Великая или мирная ектения – самая большая из всех ектений (молитвенных прошений) на службе: в ней содержится 11 разных прошений о духовных и земных нуждах христиан – от мира с Богом, ближними и самим собой до дарования хорошего климата и избавления от всяких болезней и чьего бы то ни было гнева на нас.
Мы молимся о благо- стоянии, твердом стоянии, твердости, непоколебимости, всех православных Церквей, о храме, в котором мы находимся, и о всех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим в него (в онь) входит. «Страх Божий» — это устойчивое выражение (идиома), означающее Богопочитание.
Мы молимся о всем священноначалии: Патриархе, правящем епископе, честнем пресвитерстве, диаконстве и причте (всех служащих в данном храме, от священников до чтецов). Пресвитерство, т.е. священство (пресвитер – калька с греческого, то же, что и священник), называется честны́м, т.е. почтенным, досточтимым; «честны́й (честно́й) отец» — принятое в церковнославянском языке обращение, как в современном русском «уважаемый г-н N».
«О благорастворении воздухов… Господу помолимся!» Возду́х (именно так, с ударением на последнем слоге) по-церковнославянски обозначает тоже воздух, причем разные его слои: древние выделяли нижний слой, по-гречески он назывался аэр, близкий к земле, тот, которым мы дышим, и о его хорошем состоянии просится в ектение; и верхний – эфир, уже небеса, куда мы можем быть «восхищенни на облацех в сретение Господне» — чтобы встретить Господа*. Словосочетание благорастворение возду́хов стало устойчивым и может быть переведено «хороший климат, здоровый состав воздуха».
В великой ектении мы просим Бога и о Его покровительстве и помощи всем плавающим, путешествующим (т.е. подвергающимся потенциальной опасности), недугующим (болеющим), страждущим и находящимся в плену. Страждущий – тот, кто страдает, т.е. терпит мучения, борется с препятствиями, бедствует в жизни.
«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и ну́жды Господу помолимся!» Скорбь по-церковнославянски означает боль, муку (многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь**), а также тяготу. Ну́жда слово многозначное, здесь значит «насилие». Помолимся, чтобы Господь избавил нас от любого мучения, чьего-либо гнева и насилия.
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Заступати – защищать, покровительствовать (отсюда «Боже, Заступник мой еси Ты..»); а чем спасает и покрывает нас Господь – Своей благодатию, т.е. милостью.
В конце ектении мы поминаем (упоминаем) Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу и всех святых; приставка пре- во всех титулах Богоматери означает высшую степень этих качеств: Она святее всех живущих на земле и всех святых, самая чистая, а что значит «самая благословенная»? Благословити – хвалить, прославлять, превозносить; мы хвалим и прославляем Богородицу больше всех людей и небесных сил. Испросив помощи Божией Матери и всех святых, нам остается только предать весь наш живот Богу – т.е. вручить, отдать навсегда, препоручить нашу жизнь Богу.
При написании использовались словари:
- О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» – М., 2005.
- прот. Г.Дьяченко «Полный церковнославянский словарь» (М., 2004). И. И. Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (в 3 тт. СПб., 1890-1912)
Сноски:
*1 послание ап. Павла к Фессалоникийцам (4, 17)
**33 псалом, стр.20
Читайте также:
Объяснение Божественной Литургии