Как психиатрическая безграмотность приводит к трагедиям в школах
6 декабря в московском районе Жулебино подросток пришел в школу с ножом и угрожал убить себя. По-прежнему родители, учителя, одноклассники пропускают критический момент, после которого может случиться непоправимая трагедия. На что нужно обращать внимание в первую очередь, какие сигналы нельзя игнорировать – информирует Департамент образования г. Москвы и комментируют эксперты — детский врач-психиатр Екатерина Ворхлик и основатель проекта “Травли. NET” Ольга Журавская.

Отвести ребенка к психиатру считается позорным

Екатерина Ворхлик, детский врач-психиатр

Екатерина Ворхлик

— Самое важное, что я могу сказать по данной проблеме — родителям надо больше времени проводить со своим ребенком, больше общаться с ним, чтобы понимать вообще, чем он дышит, какие у него интересы.

Также причиной подобных инцидентов является  неграмотность населения в плане психиатрии и стигматизация психиатрии как науки. Допустим, если у ребёнка болит зуб, родители его ведут к стоматологу, болит живот – ведут к хирургу.

А если у ребенка плохое настроение или поведение, отклоняющееся от нормы, это будет до последнего замалчиваться, вытесняться. Ведь отвести ребёнка к психиатру считается позорным. В лучшем случае его отведут к психологу, но, к сожалению, не все психологи видят психиатрические проблемы и, бывает, что они вовремя к нам, психиатрам,  не направляют.

Я думаю, это глобальная проблема, поэтому я затрудняюсь ответить, что может сделать именно школа в таких случаях.  Да, повышать психиатрическую грамотность. Но вопрос — как это делать? Уроки, собрания, семинары среди детей и родителей? Всё это может помочь, но на самом деле нужны какие-то более глобальные меры по просвещению общества.

Люди должны знать, что есть такая область медицины как психиатрия. Сейчас многие психиатрические клиники пытаются просвещать родителей, чтобы те понимали, что в этом нет ничего плохого, что психические расстройства – такие же заболевания, как и другие. Некоторые из них полностью излечимы, а в большинстве случаев можно помочь человеку полноценно жить с этим, можно существенно облегчить его состояние.

Депрессия, повышенная возбудимость, агрессия – для всего этого существуют препараты. Причём психиатрия – это не только медикаментозное лечение, но и психотерапевтические мероприятия.  То есть я считаю, что в основе проблемы неадекватного поведения подростка в школе – общая неграмотность населения в области психиатрии.

Сигналы, которые ни в коем случае нельзя пропускать учителям, одноклассникам и прежде всего родителям – это снижение настроения, нарастание замкнутости, общение с асоциальными подростками, попытки нанести себе вред, например, порезы на руках.

Многие родители видят эти симптомы в течение многих лет, но как-то игнорируют их,  считая, что все так делают и ничего страшного в этом нет. Но игнорировать подобные «звоночки» нельзя! Надо хотя бы приехать на консультацию к специалистам. Я порекомендовала бы обращаться в специализированные психиатрические клиники, потому что в противном случае есть риск попасть к неграмотному специалисту.

Многие школьные психологи  сами находятся за гранью выгорания

Ольга Журавская, основатель проекта “Травли.NET”

Ольга Журавская

К неприятным историям, подобным этой, очень часто приводит травля. Все дети разные: кто-то будет терпеть и молчать, кто-то обратится за помощью к родителям или важным в их жизни взрослым, если таковые имеются. И всегда будут те, кто пойдет на крайние меры.

Школа может осознать проблему травли и начать работать, стараясь уменьшить очаги возникновения травли. Работать с коллективом, в первую очередь, со своим собственным педсоставом.

Мы в проекте “Травли.NET” разработали специальные, бесплатные для школ, тренинги для учителей. Сейчас мы работаем только на Москву, но мы в процессе налаживания системы передачи знаний и обучения в регионы. В школе с психологией дела обстоят не очень, многие школьные психологи и сами находятся за гранью выгорания. Один школьный психолог, каким бы он ни был расчудесным, не справится с коллективной задачей.

Первое, что может сделать школа, — провести опрос детей (мы разработали анонимные опросники, но для того, чтоб опросить детей необходимо согласие всех родителей, и школа зачастую отказывается от этой идеи). Во-вторых, необходимо принятие антибуллингового манифеста, действующего на территории школы. Также можно пользоваться специально разработанными для школ методичками, которые для проекта “Травли. NET” написала Людмила Петрановская. Если в школе будет хотя бы пять взрослых, всерьез озабоченных проблемой травли и буллинга, то проблему, если не решить, то уменьшить точно можно. И —  очень важно — мы разработали специальные тренинги для учителей — как вести себя с детьми, что такое групповая динамика и как не начать травлю самим.

Экстренная психологическая помощь, телефон доверия и школьные психологи

Ответ Департамента образования Москвы на вопросы “Правмира”:

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» по факту инцидента в общеобразовательной организации №1359 создана специальная комиссия по расследованию данного случая.

В ее состав вошли представители администрации школы, профсоюзной организации и уполномоченный по охране труда и здоровью. По итогам работы комиссии будет составлен акт, а также разработаны и реализованы мероприятия по предупреждению подобных инцидентов в будущем. Департамент образования города Москвы осуществляет контроль за своевременным расследованием происшествия.

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией в осуществлении образовательной, научной, административной и финансово-экономической деятельности. Количество психологов в каждой школе определяется локальными нормативными актами в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Основная задача педагога-психолога в образовательной организации – обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации учащихся. Психолог проводит психопрофилактическую и диагностическую работу, разрабатывает индивидуальные программы для обеспечения полноценного включения школьников в учебный процесс, организует консультации для учащихся и семинары, тренинги для педагогов.

Если родители или сами учащиеся заметили отклоняющееся от норм поведение школьника, то необходимо сообщить об этом классному руководителю или директору школы.

Кроме того, если эмоциональное состояние ребенка вызывает опасения, то родители могут обратиться как к школьному психологу, так и к психологам Городского психолого-педагогического центра, отделения которого расположены в каждом районе Москвы. Центр работает в тесном сотрудничестве с образовательными организациями Москвы, и информация о способах получения помощи регулярно доводится до педагогов и администрации. Более подробную информацию можно получить на сайте gppc.ru

Для оказания неотложной психологической помощи детям и подросткам, находящимся в трудной ситуации, работает телефон доверия, куда также могут обращаться родители и педагоги – 8-800-250-11-91.

Также учащиеся до 23-х лет могут получить экстренную психологическую помощь в чате –www.твоятерритория.онлайн.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.