Пост традиционно воспринимается большинством людей исключительно как временное ограничение в еде. Часто на вопрос «Что такое Рождественский пост?» можно услышать ответ: «Это когда рыбку можно». Мы решили поговорить о настоящем смысле поста со священником Алексием Чумаковым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы города Лос Анджелес, клириком Русской Православной Церкви за рубежом.
— Начался Рождественский пост. Как провести его правильно, чтобы 40 дней поста не прошли впустую?
— Рождественский пост, как и другие посты, является периодом подготовки к празднику. Пост не очень строгий, и тем располагает к большему упору на дела благотворения, углубления в Св. Писание. Церковь во дни Рождественского поста вспоминает многочисленные пророчества о пришествии Мессии.
Если не удается часто посещать храм в эти дни, или если соответствующие церковно-славянские тексты непонятны, стоит перечитать их самому. Для этого у нас теперь есть масса материалов — например, Ветхий Завет о Мессии или Согласование пророчеств.
В Америке в эти предрождественские дни принято жертвовать на помощь бедным, на другие богоугодные цели. Готовясь к празднику воплощения Спасителя, полезно припомнить и проповедь Иоанна Крестителя и Предтечи о покаянии, исправлении пути, помощи бедным, вообще приготовлении достойного результата покаяния.
— Как быть, если пост стал привычной диетой, превратился в формальность? В чем должна быть разница между обычным временем и временем поста, помимо разницы в еде?
— Прежде всего, полезно вспомнить, что телесный пост — неядение или пищевые ограничения — не является самоцелью, это всего лишь средство для того, чтобы легче было делать более важные дела: научиться дисциплине подчинения низшего высшему, сберечь средства для помощи нуждающимся, обратить больше внимания молитве, научению заповедей Божиих, испытанию своей совести и молитвенному поиску путей к исправлению своих духовных недостатков.
Сильнейшее средство для этого исправления – дела милосердия. Без трудов такого рода, как мне представляется, вообще невозможно говорить о каком-то богоугодном и не формальном проведении поста. Нет доблести в том, чтобы не есть, она в том, чтобы делать добро. Ведь даже акцент на своих грехах и страстях без служения ближним, помощи нуждающимся становится неким эгоистическим самокопательством, лишает жизнь христианина сильнейшего средства преодоления своих греховных страстей.
— Как понять, что пост проходит не зря?
— Как и всё остальное в жизни, древо познается по плодам. Удалось ли сместить центр своей жизни с «себя-любимого», расширить свое сердце, чтобы и ближнего любить и служить ему, наконец, стать ближним, как это сделал милосердный самарянин в известной притче? Удалось ли увидеть в себе то, что мешает духовному росту, подчиняет, сковывает, обескровливает нашу жизнь (например, какое-то греховное пристрастие и зависимость вроде пьянства, курения, иного рода пораженности воли злом)? Удалось ли понять, что Спаситель именно для того и воплотился и умер за нас, чтобы дать нам возможность от всего это зла в себе избавиться? Удалось ли, наконец, начать следовать за Ним не только на словах, не только противостоять и уклоняться от зла, но и делать добро? Появилась ли в нашей душе благодарность Богу, надежда на Его помощь, решимость и самим подражать Ему в милосердии, любви, терпении? И много иных вопросов такого рода стоит себе задавать во время поста, тогда будет и мотивация для духовного роста.
— Если во время поста чувствуется сплошное раздражение, усталость – значит ли это, что надо в чем-то ослабить пост?
— Когда перекапывается почва в саду, на поверхность нередко попадают доселе скрытые и не всегда красивые и приятные для запаха предметы и существа. Действие порождает противодействие. Усталость и раздражение во время поста бывают и от перемены привычной пищи и распорядка жизни, т.е. это побочные эффекты одной из целей поста — отмены «рутины», течения жизни по накатанным, «автоматическим» тропинкам, многие из которых для нас опасны. Кроме того, издавна известно, что если у нас есть какие грехи и мы в них раскаиваемся, начинаем с ними борьбу, избегаем их повторения, есть большая опасность замещения этих «раскаянных» грехов другими, иногда более опасными. Например, почти любой грех можно «задавить» гордостью или тщеславием, при этом искренне считая, что мы побеждаем.
Весьма полезным образом нашей души может быть сад, который нам дан для возделывания. В нем богатая, плодородная почва, в нем источник воды, а сверху светит солнце. Если в этом саду ничего не сажать, он сам зарастет сорняками, мощными и, в лучшем случае, бесплодными или ядовитыми плодами. Если сорняки просто пропалывать, можно иметь временный успех, но победить невозможно: корни их остаются в плодородной почве, а семена рассеяны везде.
Целью же существования этого «сада» является вовсе не то, чтобы занять садовника прополкой, а в том, чтобы дать богатый урожай плодов, как в известной притче Спасителя про виноградник. Иными словами, надо на место вырванного сорняка сажать плодородное растение, на место греха — добродетель, чтобы силы нашей души не питали сорняк, а давали плод.
Так вот, раздражение, тоска и усталость во время поста могут быть также признаками того, что мы только делаем вид, что меняемся, мы «косим» наши грехи и недостатки, но ничего не сажаем взамен, ходим по кругу, вытесняя одни страсти другими. Лекарством тут может быть труд, реальная работа, реальная помощь и служение кому-то, переход к культивации добродетели, укреплению своей воли в делании добра, согласовании своей воли с волей Бога. В этой связи, кому-то полезно будет пост ослабить, а кому-то — усилить, все люди разные.
— Какое вообще должно быть настроение во время Рождественского поста? Это время для радости или время для печали о грехах?
— Для меня лично Рождественский пост похож на постепенно разгорающийся рассвет, восходящее Солнце Правды. Тут преобладает радостное ожидание, но есть и мотив печали о своем собственном состоянии, печали, побуждающей «сотворить плод достойный покаяния» и «прямыми сделать пути Его» — с тем, чтобы на Рождество и славить, встречать, возноситься и радостно петь.