Образцовый ребенок
— Как понять, что твой ребенок не слышит? — Наталья растерянно пожимает плечами. — Оказывается, очень непросто. Мы вот не догадывались два года.
Маша родилась совершенно здоровой. Образцовый ребенок, как сказали в роддоме. Вес 3 620, рост 57. Крепкая, розовощекая девочка. На третий день, как и положено, сделали скрининг. Никаких проблем со слухом у Маши врачи не обнаружили.
— Мы стали жить и радоваться, — говорит Наталья.
Развивалась Маша отлично: в срок поползла, в срок начала вставать и ходить. Играла с детьми на детской площадке, как все. Да даже на занятия развивающие ходила, как все. И преотлично там занималась.
Нет, правда, как догадаться, что твой ребенок не слышит, когда все как у всех? Маша так приспособилась жить в мире без звуков, что никто и не заметил.
Наталью настораживало только одно: Маша не говорила. Два года ребенку, а она молчит.
— Но знаете, у нас на детской площадке половина детей к двум годам не говорят, — Наталья вновь пожимает плечами.
Постепенно и отсутствие речи, и еще какие-то мелкие детали в поведении стали Наталью настораживать. Дальше — больше. Вот, например, приходит домой Машин старший брат Денис. Маша сидит играет в комнате спиной к нему и никак на его приход не реагирует, хотя очень брата любит. Только когда Денис подойдет, сядет рядом, обнимет, она радуется и сама бросается с объятиями. Или приходит домой бабушка — любимая Машина бабушка. С порога кричит: «Маша, я пришла, беги скорее!» А Маша продолжает играть, вообще не реагирует на бабушку.
— Мы подумали: наверное, ребенок слишком увлекается игрой, заигрывается. Но раз подумали, два… И решили проверить.
Что это за звуки?
Наталья повела дочь к сурдологу, и обследование показало, что Маша ничего не слышит. Вообще. Сначала еще оставалась надежда, что не слышит она хотя бы частично, но нет — дополнительное обследование во сне показало, что у девочки двусторонняя сенсоневральная глухота.
Диагноз Маше поставили в конце года, зимой, и операцию — кохлеарная имплантация (хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор) — пришлось отложить. Потому что очередь, а новые закупки имплантов еще не производились. Решили делать операцию в апреле, а там наступила пандемия, и снова все отложилось. В результате только в августе, когда Маше уже было три года, ей провели кохлеарную имплантацию.
— Это очень поздно, — говорит Наталья. — Три года — критический возраст для таких операций.
Маше очень сложно дался этот переход в мир звуков. Прибор настраивали постепенно, и все равно каждый шорох, звонок, гудок заставал ее врасплох. Будто Маша оказалась в другой реальности, и не очень-то дружелюбной. Наталья пытается объяснить это так: «Как будто иностранец попал в другую страну, где все говорят на незнакомом языке, а он ничего не понимает».
Звякнет микроволновка — Маша настораживается. Зазвенит домофон — удивляется, закипит чайник — стоит в растерянности. Что это за звуки? Откуда они взялись в ее жизни? Как нужно реагировать на них? Наталья пыталась объяснять Маше каждый звук. Подводила к домофону, показывала, как пищат кнопки и откуда раздается шипение чайника. Огромный, долгий процесс открытия мира. Но справиться без профессиональной помощи не смогла бы даже самая терпеливая мама.
Имплант нужно перенастраивать под развитие Машиного слуха, нужно заниматься с логопедом, нужно много-много специалистов, чтобы ребенок, который впервые услышал мир в три года, смог адаптироваться и жить спокойно и радостно. Как и полагается маленькой девочке.
Маша уже начала говорить «ма-ма», «па-па», «ти», «ди».
— Она сначала всех называла «мама», — смеется Наталья. — Наверное, считала, что это слово способно заменить все другие слова.
Теперь нужно переходить к фразам. И еще Маша пока не понимает, как можно применить те звуки, которые узнает: позвать кого-то, показать, если что-то нужно.
В общем, нужно много заниматься, и без хорошей реабилитации Маше не справиться.
Врачи посоветовали Наталье обратиться в центр «Тоша&Со», который специализируется на работе с детьми с кохлеарными имплантами. Но реабилитация в нем платная.
Наталья просит помощи для Маши. «Это будет счастье, если моя дочь научится слышать и понимать обращенную речь», — говорит она. Подарите им это счастье.
Фонд «Правмир» помогает взрослым и детям, нуждающимся в восстановлении нарушенных или утраченных функций после операций, травм, ДТП, несчастных случаев, инсультов и других заболеваний, пройти реабилитацию. Вы можете помочь не только разово, но и подписавшись на регулярное ежемесячное пожертвование в 100, 300, 500 и более рублей.