребенку продолжить эту историю. 

«Бельчонок пришел в школу и попытался подружиться с жителями леса, но у него это не получилось… Помоги мне, пожалуйста, придумать, почему у него не получилось». Вопросы, которые вы зададите, будут зависеть от того, что именно вы хотите обсудить, какую проблему решить. 

Однажды я работала с первоклассницей, которая перестала рассказывать о своих подружках и больше не просилась с ними гулять. На просьбы поговорить о подружках реагировала слезами и истерикой. Мы с ней разыграли сказку в песке с маленькими игрушками. В ней девочка рассказала про своего героя, которого обидели и оклеветали друзья, поэтому он больше не хочет ходить в школу. Выявив проблему, нам удалось выяснить, что девочка столкнулась с буллингом. Две подруги сплотились и настроили против нее весь класс. 

Увы, буллинг может случиться в любом классе, а поводом — стать фломастеры не того цвета. Скорее всего, буллинг заметит и пресечет учитель, поэтому родителям важно иметь обратную связь с педагогом. Еще лучше обнаруживать проблему до того, как она станет очевидной всем. Сказкотерапия — прекрасный и легкий способ это сделать. 

  • Сохраняйте сложившиеся традиции. Так вы оставляете ребенку лазейку в детство. Если у вас принято читать перед сном, обязательно продолжайте это делать. Если вечерами вы рассказывали сказки или лежали в обнимку, пели колыбельные или просто болтали обо всем на свете, сохраняйте это обязательно. 

Время наедине с родителем, тактильный контакт позволяют ребенку сбросить лишнее напряжение. Это еще и способ наполнить ребенка уверенностью, что у него есть надежный тыл, поддержка и безусловная любовь близких.

  • Позаботьтесь о себе и атмосфере в доме. Родителям кажется, что их тревога — это только их тревога. Нет, это не так. 

Я работала с первоклассницей, у которой было очень много страхов, причем необоснованных. Например, она боялась, что ее не заберут из школы и ей придется ночевать в классе. Что с ней случится что-нибудь страшное по дороге в школу. Что не успеет переодеться и опоздает на урок. Что не сможет открыть кабинку туалета, поэтому не попросилась в туалет во время уроков и даже на переменах не ходила туда. Терпела до дома! Подобных страхов у ребенка было так много, что педагог с согласия родителей попросил с ней поработать. 

Мы работали в технике арт-терапии. Рисовали страхи, говорили о них, пытались понять, насколько они обоснованы, искали с ними общий язык, приручали и брали над ними верх. Мы пытались вместе с ней из абстрактного и непонятного превратить страх в осязаемый и смешной. Ведь как только мы называем предмет, он перестает приводить нас в трепет. Но более важным открытием стало то, что парализующий ребенка страх был не ее собственным, а маминым. 

Оказалось, тревожная мама перегружала психику ребенка. Накручивая себя, транслируя собственные переживания, она развивала тревогу в дочке.

Детское восприятие привносило собственные краски в услышанное, и в итоге рождался страх, который парализовал волю у первоклассницы. Проблема девочки начала решаться после того, как удалось поработать с ее мамой. Забота родителей о себе — это способ уберечь детей от лишних для них эмоций. 

  • Не пренебрегайте помощью психолога. Если заподозрили, что с адаптацией у ребенка серьезные проблемы, обращайтесь к специалистам. Изменения поведения, повышенная тревожность, нарушение пищевого поведения, самые разные психосоматические проявления не стоит оставлять без внимания. Все это не просто красные флаги, а просьбы ребенка о помощи. Не затягивайте и не откладывайте обращение к специалистам, чтобы не усугублять ситуацию. 

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.