Сдавать пять экзаменов вместо трех
— Много разговоров было об отмене 722-го приказа, новом перечне вступительных испытаний и правилах приема. Окончательно все будет понятно в январе, но уже сейчас в двух словах — что это был за 722-й приказ?
— Это перечень экзаменов, которые нужно сдавать для того, чтобы поступить на какую-либо специальность. Логика в нем была следующая. Первый экзамен — обязательный для всех, и это русский язык; второй обязателен для той или иной специальности — например, чтобы поступить на прикладную математику и информатику, надо обязательно сдать математику. И наконец, третий экзамен назначается по выбору образовательной организации — то есть для того, чтобы поступить на ту же прикладную математику и информатику, можно сдать третьим экзаменом либо информатику, либо физику, либо химию, либо иностранный язык. Все эти категории и комбинации экзаменов и были перечислены в 722-м приказе.
Помимо понимания, какие экзамены принимать на какие специальности, это давало университетам возможность разделить потоки. Ясно, что какой-нибудь провинциальный вуз не в состоянии конкурировать со столичным университетом. Но он может переманить к себе некоторое количество абитуриентов, сказав: «К нам на дизайн можно сдавать не набор “русский + математика + информатика”, а “русский + информатика + литература”». И кто-то выберет этот вуз, потому что там у него будет больше шансов.
— Что может измениться?
— То, что за определенными специальностями закреплены обязательные дисциплины, которые хочешь не хочешь, надо сдавать.
На некоторые дисциплины требуется по два или даже по три обязательных предмета, что вместе с обязательным русским дает в сумме четыре и пять экзаменов, тогда как раньше обязательный набор состоял из трех.
На специальность «медицинская кибернетика» нужно сдавать русский, биологию, физику, математику, информатику, плюс экзамен по химии может быть добавлен самим университетом.
— Кто же выберет специальность, на которую нужно сдать шесть экзаменов вместо трех?
— Я допускаю, что на все специальности нужно будет сдавать больше экзаменов. Там, где обязательных предметов два, вуз сможет еще добавить несколько из списка по выбору и примерно сбалансировать варианты. Сравните, например, «биологию» и «биоинженерию». В первом случае обязательный предмет — один (биология), а во втором — это биология, математика и информатика. Но в первом случае вуз может добавить по своему выбору еще пару предметов из списка необязательных — физику и химию. Тогда у специальностей будут равные шансы, и никто не будет «демпинговать» за счет более легких предметов или за счет того, что их меньше. Это мое предположение, но мы же и говорим о проекте.
Возможно, все это здравая идея, хотя она, конечно, приведет к смене всей парадигмы. Если мы сдаем больше экзаменов, то средний балл по экзаменам будет чуть-чуть ниже.
Сегодня, чтобы иметь реальный шанс на поступление в топовый вуз, ты должен сдать три экзамена на 300 баллов или близко к тому. Плюс 10 баллов за индивидуальные достижения. Это обесценивает экзамен, все сводится к тому, набрал ли ты максимальный балл. И те, кто не набрали, даже не могут конкурировать за бюджетные места в топовых вузах. Поэтому, вместо того чтобы сдать три экзамена на 100 баллов каждый, логичней сдать пять экзаменов, но за каждый получить 60+ баллов. Такой подход изменит отношение к экзаменам, уменьшит стресс и лучше подготовит выпускников к обучению по выбранной специальности.
Потому что сейчас нередка ситуация, когда люди поступают со своими тремя дисциплинами на физическую специальность и вылетают с 1-го курса, потому что вообще не знают химии. Ее не было в списке — они ее и забыли. А тут надо вспоминать. Те, кто приходят на информатику, тоже сталкиваются со сложностями, потому что физика у них по нулям. Нельзя все сводить к одному-двум ЕГЭ, дисциплина гораздо шире.
Хочешь изучать экономику? Сдай математику
— Люди обращают внимание на экономику. С ней должно стать гораздо сложнее, из-за математики.
— На экономике математика была всегда, но сейчас ее добавили к управлению персоналом, а также к государственному муниципальному управлению, торговому делу, товароведению и жилищно-коммунальному хозяйству. По сути, ко всей укрупненной группе 38.00.00 «Экономика и управление», действительно, докинули математику. Но это же правильно. Изучение экономики без математики — это фикция.
— Допустим, ты выбрал направление с оптимальным набором предметов, хотя это не то, о чем мечталось. Можешь ли ты после 1-го курса перевестись, например, с биологии на биоинженерию, не досдавая ЕГЭ?
— Никаких ЕГЭ больше не нужно, но, чтобы перевестись, надо, чтобы сошлось определенное количество условий. Во-первых, желательно хорошо учиться. Во-вторых, академическая разница должна быть не более 20%, ты не можешь перевестись с почвоведения на архитектуру. И наконец, под тебя должно найтись свободное бюджетное место, если, например, кто-то отчислился. Поскольку это уравнение со многими неизвестными, я бы не советовал поступать по принципу «куда получится» в надежде перевестись.
Русский язык будут сдавать все
— Если так вырастает количество дисциплин, которые нужны для некоторых специальностей, то непонятно решение оставить русский для всех. В вуз, где профиль — математика, ты можешь поступить за счет высоких баллов по русскому. Разве это справедливо?
— Это справедливо, именно потому, что русский сдают все. Если бы половина абитуриентов сдавала русский, другая половина — математику, и они соревновались бы на равных в математический вуз, то это было бы несправедливо. Но так как все поступающие на одну специальность соревнуются и в русском, и в математике, то в целом это абсолютно здоровая конкуренция.
Я считаю, что русский необходим. В XXI веке нам важны не только знания, но и гибкие навыки: коммуникация, критическое мышление, командная работа и креативность. Я сейчас работаю в проекте по развитию гибких навыков и вижу, как очень компетентные эксперты не могут закончить работу в срок, потому что они неэффективно коммуницируют, не умеют внятно донести друг до друга какие-то идеи, плохо пишут и боятся говорить.
Чем моложе человек, тем чаще он пытается решить все вопросы через переписку, при этом тексты получаются довольно неграмотные и неинформативные.
А освоение заданий из ЕГЭ по русскому языку: анализ текста, работа со средствами языковой выразительности, грамматическими нормами, существенно повышает качество речи.
Возможно, стоит разделить ЕГЭ по русскому языку на базовый и профильный уровни. Но, боюсь, тогда выпускники изучат материал до уровня зачета и забудут про все остальное.
— А если принять иную систему расчета баллов? Скажем, если ты поступаешь на специальность, где профилирующей является математика, и у тебя 85 по математике и 90 баллов по русскому, то ты суммируешь не 85+90, а, например, 85+70, а оставшиеся 20 баллов по русскому пересчитываешь не 1:1, а 1:0,5.
— Не нужно плодить сущности. Достаточно того, что каждый год есть перевод первичных баллов во вторичные, и он определяется, по сути, в момент сдачи экзамена. Это закрытая информация и невозможно было заранее предсказать, какая точно будет шкала. А эти коэффициенты, которые вы предлагаете, кто будет просчитывать и устанавливать? Почему именно до 70, а не до 72? А если ты олимпиадник, 70 или 75 баллов тебе принципиально важны для того, чтобы подтвердить олимпиаду, но ты не знаешь, сколько нужно решить задач, чтобы получить свои заветные баллы, потому что есть какая-то своеобразная система пересчета? Я считаю, чем проще, тем лучше.
Давайте возьмем по привычной системе три экзамена. Мы поступаем, например, на бизнес-информатику с обязательным русским, обязательной математикой, обязательной информатикой (возможно, к ним добавят еще историю и обществознание). Все сдают одни и те же предметы, все находятся в одной и той же конкурентной среде. Кто набрал суммарно больше баллов, тот и победил. Кто-то наберет 90 баллов по русскому и 60 по математике, а кто-то наберет по 70 баллов на каждом предмете и проиграет.
В этом и состоит логика подготовки к стандартизированным экзаменам. Ты уже в начале года имеешь демоверсию, кодификатор, спецификацию, где все довольно четко расписано. До конца октября могут принимать какие-то изменения, но в целом ход твоих рассуждений понятен. Ты сидишь прикидываешь: в русском языке средства языковой выразительности я все-таки домучаю, а вот, например, пунктуация мне не дается. Нужно ли ее учить? Но получается, что с учетом сочинения я потеряю на ней условные 6 баллов, а это много. Значит, забить на пунктуацию не удастся.
Когда доходишь до своего потолка в математике, то снова начинаешь прикидывать: что лучше — потратить месяц на то, чтобы выучить на плюс 2 балла математику или на плюс 6 баллов пунктуацию? Очевидно, что второе разумнее. Поэтому я не вижу смысла во введении коэффициентов, которые усложнят подсчеты. Тогда человек не сможет рассчитать свои силы и выбрать оптимальную стратегию подготовки.
Но, конечно, школьник обычно не занимается такими выкладками. Это должен делать хороший репетитор.
Можно ли самому подготовиться на 100 баллов
— Реально подготовиться в школе на 100 баллов?
— Общеобразовательная школа не должна и не может готовить детей к ЕГЭ на 100 баллов по всем предметам. Она должна обеспечить прохождение образовательной программы. ЕГЭ — это, по сути, комбинация всех знаний с 5-го по 11-й класс.
Как можно за один год в 11-м классе изучить то, что запланировано программой, плюс повторить все предыдущие 6 лет, да еще по всем предметам? И как готовить всех ко всем предметам?
Допустим, вы сдаете информатику, математику и историю, а кто-то — химию, биологию и английский. Как вас вместе-то готовить?
Со второй половины года в 11-м классе кое-где сделали здравую систему, когда люди ходят только на профильные предметы и готовятся к ЕГЭ. Но это, насколько я знаю, только в Москве, да и то не во всех школах. Все остальные проходят обычную программу, а в свободное время готовятся к ЕГЭ.
— Разве не во всех школах есть профильные классы?
— Даже внутри профильных классов люди могут идти на разные дисциплины. Из гуманитарного класса кто-то пойдет в пединститут на преподавателя ОБЖ, кто-то на фундаментальную и прикладную лингвистику, где понадобится профильная математика, а кто-то на журналистику. Одному ученику нужна история, другому- литература, но зачем тому, кому нужна история, сидеть на подготовке к ЕГЭ по литературе? Поэтому у школы нет обязательств готовить к ЕГЭ по всем профильным предметам.
Но, собрав все знания школьной программы, человек в состоянии подготовить себя помимо школы. В идеале для этого нужны опытные репетиторы, которые знают много специфических вещей: как эксперты проверяют работы, как они думают, какие формулировки более удачны. Но вполне можно справиться и самостоятельно, пользуясь информацией из открытых источников.
Победы на олимпиадах — тоже стратегия?
— Как вы относитесь к олимпиадной стратегии, которая дает право поступать без вступительных испытаний?
— В этом году было 87 олимпиад по 311 дисциплинам. Все они делятся на уровни. Олимпиады 1-го уровня дают больше привилегий и принимаются практически всеми вузами, а 2-го и 3-го, соответственно, меньше. Какая-нибудь Открытая региональная межвузовская олимпиада Томской области поможет поступить конкретно в вузы Томской области, а победа на Всероссийской олимпиаде школьников откроет двери в любой университет в принципе.
Олимпиады дают возможность либо получить бонусные баллы, либо быть зачисленным без экзаменов, либо 75 баллов в ЕГЭ автоматически превратить в 100.
Но, чтобы победить, надо много сил вложить в подготовку, и само по себе участие в олимпиаде не гарантирует победы. ЕГЭ — это для многих более выгодный, простой и надежный способ.
— Тем более, что победа на Всеросе — это такой спорт высоких достижений, по сравнению с которым ЕГЭ просто чепуха.
— Многие так думают, а потом сдают ЕГЭ на 68 баллов и не подтверждают олимпиадный результат. Стандартизация экзаменов подразумевает четкое оформление, к чему участники олимпиад часто не готовы. И нужно иметь в виду, что теперь право БВИ дают только те олимпиады, которые у тебя были в 11-м классе (пока неизвестно, что будет с теми, кто стал победителем и призером олимпиад в 9–10-м классе, но Минобрнауки утверждает, что их права будут защищены. — Примеч. ред.).
Я знаю людей, которые побеждали в относительно легких олимпиадах 9-го класса, считали, что поступление у них в кармане, и вообще переставали учиться. На 1-м курсе это кандидаты на выбывание номер раз, потому что оставшихся два года в школе они не учились, а играли в «Доту». Поэтому в целом я согласен, что на поступление в вуз должны влиять олимпиады 10–11-го класса, а олимпиады 9-го класса — на поступление в колледж.
Бакалавриат или специалитет?
— Так и непонятно, заменили бакалавриат на специалитет или нет?
— Бакалавриат и специалитет, скорее всего, объединят в одну концепцию базового высшего образования. При этом базовое высшее образование может длиться и 4 года, и 5 лет, и 6.
Я бы сказал, что это в большей степени ребрендинг. Разделение на бакалавриат и специалитет имеет определенную логику: бакалавриат дает довольно широкий набор теоретических знаний и создает, я бы сказал, такую заготовку работника. Он выходит на рынок труда, и конкретный работодатель эту заготовку напильником обрабатывает под свою компанию. А специалитет — это более фундаментальное образование в таких сферах, где за ближайшие 5–6 лет принципиально ничего не поменяется. Для них логично готовить работника с узкой специализацией.
Я бы не сравнивал бакалавриат и специалитет по принципу, где дают больше знаний. Очевидно, что за 6 лет ты получишь больше знаний, чем за 4 года.
Но если сравнить бакалавриат плюс магистратуру со специалитетом, то получится, что в бакалавриате и магистратуре вы изучаете всего понемногу, а потом сами решаете, в чем специализироваться. А специалитет приводит вас в область деятельности, где много ответственности и меньше возможности узко изучать конкретную тему и не разбираться в других. Обычно это связано с областями, которые находятся в сфере ответственности государства. Никому не нужны «творческие» авиаконструкторы или врачи, решившие не изучать ту или иную тему, потому что она им неинтересна.
Возьмем строительство. Тут есть и бакалавриат, и специалитет. Бакалавриат дает некое общее направление знаний, а дальше в магистратуре один специализируется по слаботочке, другой на фундаменте, третий на кровле. А специалитет — это, например, «строительство и эксплуатация зданий и сооружений военного специального назначения» или «строительство уникальных зданий и сооружений». То есть ты изначально «затачиваешься» под четкий профиль, где в обозримом будущем ничего не поменяется. Один из моих учеников как раз специализируется на уникальных сооружениях и строит электростанцию в Финляндии. Это проект на десяток лет, ему не придется перестраиваться и маневрировать, чтобы быстро научиться класть черепицу.
— Некоторые дети не могут понять, технари они или гуманитарии. Отсюда довольно специфические наборы ЕГЭ. Скажем, «русский-биология-обществознание» или «математика-русский-история». Куда идти с таким набором?
— Это прекрасный набор. Биология и обществознание приведут вас в клиническую психологию. А математика и история — это реконструкция и реставрация архитектурного наследия. Сейчас в Петербурге реконструируют дворы. При этом необходимо сохранить, а где-то и восстанавливать старинные заборы и ограждения, точно соблюдая их первоначальный стиль. Для этого нужны люди, которые знают историю искусства и разбираются в декоративных элементах, а при этом в состоянии проектировать, рассчитывать нагрузку и сопротивление материала. Это чисто инженерная работа, в которой без математики никак.
Поэтому не нужно отбрасывать неординарные комбинации, порой они открывают перспективы для построения дальнейшей карьеры.
Фото: pexels.com