Вроде бы уже решено, что школьники будут учить «Основы православной культуры». Хотя, на мой взгляд, если это будет предмет по выбору, то почему бы ему не называться «Законом Божиим». Ведь альтернатива – «светская этика» и курсы других традиционных религий. Значит, на «светском» уроке – этика, а на религиозном – «культура»? Удастся ли авторам учебников через культуру донести до детей нравственные основания христианства? Или это будет культурная оболочка, из которой вынута евангельская сердцевина?
Вопросы эти остаются открытыми, но ясно, что лучше хотя бы культура, чем вообще ничего.
Школа, будучи по природе своей самым консервативным государственным институтом, до сих пор сохраняет, с одной стороны, рудименты советской воспитательной системы, с другой – глубокий отпечаток постсоветского релятивизма. При этом в своем воздействии на формирование и личности, и общества в целом школа носит тотальный характер, ибо эти одиннадцать лет – неизбежность, с которой сталкивается каждая семья. Телевизор можно выбросить, Интернет не подключать, в выборах не участвовать, но аттестат о среднем образовании получают все.
Даже если ребенок не ходил в детский сад, не посещал городские поликлиники, наступает момент, когда он неизбежно должен вступить в социум. Это момент поступления в школу.
Советская школа была нацелена на формирование удобных для коммунистического государства граждан, запрос на которых, слава Богу, отпал вместе с коммунистической идеологией. Да, идеологическая составляющая из системы школьного образования была изъята, однако форма школьного воспитания, «мехи» остались старыми. И это вводит многих, в том числе и самих учителей, в заблуждение.
Коммунистическим идеалом было как можно более раннее и полное изъятие человека из семьи и включение в жизнь общества (вспомним «романтические» дома-коммуны 1920-х годов, где в квартирах не было кухонь), поэтому школа противопоставляла себя семье, была призвана «исправлять» негативное влияние семьи на ребенка. Этот мессианский комплекс и пренебрежительное отношение к семейным устоям и ценностям остались и у многих современных учителей.
При существующей школьной системе введение «Основ православной культуры» может развить у ребенка двойные стандарты: на уроке ему говорят о высоких образцах христианской святости, а, перейдя в соседний кабинет или выйдя в коридор, он встречает отношение к себе учителей и одноклассников, которое исходит из совершенно иных нравственных координат, а точнее – полного релятивизма. И здесь на уровне «спускания сверху» можно решить лишь немногое. Ведь речь идет о деталях и нюансах, из которых и складывается школьная жизнь каждого маленького человека.
У меня много примеров из школьной жизни – и моего ребенка и его одноклассников, и детей друзей, и случаев, рассказанных на форумах в Интернете. Если их классифицировать, то главные нравственные проблемы таковы:
- Учителя не поддерживают авторитет родителей, а порой открыто ставят его под сомнение. Ребенок может заявить «а учительница сказала, что ты не понимаешь». Дети порой превращаются в мини-«павликов морозовых»: на уроке ребенок рассказывает о каких-то случаях или традициях в своей семье, а учитель разбирает, в чем родители Ванечки неправы и чему Ванечка должен научить своего папу. Родители ставятся на одну доску с детьми, как будто они вместе учатся в школе и всесильный учитель рассказывает им, как надо жить. Это наследие позднесоветсткого инфантилизма. А если при этом учесть, что большинство учителей – женщины, а критике они чаще всего подвергают отцов, то картина становится просто пугающей.
- Среднестатистический ребенок, переступая ежедневно порог школы, сразу испытывает желание оправдываться, потому что учебный процесс построен на допущении постоянной виновности ребенка. «Пятерка» сегодня – это результат того, что ребенок смог доказать, что ему не за что ставить два, «отбрехался». А вовсе не реальная оценка знаний. Это ведет к неврозам, снижению мотивации к учебе, падению самооценки и навязчивым страхам. Стоит ли удивляться, что причинами подростковых самоубийств часто называют «депрессию» и «проблемы в школе», а порой в новостях мелькают заголовки «школьник покончил с собой из-за тройки» или «школьница убила себя из-за несданного экзамена».
- Смысловое наполнение школьных праздников в большинстве своем постмодернистское. Праздники – важный элемент школьного воспитания, в школе существует свой «годовой цикл», на котором построена внеурочная работа. Однако с тех пор, как перестали отмечать красные дни календаря, суть праздников оказалась размыта. Например, в некоторых школах в прошлом году на родительских собраниях обсуждали празднование Масленицы. На вопрос православных родителей «а Пасху тоже будем отмечать?» — ответили, что у нас многонациональное государство, Церковь от него отделена, поэтому религиозные праздники отмечать не будем. При этом языческая Масленица, «День святого Валентина» и «Хэлоуин» празднуются как «светские».
- В школах на окраинах мегаполисов большой проблемой стало количество детей, скажем так, нерусской культурной традиции. В отличие от наших детей, они сколачивают «землячества» по национальному принципу и выступают единым фронтом, определяя атмосферу в классе. В то время как русскоязычные дети разобщены, не чувствуют, что их объединяет, ими легко управлять. Это воспитывает в них комплекс неполноценности и агрессивность.
- В подавляющем большинстве школ, имеющих репутацию «хороших», в детях с первого класса воспитывают лидерские качества и всячески подогревают соревновательность, дух соперничества, осознание себя как конкурентоспособной единицы своеобразного «рынка» успешных учеников.
Это только начало списка, примеры проблем, с которыми сталкиваются родители-христиане, вступающие в школьную жизнь вместе со своими детьми. Более того, если мы христиане и стараемся жить по евангельскому идеалу, то эти проблемы мы хотя бы осознаем и стараемся им противостоять (кто-то возит детей на другой конец города в хорошую православную школу, кто-то переводит просто в надежную частную, кто-то переходит на домашнее обучение, кто-то – большинство – считает школьную жизнь прививкой к жизни в обществе и учит детей достойному поведению христиан в миру).
Родителям из невоцерковленных семей нечего противопоставить сложившейся ситуации.
«Основы православной культуры» – это инициатива «сверху», которая будет вводиться на уровне государства. Ей навстречу должна идти инициатива «снизу»: заинтересованные в изменении климата в школах родители и учителя могут вести просветительскую работу на уровне родительских комитетов, взаимодействия школ с близлежащими приходами. Механическим введением ОПК будут решены лишь отдельные проблемы. Изменить ситуацию в целом, вывести школу из системного ценностного кризиса сможет только широкое общественное движение родителей, поддержанное Церковью.