Как выбрать школу для первоклассника? Нейропсихолог Анна Высоцкая
Как выбрать школу для первоклассника?
— …Выбор школы — это метод проб и ошибок. И учитель может смениться, или с ним не сложатся отношения. И программа может оказаться слишком простой, и в классе может возникнуть конфликт.
Мы живем в ситуации высокой неопределенности. Сегодня нужно уметь быстро выйти из ситуации дискомфорта, если она травматичным образом влияет на ребенка и на семью. Жизнь обязывает нас быть гибкими.
Именно поэтому я не считаю выбор школы чем-то очень критичным, драматичным. Я не вижу проблемы поменять школу. Более того, я считаю, что среднестатистический ученик в Москве меняет школу 2–3 раза за время обучения.
Дети сегодня другие, они не проводят в одном детском саду время с трех до семи лет. Ко мне приходят ребята, которые успевают поучиться в 3–5 детских садах, причем не всегда в одной стране. Они посещают огромное количество кружков и секций, которые также меняют, как перчатки. Современные дети привыкли работать с разными наставниками.
Школа для сегодняшнего ребенка — это не весь мир, как это было для нас.
Не нужно относиться к выбору школы как к чему-то необратимому. <…>
Когда ко мне приходят родители и говорят: «У нас не сложилось, но мы дотянем до конца началки», — в этом месте хочется кричать. И говорить: «Стоп! Мы не обязаны никуда никого тянуть». Наоборот — это отличный кейс, опыт, который ребенок получает в школе. Смотри, так не работает, это неправильно. Давайте искать место, где по-другому.
Нужен ли ребенку сильный учитель?
Чаще всего педагоги, на которых идут, которых советуют — это сильные учителя. Они не обязательно жесткие, авторитарные. Порой они производят благоприятное впечатление. Но сильный учитель — это тот, для которого результат преобладает над личностью.
Порой это то, что я называю преподавательским нарциссизмом. В 99% случаев такому учителю сам по себе ребенок не интересен. Ему важен тот результат, который ученик может показать. И нужно, чтобы тот работал по четко очерченным алгоритмам. Ребенок становится солдатом армии, которая приведет педагога к победе.
Педагогика и селекция — это взаимоисключающие вещи. Если ты учитель, твоя задача — учить и взращивать.
Сильные учителя, учителя-нарциссы уподобляются некоторым тренерам, которым важно, во-первых, взять материал, во-вторых, что-то с этим материалом сделать. Не обучить, а скорее измерить результат и добиться того, чтобы он был продемонстрирован.
Такому учителю в его армии обязательно нужны не столько дети, сколько взрослые.
Я часто родителям говорю: если вы хотите учиться у сильного учителя, будьте готовы к очень высокой степени вовлеченности в образовательный процесс.
Именно вы, родители, создаете силу этого учителя — это вы будете сидеть до 12 часов ночи, переписывая работу, вы будете делать проект четко по той схеме, которую дал учитель. Две клеточки справа, три клеточки сверху, фотографию в определенном формате.
Часто за результатом сильного учителя стоит пассивная позиция самого ученика. Когда он выходит в среднюю школу, у него может не быть живого интереса к учебе и понимания, зачем он учится. Может нарастать выученная беспомощность, а с ней очень сложно потом работать.
Когда надо срочно менять школу?
Если мы видим, что ребенок в школе разрушает либо психическое, либо физическое здоровье — это объективный красный флаг. Нужно срочно что-то менять, потому что ничего ценнее, чем личностная целостность, нет.
Школа не должна эту целостность каким-то образом разрушать. Если вы видите, что ребенок страдает, то обучающая среда для него не работает. Даже если это школа, в которую вы так стремились и с трудом поступили.
Именно в сильных школах иногда не рассчитывают уровень нагрузки, с которой может справиться ребенок. В результате у детей возникают клинические депрессии, выгорание, учебная апатия, игромания как уход в зависимость.
Подросток не всегда способен выдерживать интеллектуальные нагрузки, которые предлагает сильная школа. А она не всегда заинтересована в том, чтобы развивать подростка в чем-то помимо учебы, ей нужен совершенно конкретный академический результат. А подростку нужно есть, спать, двигаться, общаться, дружить и получать много интересной информации и социального опыта, которые позволят ему понять, кто он.
На детей еще наваливается учеба нон-стоп и невротизация с выбором профиля, предметов ЕГЭ. Некоторые из них перестают учиться, потому что падают от усталости. Здесь нужно уметь отделить наши родительские «хотелки» от реальности. Увидеть, что ребенку нужна помощь.
У детей более младшего возраста в обычных школах наиболее частый красный флаг — буллинг. Не всегда детский, зачастую взрослый — учительский.
Если ребенок находится в неких отношениях созависимости с токсичным учителем. Авторитарный учитель — сегодня люблю, завтра отвергаю. Это эмоциональные качели. Ребенок не может ни отрефлексировать, что с ним происходит, ни рассказать об этом, но при этом он психологически нестабилен.
Как понять, что у ребенка проблемы в школе?
- Ребенок не хочет ходить в школу.
- Психосоматика начинается — головные боли, боли в животе, сложно встать по утрам, очень плохое настроение.
- Инфантилизация — ребенок начинает какие-то части своей жизни отрицать. Он избегает темы уроков, погружается в свой иллюзорный мир, чтобы все, что связано со школой, ушло на периферию.
- Пассивное отношение ко всему, что происходит в школе. Мне недавно один ребенок сказал, когда я его спросила про учителя: «А мне все равно». Это было очень неожиданно. Я говорю: «Что тебе все равно?» — «Мне все равно, какая у меня отметка. Что мне скажет учитель, какие у меня успехи».
Это очень яркий красный флаг. Началось дистанцирование и защитная реакция, ребенок стал закрываться от всего, что происходит в школе, потому что он себя чувствует неуспешным. Что бы он ни делал — это не ценят, не замечают, это никому не нужно. Наступает такое окукливание: «Мне все равно». Ребенок не должен пребывать в такой апатии.