«Получил 100 баллов, хотя мог поступать без экзаменов»
Владислав Кибкало, 100 баллов по физике и информатике, выпуск 2012 года:
— Я родился, жил и учился в закрытом «атомном» Сарове (он же «Арзамас-16»). Мои родители работали в атомной промышленности, хорошо знали точные науки. И мама, и папа окончили механико-математический факультет МГУ, они там и познакомились. Я тоже хотел учиться в МГУ.
Уже в начальной школе меня интересовали нестандартные математические задачи, которые мне показывали в школе, дома. Но математику я, кстати, сдал «всего» на 92 балла: в одном месте обсчитался, в другом — завяз в вычислениях, не самым оптимальным путем пошел. При этом 100 баллов по математике я ожидал в большей степени, чем по информатике.
По физике я занимался с репетитором, преподавателем вуза нашего города, и мы с ним делали упор на подготовку к олимпиадам. Не было такого, что меня натаскивали на ЕГЭ или стандартные задачи заставляли решать. Мы просто изучали физику, явления, теории, законы и обсуждали какие-то уже существующие идеи, до некоторых идей он помогал мне дойти самому.
Ну, и регулярность, навыки, без этого никуда. Также по математике и физике я учился в заочных школах («Малый мехмат» при МГУ и ЗФТШ при МФТИ), по информатике немного программировал. Конечно, варианты ЕГЭ я прорешивал, но без фанатизма. Знать и понимать предмет полезнее, чем уметь решать стандартные задачи.
Я стал призером Всероссийской олимпиады школьников по физике, математике и, внезапно, географии. Ездил также на финалы по химии — в нашей английской гимназии были очень сильные учителя по естественным предметам.
Я знал, что поступлю: победители и призеры Всероса в любом 9–11-м классе гарантируют себе поступление в вуз на профильные и смежные специальности без экзаменов.
Но мне хотелось завершить школьную историю на такой мажорной ноте, как 100 баллов. Я понимал, что это будет приятно и мне, и школе, и всем. Вы не поверите, но больше всего я волновался из-за неправильного оформления листов с заданиями ЕГЭ — кажется, только это могло помешать нормально поступить. Я мог проиграть из-за невнимательности и неаккуратности, а не из-за того, что я чего-то не понял или не могу решить. Это был лично мой челлендж — сделать все аккуратно и идеально.
Когда я дважды получил по 100 баллов, особого восторга не было. Скорее, я доказал самому себе: «У меня получилось». Я порадовал близких и школу.
Поступил я на механико-математический факультет МГУ, переехал из Сарова в Москву. Когда ты после школы приходишь в университет, важно уметь перестроиться. Самое большое отличие первого курса от старшей школы и даже от олимпиад — человек сам отвечает не только за учебу, но и за свою жизнь. Мама будить не будет, завтрак на стол не поставит. Ты полностью и во всем отвечаешь за себя сам.
Я жил в общежитии, там можно было узнать о любой теореме, просто придя в нужную комнату. Все годы я общался с людьми, с которыми мы были на одной волне, у нас были одни и те же интересы и близкие проблемы. Это очень ценно. Нужно научиться организовать свою жизнь так, чтобы быт не мешал, не создавал больших проблем для основной задачи.
Я окончил мехмат МГУ с красным дипломом в 2018 году. Сейчас заканчиваю аспирантуру, скоро буду защищать кандидатскую диссертацию по геометрии и механике. Работаю на кафедре, куда меня пригласил мой научный руководитель.
Мне кажется, непосредственного влияния на меня и мою судьбу мои 100 баллов не оказали. Когда я пришел подавать документы для поступления, один из членов приемной комиссии сказал другому: «О, смотри, это один из тех 42 абитуриентов, кто написал физику на 100». Они по-доброму друг с другом посмеялись, я улыбнулся тоже.
Мне кажется, что по прошествии времени «свои» 100 баллов по ЕГЭ будут наиболее важны тем, кто занимается репетиторством, это в каком-то смысле знак качества, понимания сути дела.
Всем тем, кто через год-два-три будет поступать, я бы советовал как можно раньше начинать интересоваться олимпиадами, не бояться в них участвовать.
Общий совет — не откладывать подготовку на 11-й класс, потому что за один год невозможно наработать базу для успешной сдачи ЕГЭ.
И напоследок, каждому желаю найти своего Учителя. В школе, вузе, да вообще по жизни.
«Благодаря 100 баллам я стала детским стоматологом»
Ирина Евтихеева, 100 баллов за русский язык, выпуск 2014 года:
— Я училась в небольшом поселке Юрты Тайшетского района Иркутской области. Выбора сдавать или не сдавать русский у меня не было, это же обязательный предмет. Чтобы получить 100 баллов, я и сама много трудилась, и педагог у меня был хороший, и, конечно, удача способствовала.
В школе я много читала, любила классику. В выпускном классе упор был на подготовку к ЕГЭ. И я обязательно занималась дома, каждый день понемножку в течение года. В неделю получалось несколько часов подготовки. Купила учебные пособия и по ним занималась.
У меня бабушка медсестра, я с детства не боялась ни крови, ни уколов, собиралась в медицинский. Для поступления была нужна биология, я ее сдала на 86 баллов, и химия, ее я сдала на 60–70, точный результат уже не помню. Я, конечно, не рассчитывала на 100 баллов по русскому, и сначала просто не поверила в этот результат.
Документы в медицинский университет я подавала в два города — Иркутск и Красноярск. Прошла в первую волну в Иркутске, а в первую волну в Красноярске не прошла, там выше балл поступления был. Думаю, что попала бы во вторую волну, но не стала рисковать и выбрала Иркутск, специализацию получала как детский стоматолог.
Учиться было трудно — огромная нагрузка, непривычная после общеобразовательной школы, очень много предметов. Почти весь день находишься в вузе, оставшееся время сидишь и учишь биологию, анатомию. На втором курсе мы изучаем анатомию зуба, учим, где какой бугор, корень, как это все располагается. Мы лепили зубы из пластилина, чтобы все запомнить. А лечение отрабатывали сначала на удаленных зубах, потом — на моделях. Когда ты постарше становишься, тебя берут на прием, и на приеме врач может тебе позволить что-то под его наблюдением сделать.
Большинство студентов ассистируют врачам, многое узнают. Я подрабатывать ассистентом стоматолога начала с 3-го курса — с хирургами, терапевтами, ортопедами.
Детский стоматолог может и удалить зуб, и поставить коронку, и пролечить кариес и пульпит. Хотелось все уметь.
Работать приходится в экстремальных условиях, с детьми нужно уметь договариваться, одновременно нужно работать с зубами и давать ассистенту команды. Это сложно.
Но я ни разу не пожалела о выбранной профессии. Хотя учиться пришлось 7 лет — 5 на стоматолога общей практики и еще 2 года — по специализации.
Сейчас я работаю в частной клинике в городе Братске. Уверена, что мои 100 баллов и позволили мне прийти к тому, что я сейчас имею.
«Листала атласы брата и полюбила географию»
Белла Миронова, 100 баллов по географии, выпуск 2014 года:
— Мой старший брат учился на географическом факультете МГУ. Я видела, как это здорово и интересно, как ему нравится учиться, какие у него классные экспедиции. Я листала его атласы, смотрела, что он учит, мне это все было близко и очень нравилось. Я решила: почему бы не попробовать? С одной стороны, географию редко выбирают как предмет для сдачи ЕГЭ. С другой — подготовка к экзамену по географии — это больше отдых и развлечение, чем учеба.
Я до сих пор помню, как в детстве мы играли в настольную игру «Я живу в России». Вместо поля была большая карта, и я с тех пор ориентируюсь, как выглядит наша страна, какие у нас есть города, кто где живет, как география влияет на то, чем занимаются люди.
Уже в девятом классе я подумала, что хорошо было бы поступать на географический. Но что дальше, куда потом идти с географией и что делать после географического факультета? Пока ты учишься в школе, ты не очень представляешь, чем занимаются люди на географическом факультете, это тайный загадочный мир. Это одна из причин, почему школьники географию не так часто выбирают.
В 9-м классе я сдала ОГЭ, который тогда назывался ГИА, по географии. Сомневалась насчет ЕГЭ, но все же выбрала любимый предмет. Ходила в Школу юного географа при МГУ. К самому ЕГЭ готовилась самостоятельно, просто по сборникам. Сидела и решала задания с развернутыми ответами, пыталась понять логику, как нужно отвечать. Ходила на подготовительные курсы в МГУ, но это были курсы подготовки к внутреннему вступительному экзамену, а он значительно сложнее, чем ЕГЭ. На этих курсах мы совсем не вспоминали про ЕГЭ, но получали очень много знаний по географии, это тоже помогло.
Сам экзамен я сдавала на удивление спокойно. Я, если честно, не всегда в себе уверена, но почему-то на ЕГЭ по географии уверенности было много, и я себе ставила планку 90 баллов минимум.
Все пробные я писала не на 100 баллов, обычно на 93–97, одна-две ошибки у меня были. Я смотрела на эти ошибки и запоминала, что так нельзя делать.
О результатах экзамена мне сказал папа, они тогда появились почему-то на Госуслугах в его личном кабинете. Я сначала не поверила, долго всматривалась в бланк, пыталась найти какие-то минусы или отклонения от максимального количества баллов, но не нашла. После была эйфория, радость от того, что я превзошла свои ожидания.
Документы подавала в несколько мест, но основным был МГУ. По остальным ЕГЭ тоже были хорошие результаты, по русскому одна маленькая незначительная ошибка привела к тому, что у меня было 97 баллов, а не 100.
Я понимала, что в МГУ я, скорее всего, пройду. И прошла. И в своем выборе ни разу не разочаровалась. Это тот путь, который привел меня туда, где я есть сейчас.
Сейчас я занимаюсь городской пространственной аналитикой. Мои задачи разнообразны: например, нужно придумать абсолютно новую концепцию развития маленького города. Или проанализировать демографию 900 городов мира. Я очень много работаю с картами, специализируюсь на геоинформационных системах, как географ хорошо представляю пространство, этот навык дало образование в МГУ.
Мой совет 11-классникам: выбирать те предметы, к которым лежит душа. Географией мне нравилось заниматься, поэтому я готова была вкладываться в нее, часами сидеть, это меня не выматывало очень сильно. В целом я сторонник того, что очень много можно сделать самому: сейчас много видеоуроков, книг, брошюр.
«Учился решать основные задачи быстро, чтобы оставить время для сложных»
Сергей Угрюмов, математика и физика 100 баллов, выпуск 2011 года:
— Я учился в школе с физико-математическим уклоном в Комсомольске-на-Амуре. Участвовал в различных олимпиадах и по математике, и по физике, и по информатике. И понимал, что высшее образование получу в области либо физики, либо физики и информатики.
У меня не было явного желания стать ученым или программистом, мне хотелось попробовать себя в разном. И для поступления я выбрал Московский физико-технический институт (МФТИ).
С репетиторами занимался русским языком и физикой, в ее изучении упор был на подготовку к олимпиадам и университетским задачам. Я много занимался и по различным институтским учебникам, например, по замечательному задачнику МГТУ имени Баумана. По математике я просто много решал задач. Мне хотелось научиться решать основные задачи быстро, чтобы оставить время на те, над которыми нужно подумать.
Я поставил себе цель получить как можно больше баллов. Не хотелось терять их из-за досадных промашек или неправильного толкования задачи.
Старшеклассникам иногда трудно совмещать и работу над домашними заданиями, и самоподготовку.
Я сосредоточился на экзаменах. Умею себя мотивировать, заставить, составить расписание и следовать ему.
Мне предстояло сдать русский, математику и физику, но я еще решил сдать информатику. Понимал, что вряд ли она мне пригодится для поступления. Но ее поставили первой в расписании и мне хотелось посмотреть, как это — сдавать ЕГЭ в реальной жизни. Я немного нервничал, но сумел собраться. Когда перед тобой бланк ЕГЭ и ты начинаешь писать, головой уходишь в задания и на волнение времени нет.
Математика была сложнее физики, потому что там была задачка по геометрии, которую я решил не сразу. Нужно понимать: да, какая-то задача может не даваться. Тогда лучше переключиться на другие. В итоге так и получилось: я сделал пятую задачу, потом шестую, переписал все на чистовик, и только после этого вернулся к четвертой задаче, благо, у меня время еще оставалось. И когда я вернулся к этой задаче с новыми силами и свежей головой, мне удалось ее решить. В целом все задания я переписал буквально за 5–10 минут до конца экзамена.
По физике все было гораздо проще, я даже не ожидал.
Еще я хочу подчеркнуть, что никогда не уходил с экзамена раньше, хотя мог. Всегда оставался и буквально до самого конца все проверял снова и снова, каждый пункт.
Когда получил 100 баллов, радовались и мои преподаватели в школе, и родители. И я сам был рад. Хотя подчеркну: это не стало для меня какой-то неожиданностью, моей целью были баллы выше 90.
Поступил, как и планировал, в МФТИ. Конечно, пока жил на Дальнем Востоке, я немного идеализировал столичный вуз. Реальность оказалась не такой гладкой — было и что покритиковать, и что похвалить. Но если бы я сейчас учился в 11-м классе, все равно выбрал бы этот вуз.
Учиться оказалось сложно, но я был к этому готов. У нас было много ребят, кто так же сдал ЕГЭ на 90–100 баллов, со мной учились олимпиадники. Мне это нравилось, я за то, чтобы было сложно.
Я заинтересовался программированием. Устроился в международную компанию в Москве. Работал там на последних двух курсах университета и остался после окончания вуза.
100 баллов помогли мне, мальчику из провинции, поступить в московский топовый технический вуз. И это был приятный завершающий аккорд моего школьного обучения. То лето подтвердило, что я могу добиваться результата, я поверил в свои силы.
«У тебя же 100 баллов, почему ты не поехала в Питер?»
Валерия Исакова, 100 баллов по литературе, выпуск 2012 года:
— Я окончила школу в Чите в 2012 году. Еще в 10-м классе я решила поступать на факультет журналистики, выбирала между Санкт-Петербургским и Иркутским университетами. Два года готовилась к экзамену по литературе.
В школе перечитала практически всю программу — и «Войну и мир», и «Преступление и наказание», и «Тихий Дон». У нас был очень хороший учитель, который привил любовь и к русскому языку, и к книгам. Мне нравилось на уроках рассуждать о произведениях, я постоянно участвовала в олимпиадах.
Моя тетя — учитель русского языка и литературы. Когда я решила сдавать литературу, пришла к ней и попросила помощи. Она провела со мной одно занятие и сказала, что меня учить неинтересно, потому что я все знаю, и что если у меня будут какие-то вопросы по конкретным произведениям, то я могу к ней обращаться. Так и случилось: если где-то возникали сложности, когда я решала тесты, я ей звонила и мы общались. В основном готовилась сама, брала готовые справочники и по ним материал изучала. И читала, конечно, много, потому что все-таки основная подготовка к экзамену по литературе — это чтение.
Насколько я знаю, сейчас экзамен по литературе сильно поменялся. Когда я сдавала ЕГЭ, он состоял из трех частей, и третья часть была сочинением. Из предложенных тем я выбрала любовную лирику Маяковского, и даже начала писать. И потом подумала: а вдруг попадется противный проверяющий, который не согласится с моей позицией о лирике Маяковского? И решила взять более проверенную, твердую и ясную тему — «Фамусовское общество в пьесе “Горе от ума”».
Литературу я сдала на 100 баллов. А к экзамену по математике готовилась с репетитором, получила 56 баллов, и это стоило мне больших трудов.
Мне кажется, если нравится самому разбираться, учиться, тогда вполне реально подготовиться к ЕГЭ самостоятельно. Но в таких сложных дисциплинах, как математика, химия, геометрия, может понадобиться помощь репетитора.
Свои результаты по литературе я увидела поздно вечером и была приятно удивлена. Я сильно переживала, конечно, потому что для поступления нужны были высшие баллы.
Поступила я на факультет журналистики ИГУ. В тот год было всего 10 бюджетных мест, пять отдали льготникам, а четыре заняли абитуриентки со 100 баллами по литературе, в том числе и я. В Санкт-Петербург ехать не рискнула, но в своем выборе не разочаровалась ни разу. У нас очень хороший факультет, замечательные преподаватели, с мужем я познакомилась во время учебы, после работу хорошую нашла.
Не было ни одного дня, чтобы я пожалела об этом решении, хотя многие мне говорили: «У тебя же 100 баллов, почему ты не поехала в Питер?»
Учиться мне было легко, я окончила университет с красным дипломом, потом — магистратуру с отличием. Для меня годы студенчества были чудесными и радостными, я всегда с теплом о них вспоминаю. Сейчас я работаю в маркетинге, приходится много текстов писать. И у меня получается.
Фото: pexels.com