30 марта в пресс-центре «Российской газеты» состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица
— Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной.
Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад.
В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда) мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.
Второй момент, который особенно вспоминается в эти дни, это женщина грешница, которая, купив драгоценное масло и сев у ног Спасителя , помазала его ноги этим маслом, приготовляя его к будущему погребению. Можно сказать о таком любопытном моменте, связанном с местом женщины в православной церкви. Нас иногда упрекают в гендерном шовинизме, что в православии нет женского священства, женщина занимает второстепенное место.
Нужно сказать, что для целого ряда главнейшей в богослужении Страстной недели очень важные песнопения написаны женщиной, монахиней Кассией, жившей в 9 веке от Рождества Христова. Главные песнопения Великой Среды как раз написаны этой монахиней.
Среда — это день воспоминания предательства Иуды, ближайшего ученика Спасителя, который тем не менее в сердце своем вынашивает замысел совершить это злодейство. При всей значимости первых трех дней Страстной недели, несомненно, главнейшими являются три последующих.
Великий Четверг — это день, когда Христос вместе со своими учениками и для них, и для всех, кто будет носить имя христиан в последствии, устанавливает то, что станет центром жизни исторической христианской церкви на протяжении двух тысяч лет и будет таковым, как мы верим, во всю земную историю. Таинство, которое называется Евхаристией по-гречески, или в русском переводе — Благодарение. По-другому оно называется — таинство причастия, когда под видом хлеба и вина христианин соединяется с самим Богом предельно реальным способом, становясь с ним единым не только душевно, но и телесно. Это великий дар Божий, который всей христианской исторической традицией воспринимается не только как центр христианского богослужения, но и жизни церкви в этом земном мире, и это событие связано именно с четвергом. Этот день называется еще и Чистым четвергом, или Великим четвергом.
О некоторых суевериях, которые в народном сознании сопутствуют церковной традиции, но с ней никак не связаны
— Существует странное, иногда почему-то тиражированное представление, что Чистый (Великий) четверг, когда нужно все мыть.
Развитие мысли легко представить, но никакого специального сверх банного дня, в который непременно нужно погрузиться в ванную пену и также произвести генеральную уборку дома, никак не подразумевается. Ни в этот, ни в последующие дни концентрация на быте церковная традиция не предполагает, а от переоценки бытовых приготовлений и прямо нас предостерегает.
Вечер Великого четверга связан со службой также весьма известной и в том числе и в русской литературной традиции, неоднократной описанной в классических произведениях, это служба 12-ти евангелий, или служба, где вспоминаются последовательно страдания Христа — на этом богослужении прочитываются последовательно 12 отрывков из всех четырех евангелистов, то повествование Священного писания, которое рассказывает о событиях земной жизни Христа от вечера четверга до утра субботы, когда он был уже во гробе. И вот эти 12 отрывков получили название 12-ти евангелий. Это, повторю, никак не означает умножение числа евангелистов или введение каких-то апокрифов в богослужение. Это очень значимая служба, также, как и служба четверга утром, на которую призываются к участию все так или иначе осознающие себя церковными православными христианами, а приглашаются, конечно, и те, кто не осознает себя церковными, но стремится приобщиться к церковной традиции.
Следующий день — Великая пятница, день, когда воспоминается распятие и смерть Господа Иисуса Христа. Два главных богослужения во всех православных храмах. Дневное в районе двух часов дня почти везде — вечерня, во время которой выносится плащаница. Плащаница — это иконописная, чаще вышитая на ткани , иногда печатным способом изготовленная икона , где изображается Христос, положение его во гроб в окружении ближайших учеников , иногда ангелов, но, повторю, главным сюжетом этой иконы является положение Спасителя во гроб. В западной традиции аналогом этого является всем известная пиета. Плащаница пользуется особой любовью и почитанием церковного народа. В этот день она выносится на середину храма и будет пребывать там до вечера субботы. И есть добрая благочестивая традиция, о ней, в частности, пишет И.С. Шмелев в своих книгах, в субботу совершать прогулку добрую по храмам города, где ты живешь, и подходить, смотреть, прикладываться к плащанице и так хранить себя от излишнего рассеяния и суеты, и помогать себе внутренне собраться на главном.
В пятницу вечером богослужение, которое уже относится к дню следующему, к Великой субботе. День Великой субботы называется Днем покоя, днем, когда Христос плотью пребывает во гробе, душою, как верим мы христиане, сходит во ад, дабы победить смерть, божеством же своим неразлучно, как всегда в вечности, пребывает двумя другими лицами Святой троицы — Отцом и Святым Духом. И вот этот день его покоя по-человечески , пребывание во гробе и для нас должен быть днем по возможности покоя, а не суеты.
Чрезвычайно важное богослужение по сути уже предпасхальное, полупасхальное совершается в субботу утром. Оно очень древнее по своей структуре и как все древние службы достаточно драматично-демонстративное. Во время этой службы происходит яркий, очень ожидаемый верующими момент, когда примерно в ее середине почте чтения апостола в храме и сами священнослужители на себе меняют темные облачения на светлые, сияющие. И дьякон, подобно ангелу, сообщившему женам-мироносицам о воскресении Христа, выходит в белых блистающих одеждах, как правило, лучших, которые есть в храме, и читает Евангелие уже о воскресении. Это момент такого торжественного внутреннего не ожидаемого перехода. Обычно пасхальные богослужения ассоциируются только с ночью на Пасху. На самом деле оно начинается в этот момент — с выхода дьякона в белых одеждах и его проповедью за чтением Евангелие о воскресении Христовом. По традиции, после окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освещение куличей и пасх.
Совет жителям Москвы
— Если вы увидите бесконечную очередь в районах своего проживания (спальных), но при этом располагаете транспортным средством или не побоитесь спуститься в метро, то вы сэкономите много времени , проехав 20 минут до центра города, где по причине отсутствия массовой жилищной застройки вашу пасхальную еду можно будет освятить вне всякой очереди.
Что из себя представляет традиционно освящаемая пасхальная пища
-Это то, что называется пасхой — творожная еда из сырого творога или вываренного в форме усеченной пирамиды, это яйца вареные и крашеные, преобладающим цветом является красный, как символ воскресения. Традиция связывает пасхальные яйца с именем ученицы Христа Марией Магдалиной, которая, по преданию, подарила такое яйцо императору Тиверию. И это куличи. Почему именно кулич. Кулич — это тесто такого рода, которого нельзя было есть семь недель, в котором много яиц, сливочного масла, все это сдобно и приготовлено из продуктов, которые до того были недоступны для постящихся. Впрочем, это не исключает освящения и других видов пищи. Но не мясной. Мясо не принято по уставу церковному вносить в здание храма, а можно приносить только на прицерковную территорию.
Так проходят дни Страстной седмицы.
Пасхальное богослужение
-По традиции, установившейся на самом деле не очень давно, во второй половине 19 столетия , теперь начинается, как правило, в 12 часов ночи крестным ходом. Для верующего человека очень важно не только присутствие на богослужении, но и участие в нем. Для этого сейчас есть много всяких возможностей — от пособий, книг, комментариев, которые помогают сознательное в нем участие. Но дело даже не только в этом.
Для христианина участие в богослужении это принятие таинств церкви — исповеди и причастия. И в данном случае можно сказать, в том числе и только подходящим к ограде церковной людям: славим древнего христианского святого Иоанна Златоуста, который призывает в этот день пасхальный прийти к чаще и постившихся, и не постившихся и трудившихся весь пост и пришедших к нему только в самом конце. Даже если кто-то еще к этому не готов, то сам по себе опыт присутствия, может быть, на несколько десятков минут, на ночном пасхальном богослужении для многих наших соотечественников уже стал опытом приобщения к небу, когда вопреки всему в тебе самом небо оказывается очень близко. И помимо рациональных убеждений и доводов, то, что благовествуется церковью, душою воспринимается, как никогда непосредственно, чего всем нашим соотечественникам и желаю.
Владимир Легойда: Нести пасхальную радость другим людям
Воспоминания о вполне конкретных евангельских событиях на Страстной неделе для верующего человека это не только воспоминание о том, что происходило две тысячи лет назад, но и прохождение этих дней вместе с Христом и апостолами. Те вопросы, которые Евангелие ставит перед человечеством — это те вопросы, которые обращены к каждому из нас.
Завтра, как уже было сказано, мы будем вспоминать предательство Иуды.
Но разве мы не предаем Христа, когда мы совершаем плохие поступки, когда мы предаем своих близких, когда мы на самом деле в ежедневном выборе между добром и злом делаем выбор в пользу зла?
Очень важно, что богослужение Страстной седмицы, и все настроение, которое создается в церкви в это время, помогает человеку обостренным образом это почувствовать и понять. Предательство Иуды. Если мы посмотрим и увидим, как это все было драматично и как это по-человечески понятно: люди испугались. Учитель, с которым они были все это время, который творил чудеса, который воскрешал мертвых — арестован. Он мог бы сделать одно движение, освободиться , но он этого не делает. Пугаются и предают Христа такие, как апостол Петр, который, как мы знаем, трижды отрекается.
На Голгофе из 12 апостолов был только один из учеников- апостол Иоанн. Все остальные были где-то в другом месте. Видимо, они тоже переживали вот это и чувство страха.
Когда человек проживает это время Страстей Господних с таким глубинным религиозным вниманием, то он понимает что-то важное в себе, перефразируя хорошо известную фразу Николая Островского, «жизнь человеку дается один раз и важно в этой жизни успеть встретиться с Богом, даже если при этой встрече будет мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы«. Великий праздник Пасхи, радостный праздник Пасхи, ни с чем не сравнимая радость, которую мы получаем во время этого праздника, — это радость, которую мы должны нести другим людям.
В традициях православной церкви и русского православия на Пасху во время Светлой седмицы, которая последует за Страстной, всегда посещали тех, кто может быть по каким-то причинам не имеет полной возможности эту радость получить. Раньше верующие люди ходили в тюрьмы и больницы, посещали своих родственников, которые по тем или иным причинам не могут попасть в храм. Мне бы хотелось, чтобы мы вспомнили и понимали, что пасхальная радость это не только радость вкушения той замечательной традиционной пасхальной еды, которая в гастрономическом смысле весьма удивительна, но что это прежде всего внутренняя радость и радость отношений человека к человеку.
Где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку
Надежда Раева:
Еда это такое удовольствие, которое испытываем все мы регулярно, а тем более в праздничные даты. И чтобы такой светлый праздник не был омрачен попаданием на больничную койку или какими-нибудь серьезными заболеваниями в последующем, надо очень внимательно подойти к тем продуктам, которые мы покупаем. К сожалению, недобросовестные предприниматели , ожидая ажиотажный спрос, могут реализовывать продукцию с истекшими сроками хранения, явно недоброкачественную, потому что все равно ее и так купят. Хотелось бы обратить внимание на то, что ни в коем случае нельзя покупать скоропортящиеся пищевые продукты такие, как творог, масло, яйцо на открытых уличных лотках. Маленькие рыночки раскинулись около наших домов, вдоль дорог, на привокзальных площади или около метро. Зачастую торговля ведется в антисанитарных условиях.
Нужно помнить, что скоропортящиеся продукты должны храниться в тех условиях, в которых производитель гарантирует их качество. И, к сожалению, уличная температура к этим условиям не относится. Незначительное нахождение в тепле дает рост микрофлоры, которая может находиться в этих продуктах, а отсутствие термической обработки может привести к серьезным последствиям.
В этом году у нас уже зарегистрировано пять случаев ботулизма, смертельно опасного заболевание, если несвоевременно поставлен диагноз и начато лечение. Как правило, такое серьезное заболевание вызывают продукты домашнего приготовления. В этом году это были грибы домашнего приготовления и домашняя колбаса. Причем, грибы и колбасу купили на рынке. Хотя ни то, ни другое ни в коем случае нельзя реализовывать. Точно так же в обычных продуктовых магазинах нужно обращать внимание, на срок годности товара, малейшие потертости на этикетке. Если вы увидели двойную маркировку или заклеенные даты реализации, такую продукцию лучше не покупать, она не подлежит реализации, но недобросовестные предприниматели , пытаясь получить выгоду из ажиотажного спроса, пускают эту продукцию в продажу.
По материалам Российской газеты