Как устроить ребенка-инвалида в детский сад?
Ни для кого не секрет, как туго сейчас обстоит дело с оформлением в детские сады. Чтобы получить заветный квиток, надо еще во время беременности встать на соответствующую очередь. Для Москвы и Московской области это очень актуальная проблема. Худо-бедно, но рождаемость в сердце нашей Родины растет. А количество садов наоборот — часто уменьшается.
В православной среде нередко детские сады рассматриваются как стопроцентное зло, а люди, отдающие детей туда, — стопроцентные грешники и нерадивые родители. Я такой точки зрения не придерживаюсь. Жизненные ситуации бывают куда более сложными, чем такие прямолинейные заявления. Есть немало категорий людей, для которых детсад — это вынужденный шаг. А еще есть многие дети, которым регулярное общение со сверстниками было бы полезно. Это — дети-инвалиды. К сожалению, устроить в детское дошкольное учреждение такого ребенка еще сложнее, чем обычного. Причем не обязательно у него будет умственная отсталость или внешние дефекты: отказать могут астматику, аллергику, диабетику. Отказы в большинстве случаев имеют вполне «заботливый» оттенок: «Поймите, ему будет очень сложно… ему нужно своевременное лечение… а вдруг ему станет плохо, а детей много…» и т.д.
Резко и в лоб, в лучших советских традициях, уже вроде отказывают редко. Но проблема остается проблемой. И особенно хочется ее разрешить родителям «особых» детей, для которых детский сад — это первая ступень к социализации и адаптации в режиме реального времени. Вопреки застарелым страхам — у ребенка не будет сильного эмоционального срыва при встрече с «иным» ребенком, если родитель спокойно разъяснит чаду, что не так с его сверстником, во что можно поиграть с ним и как лучше себя вести. Но тут кроется еще одна и тоже немаловажная проблема: сами родители боятся «особых» детей. Боятся: а вдруг это заразно, а вдруг он обидит моего замечательного отпрыска, а как с ним вообще-то общаться.
Вопросов масса. Ответы получить стесняются, вроде напрямую к маме «особого» ребенка обратиться неловко. Но если такая мама не расскажет, какой ее ребенок на самом деле, то так шлейф недопонимания, недосказанности, недоверия, подозрения, опасения не будет иметь конца. Кроме средней родительской неосведомленности в «особенностях» детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и проч., немало проблем возникает и у педагогов: «Мы не знаем, что с ним делать, мы с такими детьми не работаем, а у вас есть справки, что он нам мебель не поломает?»… Вариантов огромное множество.
Безусловно, для качественной полноценной адаптации необходимо спокойное, грамотное отношение персонала. Сочетание всех этих факторов редко бывает в среднестатистическом детсаду. Чаще это ухмылки, ужимки, странное сюсюкание со стороны взрослых, пинки, тычки, обиды со стороны детей. Поэтому, на мой взгляд, правильным шагом на пути к спокойной, нереволюционной, а главное — эффективной инклюзии стало бы создание «особых» условий для «особых» детей, но с меньшей степенью изоляции: например, частные детские сады, принимающие любых детей, или смешанные группы в обычных садах. Таких дошкольных заведений пока немного. Но они все же появляются. Для тех, кто ищет такие варианты, предлагаю адреса двух детских садов. Первый — частный детский сад в Хорошово-Мневниках, второй — группа на базе обычного сада в Беляево.
1. Домашний детский сад — ясли «Татоша»
Адрес: р-он «Хорошево — Мневники», ул. Саляма Адиля д.9, кор.1
м. Полежаевская — м. Октябрьское поле — м. Щукинская.
Филиал м. Сокол (3 — мин. пешком)
Тел. (8-499) -197-73-30, 8-916-374-40-58. Наталья Ивановна.
2. На базе детского сада №523 в Беляево открылась группа для детей от 2 до 7 лет с особыми потребностями (заболевания: ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др. заболеваниями). Группа функционирует 2 раза в неделю. В программе — коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Все педагоги воцерковленные, православные. Запись и ответы на вопросы по тел.: 421-40-45. Михайлова Алла Александровна
Буду надеяться, что эта информация пригодится «особым» родителям и пойдет на пользу «особым» детям!