Как вышивают небеса. Репортаж из монастырской швейной мастерской
В мастерской, откуда я пишу репортаж, громко стрекочет современная вышивальная машина и одновременно слышатся тихие слова молитвы: «Господи Иисусе Христе…» Быстро мелькают иглы, и на ткани появляется икона святого Иоанна Богослова и причудливый орнамент. Это швейная мастерская екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. Сестры возрождают древнее вышивальное искусство с помощью новейших технологий.
От ручной работы…
По Церковному преданию, Сама Богородица была искусной швеей. Не мудрено, что это ремесло так полюбилось монахам. С древности во многих монастырях существовали швейные послушания, на которых нередко создавались настоящие произведения искусства. Ново-Тихвинская обитель – не исключение. До революции в екатеринбургском монастыре было несколько швейных мастерских. Сестры шили шелками и золотом, ткали ковры, вязали кружево, пряли и вышивали. Монастырь шил не только для церковных, но и для бытовых нужд. Каждая екатеринбургская семья старалась приобрести в дом одеяло из монастыря, стеганое особым способом (до наших дней этот способ, к сожалению, не дошел). Постельное белье, вышитое сестрами, состоятельные люди покупали дочерям на приданое. Салфетки, полотенца, скатерти из монастыря быстро разбирали на всех ярмарках. Все это великолепие кончилось, когда большевики разогнали монастырь.
Через много лет, в 1994 году монастырь в Екатеринбурге открылся вновь. При нем сразу заработала портняжная мастерская. Но, конечно, ни о каких кружевах или золоте и речи не было.
— Сестрам нужна была монашеская одежда. Только ее поначалу и шили, — рассказывает инокиня Ливерия, старшая по швейному послушанию. – Всё начинали с нуля. Лекала для ряс и апостольников разрабатывали сами или просили в других обителях.
Когда в монастыре стало больше священников, сестры начали шить богослужебную одежду. Над первыми облачениями корпели по несколько недель. Выглядели первые облачения очень просто: никакой вышивки, из украшения только тесьма вдоль краев. В это трудно поверить, когда смотришь на вещи, которые делают монастырские швеи сейчас.
…к виртуальному рукоделию
Когда я вошла в мастерскую, мне сразу бросился в глаза темно-лиловый бархат, расшитый золотыми листьями. «Вот это да!» – «Это еще что! А вот сестры шили из шелкового бархата облачение для Патриарха – ну просто глаз не отвести», – сообщает мне мирянка, помогающая сестрам в швейной. На стене висит облачение из золотой парчи с вышитым изображением Младенца Христа. Одна вышивальная машина, размером с теннисный стол, выстукивает по краю бордового полотна замысловатый узор. Другая, поменьше, пишет нитками четыре небольшие иконы.
Никогда бы не подумала, что икона может быть написана так быстро. Минута – и на ткани появляется изображение книги, которую апостол Иоанн Богослов держит в руке. Прописаны не только страницы и узор на обложке, не только складки на рукаве ризы евангелиста, но даже тени на складках. Уже вышиты тонкие пальцы святого, пряди волос. Кажется, так тонко и кистью не напишешь, а уж иглой и ниткой…
Начинались все эти вышивальные чудеса с простенькой машины » Huskvarna » – такой же, какой миряне у себя дома вышивают незатейливые цветочки на детской одежде. У сестер в первое время на «Хускварне» получались только небольшие крестики и звездицы для облачений. Потом стали пробовать вышивать орнаменты на мешочках и платках. Швеям пришлось немало поломать голову, чтобы создать на этой машине оригинальные узоры. Зато, когда монастырь приобрел хорошие немецкие машины, сестры поняли, что возня с «Хускварной» не пропала даром. Это можно сравнить с тем, как если бы человек выучился готовить разнообразные блюда с помощью тупого ножа и сковородки без ручки, а потом вдруг получил полный набор кулинарных инструментов!
— Мы даже хотели наших новичков сначала учить вышивке на «Хускварне» и только потом допускать к большим машинам. Но на это, к сожалению, нет времени, – говорят швеи.
Новые машины позволяют создавать вышивки любой сложности. Причем основная часть работы делается за компьютером. На первый взгляд кажется, что в этом гораздо меньше искусства, чем в ручной вышивке. Но это только на первый взгляд.
«Мышью» и нитью
Взять, например, то изделие, над которым вышивальщицы трудятся сейчас. Облачение «Литургия Ангелов» сверху донизу будет покрыто иконами: на спине – Богомладенец Христос, на рукавах – Господь, причащающий апостолов (по шесть апостолов на каждом рукаве), двадцать Ангелов на подоле, Ангелы на поручах… Машина вышьет все иконы на ткани за несколько часов. Но сначала сестры-программисты должны «вышить» их на компьютере – и на это уйдет не меньше нескольких недель.
После того как сканировано иконописное изображение, швея с «мышью» «раскладывает» его на стежки (в иных изображениях их получается до полутора миллиона). Сначала нужно сделать тональный эскиз: где лягут более темные нити, где более светлые. Работа тем сложнее, чем объемнее и детальнее изображение. Нужно выписать все штрихи, тени, оттенки. Затем программист тщательно подбирает цвета нитей. Для вышивки одной иконы размером с ладонь может понадобиться до 20 цветов.
Но и этой работы недостаточно для того, чтобы вышитая икона выглядела не хуже, чем написанная красками. Необходимо правильно подобрать номер нитей, определить плотность вышивки, длину стежков. Кроме того, существует множество разных способов вышивки: застил, «ромбик», узорчатая гладь и прочие. Очевидно, что рукодельница с «мышью» должна быть не мене искусной вышивальщицей, чем ее коллега с иглой. Первой даже иногда приходится труднее:
— За компьютером так сложно молиться, – вздыхают сестры. – А без молитвы приступать к послушанию не имеет смысла.
«Вышитая» в компьютере икона переносится на изделие не сразу. Сначала делается множество небольших образцов. Мне показали два вышитых лика Богородицы. Чуть-чуть разные цвета ниток – и на одной иконе Пресвятая Дева выглядит строгой, а на другой – умиленной. Какой образец более соответствует канонам, решают сестры из иконописной мастерской. Они тесно сотрудничают с швеями и проверяют их работу на каждом этапе. Сестры-швеи не оставляют без внимания ни одного замечания иконописцев. Благодаря такому альянсу вышитые иконы все больше становятся похожи на писаные. От иконы к иконе мастерство швей растет.
И для младенца, и для Патриарха
Швейная мастерская Ново-Тихвинского монастыря работает более двенадцати лет. За это время сестрам удалось восстановить несколько направлений, которые были в дореволюционном монастыре: вышивка, шитье повседневной монашеской одежды, шитье богослужебной одежды и принадлежностей для храма. Несколько лет назад восстановлено еще одно направление. Сестры шьют и вышивают вещи для мирян: крестильные рубашечки и чепчики для младенцев, венчальные наборы, а также предметы, украшающие быт. До стеганых одеял еще не дошли, а вот вышитые платки, скатерти, полотенца, салфетки уже есть.
— Люди с удовольствием приобретают эти вещи, благодарят, говорят, что они особенные, — рассказывают сестры.
К монастырю возвращается прежняя слава. Заказы приходят не только со всей России, но и из-за рубежа. Недавно облачения с вышитыми иконами Николая Чудотоворца отправились в итальянский город Бари. У Патриарха Московского и всея Руси Алексия II есть несколько облачений от Ново-Тихвинского женского монастыря.
Заказов порой поступает так много, особенно перед великими праздниками, что сестры бывают вынуждены отказывать некоторым заказчикам. Тем более что они не ставят перед собой цели заработать как можно больше. Для них важнее научиться чему-то новому. Много времени сестры тратят на чтение книг по древнерусскому и византийскому искусству, посещают занятия по рисунку и живописи, часто бывают в командировках в старинных монастырях и храмах. Сестры мечтают научиться шить так, чтобы в их творениях выражалась небесная красота Православия. Чтобы люди, приходящие в храм и видящие эту красоту, хотели прийти снова и снова