Как встречать Пасху, если так тяжело? Священник Виктор Гавриш
«Это время для нас — проверка на человечность»
— Многие говорят, что пришли к этой Пасхе морально истощенными. Что скажете про себя?
— С одной стороны, хотелось все-таки настроиться на духовный лад. А с другой — события, происходящие в мире, постоянно из этого настроя выбивали. Лично меня спасало только то, что было много дел. У нас храмы собирали гуманитарную помощь, прихожане помогали обустраивать беженцев.
Реальная деятельность в этом плане спасительна. Когда бесконечно рефлексируешь и скроллишь ленту, ты просто погружаешься в отчаяние. И второе — это вдумчивое чтение Евангелия. Оно дает надежду даже в самые трудные минуты.
Зло в мире сгущается, но оно никогда не побеждает. В истории были периоды, когда миллионы людей жили в страхе, но зло было побеждено — да, огромными лишениями, жертвами, но все-таки жизнь восторжествовала.
И мы знаем из Евангелия, что любовь побеждает смерть, что Господь побеждает дьявола.
Другой вопрос, на чьей стороне окажемся мы. Сможем ли мы быть рядом с Ним или будем формально ходить в храм, ставить свечки, освящать куличики и незаметно для себя окажемся в толпе тех, кто наполнен ненавистью? Так что это время для нас — проверка на человечность.
— О чем можете судить по исповедям в эти два месяца?
— Многие признавались, что испытывают страх. Трудно сказать в процентном соотношении, но примерно у трети прихожан есть друзья или родные на территории Украины. И, конечно, они за них переживали, смотрели новости, когда в этих областях происходили боевые действия. Очень многие люди боятся будущего. Особенно пожилые и те, у кого маленькие дети.
Тех, кто эту тему вообще игнорировал, я почти не встречал. Так или иначе она все равно всплывает. Год за годом я анализирую, о чем чаще всего мне говорят во время исповеди. И я заметил, что больше стало сочувствующих и желающих что-то делать. Во время ковида люди участвовали в волонтерских движениях, разносили продукты.
И это желание осталось, сейчас приходят и говорят: «Где у нас пункты сбора от храма? Я бы хотел помочь». Равнодушных людей почти нет. Но тем или иным образом тема страха — да, она звучала и звучит…
— И что вы отвечаете тому, кто боится будущего?
— У меня здесь только два совета. Принимать волю Божию, сохранять мир и любовь к окружающим. Если вы будете нервничать, переживать за свое будущее и каждые 15 минут смотреть новости, от этого пострадаете в первую очередь вы, а во вторую — ваши близкие.
Великим постом я даже несколько раз в проповеди говорил, чтобы люди не смотрели телевизор. У всех этих каналов — не буду называть каких, все и так знают — настолько эмоциональная подача… Я сам тут посмотрел недавно, у меня просто волосы на голове зашевелились. А люди старшего поколения смотрят каждый день и потом этот страх несут в храм: «Что делать?»
Выключите телевизор, возьмите Евангелие. Есть возможность — причащайтесь, хорошо бы почаще.
Надо в меру сил высыпаться, кушать витамины, гулять на свежем воздухе, не оставлять родных своим вниманием. Нас Господь не спросит за тех людей, за которых мы переживаем дистанционно и для которых ничего в данный момент не можем сделать. Зона нашей ответственности — те, кто рядом.
«Во время ликования ощущать трагичность мира»
— Знакомые не хотят идти в храм на эту Пасху — из-за общей подавленности, разочарования, апатии. «Какая Пасха, когда вокруг вот это всё?»
— В храм, конечно, идти надо. Остаться один на один со всем злом, со всей ненавистью, со всей болью этого мира будет очень тяжело. Через призму нынешних событий мы лучше понимаем события Страстной седмицы. Очень легко читать Евангелие, когда ты сидишь у себя дома в мягком кресле, пьешь чай или кофе. Ну бичевали, ну распяли — события весьма абстрактные.
Христос жил в очень жестоком мире — мире, в котором постоянно лилась кровь. Последние лет 20 у нас было ощущение, что все осталось в прошлом. Но оказалось, что налет цивилизации очень тонок — и он мгновенно растворился.
В таких условиях неплохо бы сосредоточиться на словах церковных песнопений, которые в идеале мы должны прочитать дома заранее. И мы увидим, что люди, которые вчера кричали «осанна», а сегодня «распни», — это мы. Что те, кто стоял и смеялся над Христом, — это те самые люди, которые сейчас смотрят видео с кровопролитиями и говорят: «Так им и надо». Спросите, верующие ли они, в ответ услышите: «Да, конечно!»
Если вдумчиво читать слово Божие, то начинаешь как-то ощущать, что ты участник этих событий и что в сегодняшнем мире Господь ставит тебя перед выбором: остаться человеком или же быть частью стада, которое, обуянное ненавистью, бежит к обрыву.
— Но все равно непонятно, как встречать праздник, если совсем рядом происходят трагические события, страдают люди.
— Знаете, готового ответа у меня пока нет. Я сам с трудом представляю, что буду ощущать на эту Пасху. Вот было Вербное воскресенье, вход Господень в Иерусалим. И этот праздник обрел для меня особенно глубокое значение. Господь идет на смерть, а толпа вокруг и ученики этого не понимают и ликуют.
Вот так же и христианин во время всеобщего ликования должен все равно на краешке сознания ощущать трагичность этого мира и помнить: да, мы радуемся, что Господь победил смерть и грех в этом мире, но победил Он пока еще не в каждом человеке. Он победил его в принципе — дал людям путь, по которому мы можем идти.
Мы выйдем из храма и все равно будем задавать вопросы.
Вот Господь воскрес, чтобы я был человеком в полном смысле слова, чтобы во мне проявились образ и подобие Божии. Но они проявятся только в делах любви, по апостолу Иакову: «Вера без дел мертва».
Что могу сделать лично я? Не просто порадоваться, испечь кулич и стукнуться яичком с прихожанином-соседом. Что-то по-настоящему должно измениться во мне, в моем отношении к миру, к людям. Оно уже меняется, конечно, но на Пасху надо этот вопрос задать себе максимально остро.
«Пасха — праздник надежды»
— Пасхальной радости не чувствуется — вот в чем дело.
— Пасха — праздник надежды. Эта мысль меня не оставляет. Знаете, мне очень понравилась трансляция празднования Пасхи и особенно Страстной Пятницы из Ватикана. Трогательная обстановка, тысячи людей с зажженными свечами. Я не видел на их лицах безудержного ликования. Может быть, не те кадры смотрел, но мне показалось, что это такая сдержанная радость — Господь воскрес, мы надеемся, что Он не оставит нас Своей любовью, и просим, чтобы мы были достойны этой любви. Думаю, Пасха — именно такой праздник.
У меня никогда не было послушания в детском хосписе, но я спрашивал у священников, которые там служат: «Как вы это вообще выдерживаете? Как можно поздравлять с Рождеством родителей ребенка, который умрет через месяц или два?» Разные священники — и не только они, я общался с медсестрами и с другими сотрудниками хосписа — говорили примерно одно и то же. Из внешней плоскости праздник переходит во внутреннюю. Это скорее взгляд надежды: «Господи, нам тяжело, но мы знаем, что Ты все равно с нами здесь, в этой скорби».
Если слишком поддаться переживаниям, человек сломается. Он потеряет силы вообще что-либо делать, помогать родным, любить своих ближних. Он не должен и не обязан быть каналом для выплеска ненависти. Самое парадоксальное, что как раз люди, которым противопоказано быть такими каналами, больше всего к этому склонны. Самые переживающие — те, кто рефлексирует. В соцсетях я видел много таких постов — это люди очень тонкие, глубокие, они все принимают на свой счет.
— Всё — в смысле ответственность за то, что происходит?
— Да, они берут ее на себя, испытывают вину. Я даже писал некоторым в личку: «Перестаньте, иначе это закончится нервным срывом».
— Но мы же часть этого общества и разделяем его ответственность. Разве нет?
— Формально это правильно. Но с точки зрения христианской надо просто сказать себе, что такой груз слишком тяжел, чтобы я нес его в одиночку. Я не могу ничего сделать для людей, за которых я переживаю, и отдаю их Богу, Он уже понес этот крест.
Когда только начинал служить, я очень болезненно переживал каждую тяжелую ситуацию, которую слышал на исповеди. Тогда пошел посоветоваться к опытному священнику и услышал: «Не надо так делать, ты же просто сгоришь».
Полностью абстрагироваться от происходящего нельзя, да мы и не сможем, но и все это проживать внутри не нужно. Там, где ты можешь помочь, помоги.
А после скажи: «Господи, дальше я ничего не могу, я отдаю этого человека в Твои руки». Ты не должен нести на себе груз ответственности за жизнь или за последствия поступков других людей.
— Какими словами утешить того, кто сейчас лишился дома, оказался в другой стране и не знает, будет ли ему куда вернуться?
— Трудно что-то сказать человеку, который все потерял, когда ты находишься в своем доме… Надо помнить, что рано или поздно все это закончится. Наша жизнь в определенном роде все-таки черновик, и ни одна слеза, пролитая здесь, не забыта у Бога. Рано или поздно каждый человек предстанет перед Ним — люди, которые творят зло, встретятся с последствиями своих поступков и получат возмездие.
Опять же, я не имею в виду, что надо жить местью, нет — она разрушительна. Надо просто отдать это на суд Божий: «Господи, я знаю, что все в мире происходит не просто так». Мы видим наш мир как разрозненную мозаику, которая состоит из каких-то кусочков. Сейчас перед нами черный фрагмент, но рано или поздно мы увидим всю картину.
И мы должны просто принять волю Божию. Мы не можем иногда ее понять — и знаете, это тоже большая проблема для многих людей. Они боятся, что если будут роптать на Бога, если они будут возмущаться тем, что с ними происходит, и будут считать это несправедливым, то Бог накажет их. «Нельзя роптать, это грех».
Но Иов роптал на Бога. И мы знаем множество примеров святых, которые задавали вопросы: «Господи, почему и за что?» Вопрошание очень логично в такой ситуации, очень многие спрашивают, и я в том числе. А почему именно так и для чего? Что мне делать с этим дальше? Помоги нам, Господи, это преодолеть, принять и рано или поздно понять.
Фото: Сергей Щедрин