Как во Владимирской православной гимназии воцерковили Мандельштама
Во Владимирской православной гимназии давно отказались от штампов: вместо «благочестивых» юбок в пол — современные, хотя и скромные, платья; вместо «безопасных» и скучных текстов репринтных хрестоматий — Мандельштам. Здесь не создают «православное гетто», а, напротив, идут в мир.

Спектакль

В последний день января Владимирская православная гимназия показала в христианском культурном центре «Встреча» (Москва) камерный спектакль «Вторая речка. Мандельштам». Правда, в гимназии это действо называют «урок-эссе».

Идея спектакля возникла у директора гимназии священника Алексия Головченко во время поездки на Дальний Восток, где он побывал в районе г. Владивостока «Вторая речка». Раньше там был пересыльный лагерь, где погиб поэт, теперь — православная гимназия. «Мы сделали этот урок-эссе для того, чтобы не только дети выступали, но каждый бы мог участвовать, — объяснил структуру спектакля священник. — Для того чтобы все соединить в любви».

Мандельштам в православной гимназии

И вот трое старшеклассников рассуждают о Мандельштаме, его стихах и трагическом жизненном пути. Читают стихи и прозу. Предлагают читать зрителям — с листа или на память. Немолодой близорукий мужчина, слегка запинаясь, начинает любимое, видимо, с юности «За гремучую доблесть грядущих веков…», кто-то достает очки и читает с листа продолжение:

…За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Мандельштам в православной гимназии

Это действительно эссе — ребята делятся своими мыслями, подчас «неудобными»: «Я не могу это больше слушать! Стихи какие-то ужасно сложные, образы жуткие…» Это и урок: вехи биографии, учеба и любовь, арест и смерть в пересыльном лагере «Вторая речка», воспоминания современников. Трагические стихи перемежаются легкими:

Жил Александр Герцович,
Еврейский музыкант, —
Он Шуберта наверчивал,
Как чистый бриллиант.

И всласть, с утра до вечера,
Заученную вхруст,
Одну сонату вечную
Играл он наизусть…

И закономерный вопрос: «А у него есть что-нибудь… о Боге?» И неожиданный ответ: «У него все о Боге!»:

В хрустальном омуте какая крутизна!
За нас сиенские предстательствуют горы,
И сумасшедших скал колючие соборы
Повисли в воздухе, где шерсть и тишина.

С висячей лестницы пророков и царей
Спускается орган, Святого Духа крепость,
Овчарок бодрый лай и добрая свирепость,
Овчины пастухов и посохи судей.

Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Я христианства пью холодный горный воздух,
Крутое «Верую» и псалмопевца роздых,
Ключи и рубища апостольских церквей.

Но проницательный зритель понимает, что с Богом у Мандельштама не так все просто.

Мандельштам в православной гимназии

Обращают на себя внимание режиссерские находки: параллельное чтение гомеровского списка кораблей и списка сталинских лагерей, разбитый на глазах у зрителей стакан, вальс вокруг полок с запрещенной литературой, портрет Сталина и указатель «Вторая речка».

Мандельштам в православной гимназии

Премьера спектакля состоялась 27 декабря 2013 года, спустя ровно 75 лет со дня гибели Осипа Мандельштама.

Закономерно возникает вопрос: зачем в православной гимназии мучить детей таким сложным и страшным материалом? Не лучше ли сосредоточиться на каноничных житийных образах и подготовке к ЕГЭ?

Об этом рассказал директор гимназии священник Алексей Головченко.

Мандельштам в православной гимназии

Православное гетто

«Православное гетто, которое порой создают родители с детьми — это совсем не то, к чему мы призваны. „Заборы“, которые мы построили вокруг себя, надо сломать. Когда мы осознаем, для чего ходить в храм, причащаться, молиться, уже надо с этими мыслями выходить куда то, к людям. Как расширить сакральное пространство до бесконечности? Христос говорил: „Кто любит отца и матерь свою больше Меня, тот недостоин Меня“, „Враги человеку ближние его“, и люди часто воспринимают это как некоторую межу, границу между церковным и нецерковным. Но ведь нельзя спросить человека: ты любишь своего сына меньше, чем Христа? Ты любишь мужа меньше, чем мать? Нельзя ставить перед таким выбором. Но и Христос не ставит! Все наши ближние должны быть с нами во Христе, тогда не будет противоречия. Все должно быть во Христе: я, моя семья, мой попугай, мои книги…»

Мандельштам в православной гимназии

Воцерковление культуры

«Наше искусство, наша культура должна быть в первую очередь воцерковлена. И я не могу моего любимого Мандельштама отдать кому-то другому: методистам, у которых он крестился, или евреям, которые считают его „своим“ по национальному признаку.

Например, Достоевский для нас — это образ старца. И сердце мое с этим согласно. Но мозг мне говорит, что это был человек непростой, у него было множество отношений, страстей. Но все это остается за кадром, потому что мы воцерковили Достоевского. Пушкина тоже долго не считали таким уж христианским поэтом. Бесконечно припоминали „Гаврилиаду“ и разные другие моменты. Но прошло время и решили, что его творчество — вполне православное. Пушкина „воцерковили“. Но я бы старался избегать безудержного поклонения Достоевскому, Гоголю, Пушкину или кому угодно, потому что они все-таки были живые люди».

«У меня иногда спрашивают — а разве Мандельштам православный человек? А почему он — не православный? Давайте его отбросим, легче станет? Я считаю, надо за него бороться.

Мандельштам жил и умер по-христиански. Потому что он прожил жизнь честно. Мы человека измеряем не по тому, отдавал ли он долги вовремя, и даже не по творчеству, а по его смерти».

«Воцерковление культуры должно постоянно происходить. Об этом много говорил Шмеман. Он говорил: «Наше христианство проверяется культурой».

Хороших детей не бывает

«Когда ребенок всегда хороший — я ему не верю. Значит, здесь подвох, лицемерие. Разве бывают всегда хорошие? Только в житиях. Я люблю, когда дети задают вопросы, всегда побуждаю их к этому».

Отец Алексей считает, что в раннем возрасте важно знакомить ребенка с сакральным «на вкус и на ощупь»: «Для ребенка очень важна любимая икона, вкус просфоры, удивительный запах ладана. Не говорите, что ладан диакон покупает в магазине! Пусть это будет что-то таинственное». В то же время в подростковом возрасте очень важно «подвергнуть сомнению истины, которым учили в детстве, чтобы за привычным ритуалом встретить Христа».

Мандельштам в православной гимназии

Не только ХХ век

Духовно-нравственное воспитание во Владимирской православной гимназии во многом строится на материале ХХ века, но им не ограничивается. Отвечая на вопрос Правмира, отец Алексей Головченко рассказал, как в гимназии работают с более глубокими слоями отечественной истории:

«Мы исследовали российскую государственность с 12 века. Организовали фестиваль «Шатер Андрея Боголюбского». Говорили о смутном времени, о начале династии Романовых. Ездили в Кострому, в Ипатьевский монастырь и связали его с домом Ипатьева, где были расстреляны последние Романовы… Говорили о войне 1812 года. Тут много всего интересного. Но недавняя история ХХ века детям ближе, понятнее. Она менее мифологизирована, но ждет своей мифологизации. Я вас уверяю, что война 1812 года или Куликово поле для них более понятны, чем 37-й год или 101-й километр. Подросткам это не понятно, эта тема замалчивается у нас до сих пор.

Миф вместо истории?

Священник понимает мифологизацию в христианском ключе — как соединение с Богом.

Мы даем детям образ этих сложных событий, не интерпретацию.

Собственно, мы мало что знаем о Мандельштаме толком, но у каждого из нас есть его образ, связанный с его творчеством, биографией. Неважно, как было на самом деле. Память — это не знание, а проживание какого-то события. Если в моей памяти Зоя Космодемьянская свята — значит, она свята. Жития пишутся по определенным жанровым законам, но это не исторический документ, а документ духа. По-настоящему верующий человек не будет выискивать несовпадения между Евангелиями, потому что важно, как на них отзывается сердце, и что за ними мы видим Христа.

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

 

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мандельштам в православной гимназии

Мария Хорькова

Фото Владимира Ходакова

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.