Как завоевать читателя
Несколько необязательных советов тому, кто собрался делать церковное периодическое издание
Источник: Православный журнал МДА «Встреча»
Православная журналистика в последние годы развивается довольно бурно, порой помпезно, – но хаотично и очень непрофессионально. Большинство газет делаются в аляповатом дизайне, без четкой внутренней структуры и единого подхода к подаче материалов. Снимки – низкого качества, тексты написаны детским языком, заголовки инертны и не динамичны. Размыты возрастные, образовательные и социальные границы читательской аудитории. При этом руководство и духовники изданий могут быть уверены, что именно так и надо делать православную газету.
Общецерковное дело
Если посмотреть на проблемы церковной периодики шире, то можно отметить, что в Русской Православной Церкви нет ясной концепции и дей-ственной мотивации к профессиональному ведению информационной и PR-деятельности. Есть только один официальный церковный документ, регламентирующий эту работу – небольшая глава в «Основах социальной концепции». Наблюдается и организационная разобщенность: информационно-издательской деятельностью независимо друг от друга занимаются ОВЦС, пресс-служба Московской Патриархии, Издательский Совет, Православная Энциклопедия, общество «Радонеж», издательства, епархии…
В семинариях до сих пор нет курса православной журналистики, нет никаких методических пособий, а потому единственной площадкой профессионального роста остаются форумы православных журналистов. Но и они не выполняют главной своей функции – повышения качества церковной прессы. Конечно, у их участников бороды длинные и платочки белые, но люди они в большинстве своем очень далекие от журналистики, от понимания профессиональных задач. А потому практически всегда на таких форумах тема подменяется, разговор переходит в набившие оскомину стенания: «Почему нет православного телеканала?» и «Почему в газетах так мало и так плохо пишут о Православной Церкви?»
А потому вопрос: «Нужны ли сегодня профессионально сделанные православные издания или нет?» – до сих пор остается без ответа. У прихода, братства или епархии нет даже ощущения необходимости иметь свою качественную газету, журнал или альманах, вести программу информирования и, не побоюсь этого слова, рекламировать свою деятельность.
Зачем нам это нужно?
Отец настоятель, принимая решение о создании приходского издания, должен иметь четкое представление, какие цели преследует этот проект и чего нужно добиться в конечном итоге. Самый простой и малозатратный проект – это издание внутриприходской листовки с расписанием богослужений, проповедью настоятеля, информацией о событиях на приходе и какими-то объявлениями.
Любое другое издание, выходящее за рамки прихода, можно назвать миссионерским. Это накладывает определенные требования: среди его читателей могут и должны оказаться люди нецерковные, поэтому отличительными чертами такого издания должны быть ясность изложения и привлекательность оформления материала.
При разработке издательского проекта необходимо сформулировать и продумать все важнейшие аспекты, начиная с задачи и целевой аудитории издания и кончая способами распространения – все это предопределит формы, жанры, содержание, техническую базу и прочее.
Как вы яхту назовете,
так она и поплывет
Выбор названия нового издания (бренда) – сложное и ответственное дело. От правильного решения здесь порой зависит успех всего проекта. Из-за специфичности формата издания (религиозное, просветительско-миссионерское) этот момент приобретает особую остроту.
Для справки: сегодня в России зарегистрировано более 250 изданий со словом «Православие» в названии.
Потолще или почаще?
При выборе модели издательского проекта: журнал или газета – надо учитывать несколько параметров. На издание журнала потребуется больше средств, чем на газету, причем выше будут не только типографские, но и редакционные расходы. В журнале предполагается больше аналитики и очерков, в газете – новостных материалов, поэтому стоит взвесить информационные потоки, ведь именно на событиях жизни Русской Православной Церкви (епархии, братства, прихода) и будет строиться событийная канва издания. Журнал разумно издавать один раз в месяц, газету – два-четыре номера в месяц. При меньшей периодичности газетные новости теряют свою актуальность, а журнал превращается в альманах.
Своя рубаха ближе к телу
При разработке макета издания необходимо четко определить его рубрикацию, последовательность рубрик по полосам. Ясность структуры печатного издания поможет читателю понять и принять смысл публикаций. Если это приходская газета, то в первую очередь на ее страницах должна быть отражена жизнь прихода, должен идти постоянный разговор с настоятелем, с клиром и прихожанами. Однако сегодня в приходских изданиях виден тематический сбой – публикации посвящены общим темам, а не своим. Это понятно, оригинальные темы требуют значительно большего труда, чем перепечатки из писаний святых Отцов, центральной церковной прессы или с православных сайтов. Как бы сложно это ни было, чтобы завоевать читателей, надо дать им ту информацию, которую они не смогут найти ни в каком другом издании.
При составлении рубрикатора необходимо помнить, что информационный блок не станет главной темой, так как приходское издание – издание с большим шагом выпуска, а потому информация будет доходить до читателей со значительным опозданием или дублировать светские СМИ. Главный упор надо делать на рассказ о приходе, епархии, беседы с духовенством.
Зело неудобовразумительно
Было уже отмечено, что заголовки, да и весь стиль современной церковной прессы очень архаичен. Некоторые авторы пишут свои материалы в манере XIX века, наверное, тем самым пытаясь придать бульшую солидность публикациям.
Другая крайность – рассказ о жизни верующих в упрощенном, лубочном духе, затянуто и малоинформативно. Такой подход к тексту затрудняет его восприятие. Сегодня в статьях необходим динамизм, драматургия и анализ событий. Вдобавок должен быть активный (с глаголом) заголовок, интригующий лид (вводный абзац), обширный справочный материал.
Сколько точек на дюйм?
Современный журнальный и газетный дизайн требует не только структурного формирования статьи, но и крупных снимков, которые крайне редко можно встретить в православных СМИ. Экономия на приобретении качественного фотоматериала негативно сказывается на всем облике издания – публикация фотографий, взятых из интернета, сразу бросается в глаза.
Поскольку на покупке большого количества фотографий редакция может быстро разориться, то стоит не только пользоваться услугами штатного фотографа, но и договариваться о сотрудничестве с церковными пресс-службами и редакциями крупных православных журналов и газет.
О пользе симбиоза
Если издание ставит перед собой в первую очередь миссионерскую задачу, то можно выпускать его по договору с местной светской газетой в качестве приложения. С технической точки зрения такой подход оправдан и разумен: уже есть редакционная база, отлаженная система распространения, можно привлечь часть творческого коллектива, – все это резко снижает затраты, а издание доходит до максимального числа читателей. Однако не следует забывать, что светские СМИ живут по своим законам и поэтому не исключено вмешательство светского руководства в редакционную политику православного издания.
Если же принимается решение об автономном существовании, то встает весь комплекс проблем функционирования редакции: от написания статей и поиска иллюстраций до печати и распространения тиража. Это сложный и очень дорогостоящий процесс.
Учитывая специфику нынешних православных изданий и периодичность их выхода в свет, нетрудно предположить, что дорогостоящее редакционное оборудование будет использоваться с низкой эффективностью. Наиболее разумным решением в этом вопросе было бы создание единого центра для обслуживания издательских программ нескольких приходов или епархии в целом. Это позволит не только более рационально использовать технику, но и оперативно проводить ее модернизацию, привлекать более квалифицированные кадры, иметь общие базы данных и архивы.
Для тех, кому за 999
Если проект предусматривает выход за рамки одного прихода и, следовательно, его тираж будет превышать 999 экземпляров, то такое издание необходимо зарегистрировать в порядке, установленном Законом о СМИ. Подробности стоит посмотреть на сайтах Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (rosohrancult.ru) и Российской книжной палаты (bookchamber.ru).
Однако следует помнить, что решение о реги-страции накладывает на издателей определенную ответственность – соблюдение требований действу-ющего законодательства, которое в том числе запрещает пропаганду межнациональной и социальной розни.
Для справки: за последние годы несколько около-пра-вославных изданий получили предупреждение от государственных надзорных органов в связи с нарушением Закона о СМИ.
Золотые руки
Создание качественного издания – ответственная работа, требующая высокого профессионализма. А потому для работы в православном издании стоит привлекать и светских людей, имеющих журналистское образование и опыт работы в СМИ. Конечно, невозможно требовать от них глубоких богословских материалов, но редактуру и другую редакционную работу они зачастую смогут выполнить намного лучше, чем «люди хорошие, церковные», но не имеющие профессиональных навыков. Уместно напомнить, что, создавая «Московский церковный вестник», председатель Издательского отдела митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим пригласил на должность ответственного редактора газеты не кого-то иного, а… корреспондента «Агентства политических новостей» Бориса Козлова.
Не говори «гоп!»,
пока не перепрыгнешь
Любое издание – это живой организм, который растет и развивается, находит новые формы разговора с читателем. Но только сделав газету или журнал интересным и популярным изданием, завоевав своего читателя, можно говорить, что главная задача – задача православного миссионерства – решена.