Материал №8 газеты «Крестовский мост». Тема номера: Атаки на Церковь. Что делать?
Разрушение поклонных крестов, осквернение храмов сатанинскими изображениями и надписями, два поджога храмов — в Калининградской области и в Москве, звучащие призывы продолжить глумление и осквернение православных святынь — всё это вызывает у одних верующих растерянность, у других — желание немедленно дать отпор. Но как? Что мы должны делать, чтобы остановить расползающееся зло?
Наш собеседник — настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
Вандалы должны знать, что их никто не поддержит
— Отец Владимир, ваша недавняя книга «Что это было» о «весеннем антихристианском обострении» оказалась прозорливой: обострение перешло на лето и приняло уже криминальный характер. Что будет дальше?
— У меня есть надежда на то, что «криминальный характер», как вы говорите, нападок на Церковь отрезвит наше общество. Если общество проявит безразличие в отношении вандализма, террор будет только усиливаться. Беда заключается в том, что у нас совершенно утеряно понятие «общественного договора» — это то согласие между людьми, которое не прописывается никакими законами. Например, нельзя сквернословить в присутствии женщин и детей или — недопустимо непочтительное отношение к памяти воинов, защищавших страну, к символам нашего государства и так далее. Национальные и религиозные чувства — самые болезненные. Любое, даже еле заметное оскорбление этих чувств очень ранит сердце человека. Если мы все будем нетерпимы к подобным фактам, если вандалы будут знать, что никто в обществе не станет поддерживать их публичные акции, если мы перестанем, условно говоря, называть кощунниц «девочками», а крушителей крестов «мальчиками», то всё прекратится.
— Анализируя нынешнюю ситуацию, вы прибегаете к историческим аналогиям. Возникает печальное ощущение, что всё это уже было, но ничему нас не научило. У вас тоже есть такое чувство?
— К сожалению, характер нынешнего времени (это относится не только к нашей стране) даёт пищу для подобных печальных выводов. Кажется, Гегель как-то произнёс: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы». Есть и другой афоризм не менее мудрого человека: «Тот, кто не помнит своего прошлого, осуждён на то, чтобы пережить его вновь». Унывать, конечно, не следует — это грех. Я оптимист и считаю, что любой серьёзный и ответственный человек, каждый на своём месте, может сделать очень многое для улучшения климата в обществе. Главное — не отмалчиваться, когда видишь бесчиние и безобразие.
Существует идеология, питающая варварство
— Вы пишете об организованной войне с православными…
— Некоей единой организации, ведущей войну с Церковью, пожалуй, нет. Но есть вполне оформленная, имеющая многовековую историю антихристианская идеология, подпитывающая как информационные атаки, так и варварские акции. Эта идеология основана на мысли, которая была сформулирована у Достоевского: «Если Бога нет, то всё позволено».
— Говорили, что не нужно требовать ужесточения наказаний за нападки на Церковь. То есть на уровне законодательства у нас проблем нет? Всегда ли, например, полиция представляет себе, какое поведение является кощунственным?
— Я не специалист в вопросах законодательства. Для этого есть профессионалы. Мне кажется, что в статьях Уголовного кодекса есть все меры для квалификации злостных деяний в отношении Церкви. Возможно, следует законодательно уточнить дефиниции, что считать разжиганием ненависти, оскорблением, проявлением вражды. Полиции вовсе не нужно квалифицировать то или иное деяние с точки зрения кощунства, ей достаточно понимать, что такое «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды».
Нужно ли храмам видеонаблюдение?
— Как, на ваш взгляд, рядовые прихожане могут сейчас воспрепятствовать худшему развитию событий? Можем ли мы остановить зло какими-то действиями? Или нужно только запастись терпением и молиться?
— Силу молитвы и силу веры даже наши православные недооценивают. Искренняя смиренная молитва может очень многое сделать. Апостол любви Иоанн Богослов утешает нас: «Всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (2 Ин. 5, 4-5). Ну и конечно же терпение — наше самое действенное оружие в исправлении нравов и самый верный путь к собственному спасению. И последнее: пусть это не покажется банальностью, но в первую очередь надо начинать с себя, посмотреть, а как ты сам относишься к нашим святыням, не погибло ли у тебя самого благоговение к ним, не злословишь ли ты о своих ближних, священнослужителях, Патриархе, не утеряно ли у тебя милосердие, наконец, не живёшь ли ты по законам этого падшего языческого мира.
— Недавно вы стали настоятелем известного храма в центре Москвы. Собираетесь ли вы предпринять какие-то дополнительные меры для охраны вашего храма от потенциальных кощунников?
— Ситуация с безопасностью в храмах в больших городах несравнимо лучше, чем в провинции. В большинстве из них есть постоянная охрана, имеющая инструкции, как им поступать в случае хулиганства. На мой взгляд, прихожанам не следует заниматься самодеятельностью в противодействии агрессивным святотатцам и всё-таки призывать профессионалов для предотвращения их акций. Священникам нужно озаботиться усилением охраны церковных святынь и безопасности прихожан.
— Некоторые говорят, что имеет смысл оборудовать храмы видеокамерами (хотя бы по одной, на входе), чтобы фиксировать лица заходящих и, если кто-то совершит бесчинство и убежит, можно было его найти…
— Видеонаблюдение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные и так понятны, а отрицательные связаны с нарушением приватности, интимности взаимоотношения с Богом любого церковного прихожанина: не каждому это будет по душе. Я бы посоветовал этот вопрос решать на общем собрании прихода.
Валерий КОНОВАЛОВ, Михаил УСТЮГОВ
«Крестовский мост» — ежемесячное московское православное издание с тиражом свыше 40 тысяч экземпляров. Это благотворительный информационно-просветительский проект, рассчитанный на широкую аудиторию. Главные темы – события в жизни Церкви, актуальные комментарии, интервью с компетентными людьми, ответы священников на вопросы читателей, интересные исторические факты, рассказы служителей Церкви о своем духовном пути, беседы о вере с известными деятелями культуры. Газета распространяется бесплатно в большинстве храмов и монастырей Москвы. Несколько тысяч экземпляров распространяются в Подмосковье и Калуге. Летом 2012 года «Крестовский мост» начали доставлять в зарубежные приходы Русской Православной Церкви в ряде стран Западной Европы – Австрии, Венгрии, Италии, Франции и Швейцарии. «Крестовский мост» — независимое издание, существующее на пожертвования благотворителей.