Рассказывает руководитель центра «Вместе весело шагать» Ирина Скуратовская:
Дети у нас очень разные. Есть дети с ДЦП, с аутизмом, с РАС (расстройством аутистического спектра), с синдромом Дауна, с множественными поражениями ЦНС, с ментальными нарушениями, вызванными самыми разными причинами.
Перед каждым ребенком наши специалисты ставят свою задачу, своя маленькая задача и у каждого курса, точнее задач несколько, по нескольким направлениям – речь, развитие навыков, социализация, общение со сверстниками. Так, муравьиными шагами мы продвигаемся. На первом этапе мы очень радуемся, когда видим, что дети выражают желание, даже не желание, а готовность взаимодействовать с окружающим миром, важно разглядеть в ребенке это желание.
От ребенка и специалистов в процессе реабилитации зависит многое, но многое еще зависит от родителей, от их позиции. То, что родители привели своего ребенка к нам в центр, уже говорит о многом, есть и те, кто предпочел молча страдать дома.
Задача специалистов – доносить до родителей те вещи, которые мы замечаем. И работать вместе. У нас есть целый модуль, чтобы они могли стать эффективными и компетентными для своих детей и реагировать грамотно на их проявления.
Стратегии родительского поведения
Здоровый пофигизм или запредельное торможение. Иногда мы наблюдаем такую картину – ребенок «залетает» в любой кабинет, хватает все, что ему надо, бросает, кричит, визжит, а мама никак на это не реагирует. Эта мама заняла позицию «здорового пофигизма». Это – ее способ выстоять. Ведь если она сейчас сделает замечание, ребенок может ее не послушаться, она может не справиться с ситуацией. Поэтому ей проще на это не реагировать. Это – только одна из возможных причин «здорового пофигизма». Бывает, что родитель действительно искренне считает, что ребенку нельзя ничего запрещать.
Гиперопека. Девочке 13 лет, но из-за различных нарушений ее психологический возраст – 2-3 года. Мама воспринимает ее как маленькую девочку. Несмотря на то, что она сильно запаздывает в развитии, девочку нужно постепенно продвигать. Мама искусственно продлевает ее младенчество, нужно активизировать сепарацию, постепенно менять стиль общения, это всем пойдет на пользу.
Стратегия преодоления. Есть родители, которые очень хорошо все понимают про своего ребенка и точно знают, что для него лучше. Они приходят в каждую организацию с конкретной целью – требовать то, что они считают лучшим для своих детей. Родителю объясняют, что у ребенка другие актуальные потребности, но это не действует.
Например, четырехлетний ребенок не распознает все звуки (нарушение фонематического слуха), у него проблемы с координацией, но его упорно водят на танцы и английский. Главное здесь – донести до родителей, что у ребенка другие задачи. А то, чего от него хотят родители, – это не решение задач, а удовлетворение родительских амбиций.
У каких-то родителей удается изменить тактику. У нас есть такая позиция, чтобы все родители принимали активное участие. Мы их пытаемся максимально включать в процесс реабилитации. Есть, конечно, и те, которые будут сопротивляться. Но мы их насильно заставлять не будем, а они, как правило, у нас не задерживаются и ищут другое место, где все повторяется.
Родители, готовые к сотрудничеству. Это наш любимый тип, они слышат нас и доверяют, хотя для этого им иногда приходится преодолевать какие-то свои страхи. В принципе с любой описанной выше категорией родителей можно найти взаимопонимание. А результат совместной работы всегда того стоит.
В следующей заметке о центре «Вместе весело шагать» мы расскажем вам о девочке Ане, которая упорным трудом смогла добиться успехов, и об ее замечательной маме.