Главная Церковь Люди Церкви Праведники

Как проходит канонизация святого — доклад владыки Ювеналия о прославлении новых святых

Оказалось, что целый ряд пострадавших по тем или иным каноническим и нравственным причинам не мог быть включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Русская Зарубежная Церковь, прославляя новомучеников, не могла иметь доступа к мученическим актам и, следовательно, можно предположить, не располагала тогда полными материалами по этому вопросу и как таковую поименную канонизацию не осуществляла.

В своем выступлении митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал о деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых в межсоборный период, а также довел до сведения участников Собора материалы к прославлению для общецерковного почитания новых святых.

***

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Благословите представить Вам результаты деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых в межсоборный период и обозначить некоторые проблемы, связанные с вопросами канонизации в Русской Православной Церкви.

I.

В межсоборный период Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала изучать материалы, поступавшие от Святейшего Патриарха и Правящих Преосвященных, касающиеся прославления в лике святых подвижников веры и благочестия. Основной объем нашей деятельности по-прежнему был связан с выявлением имен новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Пострадавших за Христа в годы гонений — бесчисленное множество, долгосрочный процесс изучения их подвига требует самоотверженной работы не одной только Синодальной Комиссии по канонизации святых, но и Преосвященных архипастырей, пастырей и мирян. Точное число пострадавших за Христа в годы гонений не поддается исчислению. Это объясняется тем, что гонения по продолжительности и по многообразию форм не имели аналога в истории всей Вселенской Церкви. Вслед за апостолом Павлом мы можем сказать: Недостанет мне времени, чтобы повествовать о… святых, которые… испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы… подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались… терпя недостатки, скорби, озлобления (Евр. 11, 32 – 37).

Отцы Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года приняли решение о прославлении для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Деяние о канонизации новомучеников предусматривало продолжение работы по выявлению их имен, а «включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых».

В 2000 году в сонме новомучеников было поименно прославлено 1097 человек. На сегодняшний день в числе поименно прославленных — 1765 человек, из них за период с октября 2004 года, когда состоялся предыдущий Архиерейский Собор, и до сего дня в состав Собора новомучеников и исповедников Российских ХХ века Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода были включены имена 177 подвижников, пострадавших за веру в годы гонений, материалы о которых поступили из следующих епархий: Архангельской, Астраханской, Брянской, Екатеринбургской, Йошкар-Олинской, Казанской, Московской, Одесской, Ростовской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Саранской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Чебоксаро-Чувашской и ставропигиального монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Архиерейский Собор 1992 года принимал определение: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии по канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников ХХ столетия, в пределах каждой епархии». Эти комиссии занялись изучением и сбором архивных материалов и устного предания о новомучениках и исповедниках Российских. Работа их во второй половине 90-х годов ХХ века и первые годы нынешнего десятилетия протекала в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества с государственными и ведомственными архивами и дала свои результаты. С сожалением констатирую, что на сегодняшний день положение дела изменилось. За последнее время принят ряд новых законов, которые кардинальным образом изменили ситуацию, сделав невозможным для епархиальных комиссий ознакомление с фондом следственных дел в отношении пострадавших за веру в годы гонений и получение необходимых копий.

Однако упомянутые обстоятельства не могут поменять методов и критериев работы Синодальной Комиссии по канонизации святых. Считаю, что несмотря на возникающие трудности, нет оснований для упрощения методов подхода к вопросу канонизации новомучеников и исповедников Российских ХХ века. По-прежнему Комиссия может принимать к рассмотрению вопросы о новомучениках, если в ее распоряжение предоставлены полные копии (с первого до последнего листа) каждого следственного дела в отношении пострадавшего за веру.

От эпохи гонений нам осталось крайне мало письменных источников. Материалы архивно-следственных дел, как правило, составляют их основную часть. Во многих случаях судебные дела репрессивных органов являются единственным неоспоримым свидетельством мужества, стойкости и героизма христианина, поскольку следствие и суд в то время совершались узким кругом лиц за закрытыми дверями, а не как в древности — на глазах множества людей.

В вопросе прославления мученика или исповедника много различных аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без разрешения которых принять решение о прославлении невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведения на следствии, не являлся ли человек доносителем, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Без комплексного изучения всего фонда следственных дел пострадавших в 20-е — 40-е годы ХХ века ответить на эти вопросы невозможно. Исследователям церковной истории регулярно открываются не только ранее неизвестные факты, но и религиозная и нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому тщательный и всесторонний подход Синодальной Комиссии по канонизации святых к вопросам прославления новомучеников и исповедников Российских продиктован стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные выводы и решения.

Почитание новомучеников и исповедников Российских стало яркой чертой возрождающейся церковной жизни. Теперь практически каждый день в году наряду с древними мучениками совершается память того или иного новомученика. Издаются их жития, печатаются творения, в их память строятся храмы, их именем называют православные братства и гимназии. Память о новомучениках должна бережно храниться в тех местах, где протекала их жизнь, где совершен ими подвиг ради Христа. Новое поколение христиан, которое не застало гонений, должно воспитываться в любви и почитании к тем, кто ради веры и из любви ко Христу претерпел все скорби и лишения. Такой самоотверженности нужно воспитывать и будущих пастырей. Считаю своевременным поручить Учебному Комитету включить в образовательный процесс в духовных школах изучение жизненного подвига и богословского наследия новомучеников и исповедников Российских.

II.

Согласно канонической практике имена святых, прославленных в других Поместных Православных Церквах, включаются в Месяцеслов Русской Православной Церкви. На основании этой традиции в наш Месяцеслов включены имена святых, прославленных Константинопольской Церковью: святителя Перифорийского Феофана, преподобного Дионисия Ватопедского, святителя Туркии Иерофея и святого праведного Стефана I, короля Венгрии.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви в компетенцию Архиерейского Собора входит вопрос об общецерковном прославлении святых.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на заседаниях Комиссии изучались материалы к общецерковному прославлению: святителя Антония (Смирницкого; 1773 — 1846), архиепископа Воронежского, и преподобных жен игумении Иулиании (1300 — 1393) и монахини Евпраксии (1302 — 1394) Московских. Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода от 15 апреля и 23 июня сего года эти вопросы включены в повестку дня нынешнего Собора, и я имею долг изложить их перед Вами для рассмотрения.

Святитель Антоний родился в 1773 году. Он ревностно исполнял различные церковные послушания в Киево-Печерской Лавре. В 1826 году святитель Антоний был призван к архиерейскому служению на Воронежскую кафедру. Двадцатилетнее архипастырское служение иерарха составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Владыка Антоний много сделал для прославления своих святых предшественников: святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Непрестанный молитвенный подвиг и щедрая благотворительность святителя Антония являли собой удивительно полный, идеальный образ архипастыря. Уже при жизни его почитали как святого.

Непрекращающееся народное почитание и чудеса по молитвенному предстательству подвижника, явленные им как при жизни, так и после кончины, — яркое свидетельство праведности святителя Антония, который по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 30 декабря 2002 года был причислен к лику местночтимых святых Воронежской епархии. Акт канонизации состоялся в Воронеже 23 мая 2003 года.

В адрес Комиссии Преосвященным митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием были представлены материалы о почитании святителя Антония в других епархиях Русской Православной Церкви. В частности свидетельства об этом представили следующие Преосвященные: Иоанникий, митрополит Луганский и Старобельский; Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский; Павел, архиепископ Рязанский и Касимовский; Павел, архиепископ Вышгородский, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Почитание преподобных жен игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских сохранялось на протяжении многих веков. Родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, они были постоянными помощницами и верными его сподвижницами в нелегких трудах по устроению жизни Русского Государства и Православной Церкви. Святые сестры создали в 1360 году первую в Москве женскую обитель — Зачатьевский ставропигиальный монастырь. Здесь же они были погребены. Непрекращающееся почитание народом Божиим, прославленность от Господа великим множеством чудес и исцелений сделали их имена известными далеко за пределами Московской епархии. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 года были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии.

Настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой причислить преподобных Иулианию и Евпраксию Московских к лику общецерковных святых. Это обращение поддержано Преосвященными: митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, архиепископом Тверским и Кашинским Виктором, архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом, архиепископом Хабаровским и Приамурским Марком, архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, епископом Саратовским и Вольским Лонгином.

III.

Прошедший 2007-й год в жизни Русской Православной Церкви был ознаменован радостным событием — возобновлением общения с Русской Зарубежной Церковью. Следует отметить, что в Русской Православной Церкви и в Русской Зарубежной Церкви в ХХ веке осуществлялись канонизации святых и в частности новомучеников и исповедников Российских.

Критерии и методы, с которыми Русская Православная Церковь подходит при поименной канонизации новомучеников, известны. Синодальная Комиссия по канонизации святых получила доступ в государственные и ведомственные архивы. Мы познакомились с материалами следственных дел; принцип работы нашей Комиссии — тщательное изучение всей жизни пострадавшего за веру от момента рождения до принятия мученической смерти. Оказалось, что целый ряд пострадавших по тем или иным каноническим и нравственным причинам не мог быть включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Русская Зарубежная Церковь, прославляя новомучеников, не могла иметь доступа к мученическим актам и, следовательно, можно предположить, не располагала тогда полными материалами по этому вопросу и как таковую поименную канонизацию не осуществляла.

В настоящий момент следует привести к единству церковный календарь в отношении памяти конкретных новомучеников, а так же решить вопрос о включении в общецерковный календарь имен тех подвижников, которые прославлены только в Русской Зарубежной Церкви, а у нас вопрос об их канонизации не изучался.

Вопросы эти требуют углубленного изучения, поэтому их невозможно решить на данном заседании Архиерейского Собора. Предлагаю от лица Собора дать полномочия Священному Синоду в послесоборный период принять по этому вопросу окончательное решение после предварительного изучения в смешанной комиссии из представителей Синодальной Комиссии по канонизации святых и Русской Зарубежной Церкви.

IV.

В повестке данного Архиерейского Собора стоит вопрос об общецерковном прославлении святителя Иоанна (Максимовича; 1896 — 1966), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.

Родился святитель в 1896 году в Харьковской губернии в дворянской семье. Крещен был с именем Михаил. Учился в Полтавском Кадетском корпусе. Познакомился с архиепископом Антонием (Храповицким), который стал его духовным руководителем.
В Харькове поступил в Университет на юридический факультет, который закончил в 1918 году, работал некоторое время в суде. Во время гражданской войны семья Максимовичей покинула родину и поселилась в Югославии. Михаил поступил на богословский факультет Университета святого Саввы и окончил его в 1925 году. В 1926 году пострижен в монашество и наречен Иоанном в честь святителя Иоанна Тобольского, являющегося его далеким предком. Рукоположен в том же году во иеромонаха. Был законоучителем в сербской государственной гимназии, а в 1929 году назначен преподавателем и воспитателем в сербской семинарии святого апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле. Ежедневно, как стал священнослужителем, совершал Божественную литургию сам или, присутствуя на ней, всегда причащался Святых Христовых Таин, непрестанно молился, строго постился, совершал различные тяжелые аскетические подвиги. Поражал всех своей скромностью, терпением и милосердием.

В 1934 году Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей принял решение о избрании его во епископа Шанхайского, викария Пекинской и Китайской епархии. Он был последним епископом, в поставлении которого участвовал митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1945 году часть иерархов в Китае присоединились к Русской Православной Церкви. Епископ Иоанн остался в каноническом подчинении Зарубежному Синоду. В этом же году был возведен в сан архиепископа. Китайские власти признали архиепископа Иоанна главой Русской Православной Церкви в Китае. С приходом к власти коммунистов архиепископ Иоанн вместе с пятью тысячами беженцев покинул Китай и 27 месяцев прожил на острове Тубабао (Филиппины). Святитель ездил в Вашингтон и сумел добиться разрешения властей Соединенных Штатов Америки на въезд в страну русских беженцев из Китая.

В 1951 году он был назначен управлять Западно-Европейской епархией. Жил сначала в Париже, потом в Брюсселе. В 1963 году стал архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. Архиепископ Иоанн скончался 19 июня (2 июля) 1966 года. Осенью 1993 года его останки были освидетельствованы специальной Комиссией Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Прославление в лике святых Русской Зарубежной Церкви состоялось в день его кончины — 2 июня 1994 года. Именуется Шанхайский и Сан-Францисский по первой и последней кафедре.

Вопрос о почитании в епархиях Русской Православной Церкви святителя Иоанна (Максимовича) изучался нами еще в 1998 — 1999 годах. Именно тогда Синодальная Комиссия по канонизации святых по благословению Святейшего Патриарха Алексия II рассмотрела обращение мирян, ходатайствующих о прославлении архиепископа Иоанна в лике общецерковных святых. После тщательного изучения этого вопроса члены Комиссии пришли к единодушному мнению, что препятствий для почитания в лике святых архиепископа Иоанна (Максимовича) не имеется; не вызывают сомнений ни богоугодность его жизни, ни почитание при жизни и после кончины, ни многочисленные чудеса. Однако оставалось одно препятствие — отсутствие молитвенного общения между Русской Православной Церковью и Русской Зарубежной Церковью. В своем рапорте на имя Святейшего Патриарха Алексия II от 13 мая 1999 года позиция Комиссии мною была изложена следующим образом: «отсутствие канонического общения между РПЦ и РПЦЗ не дает возможности в настоящее время ставить вопрос о канонизации архиепископа Иоанна в Русской Православной Церкви. Лишь восстановление канонического общения с РПЦЗ может создать необходимые условия для рассмотрения этого вопроса». 4 июля 1999 года Его Святейшество, ознакомившись с этим рапортом, начертал резолюцию: «Согласен».

Учитывая, что в прошлом году состоялось восстановление молитвенного и канонического общения Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью, есть все основания рассмотреть на настоящем Архиерейском Соборе вопрос об общецерковном прославлении святителя Иоанна (Максимовича; 1896 — 1966), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, что почтительно и представляю на Ваше рассмотрение.

Учитывая, что чин канонизации святителей Антония Воронежского, Иоанна Шанхайского и преподобных Иулиании и Евпраксии Московских уже был совершен, предлагается, в случае общего соборного согласия на причисление их к лику общецерковных святых, вторично этого чина не совершать, согласно утвердившейся традиции, а только включить имена этих святых в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

В заключение моего доклада выражаю слова благодарности Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, членам Священного Синода и всем Вам, возлюбленные архипастыри, за высокое доверие, которое оказывается Синодальной Комиссии по канонизации святых в ее работе.

Москва, Храм Христа Спасителя, 24 июня 2008 года
Пресс-служба Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.