Чего мы в этой жизни хотим от Бога, и чего Бог хочет от нас? Когда имеет смысл пересмотреть отношения со своим Творцом? Размышляет Андрей Зайцев.
Молодой раб несет корзинку в дом своего хозяина. Еще недавно он был свободным человеком, но деревню на берегу моря захватили римские легионеры, его друзей и его самого продали в рабство, и сейчас у него нет ничего, кроме воспоминаний о родной деревне.
Он отдает поклажу хозяину, а потом перебрасывается парой слов со своим товарищем по несчастью. Тот недавно стал последователем какой-то новой религии, и у него есть удивительная способность — красиво отвечать на все сетования: «Рабы должны быть покорны своим господам, за свои страдания ты получишь награду в Царствии Небесном, а здесь ты должен смиренно нести свой крест, не завидовать своим господам и благодарить за все Бога».
Странная проповедь вызывает в душе героя бурю эмоций. Его хозяин — молодой римлянин — может позволить себе любые вещи, еду или удовольствия, отдыхать в любой точке империи, не считать сестерциев, а ему, волей случая попавшему в рабство, нужно довольствоваться кружкой воды и немногими овощами в день. Почему мир так несправедлив?
Колонка Анны Даниловой и ответ на нее Ксении Кирилловой — тексты очень жестокие в своей правде. На первый взгляд они не оставляют человеку ни капли надежды — в любой момент жизнь каждого из нас может пойти под откос, а мы должны при этом научиться благодарить Бога за смерть близких, собственную немощь, неясное будущее.
В качестве утешения один колумнист предлагает вспомнить о страданиях Христа, необходимости несения креста и Воскресении Христовом, а другой — о возможности чудес в нашей жизни.
Как верующий, я понимаю их правоту, но как человеку мне очень страшно жить в мире без гарантий. Воображение рисует ужасные картины разрухи, голода, страданий и других катастроф. Сердце плачет от несправедливости, якобы совершаемой по отношению ко мне и моим близким, кости трещат под тяжестью креста, но при этом действительно невозможно выставлять Богу счет за собственную жизнь.
Бог ни разу в жизни не давал мне никаких гарантий — не обещал поступления в институт, хорошей работы, счастливого брака, рождения детей, здоровья и долголетия. Он не говорил мне о том, что у меня будет «непостыдная и мирная кончина» или «тихое житие». Он никогда никому этого не обещал. В Евангелии есть слова и о том, что в мире «скорбны будете», и о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне.
В моей мужской голове первое обещание вызывает страх, и я начинаю активно заботиться о завтрашнем дне, то есть попросту нервничать, вырывать на себе остатки волос и кричать по любому поводу «Ужас, ужас». Колонка Анны Даниловой помогла мне понять, что эти два евангельских текста связаны напрямую — я начинаю строить большие каменные хранилища, а Бог их разрушает одним пальцем, как замок на песке. Почти все наши гневные и скорбные реплики в социальных сетях и реальной жизни не про то, как нам плохо уже сейчас, а про то, как нам может быть скверно завтра. Курс доллара вырастет, цены подскочат, родители состарятся и умрут, а дети станут алкоголиками и наркоманами, не смогут выучиться, вылечиться, и мы все умрем и будем погребены в помойной яме без креста и таблички с именем.
С этими мыслями мы приходим ко Христу и говорим: «Господи, почему у нас такая хреновая страна, плохой народ, ужасные власти, а еще у меня в кармане очень мало денег. Сделай уже что-нибудь с этим безобразием. Дай мне квартиру побольше, страну поспокойнее и соседей подобрее. А еще убери, пожалуйста, с моих глаз вот этих людей (далее следует огромный список), и уж тогда я готов понести некоторые скорби».
Эти «переговоры» с Богом на самом деле — разговоры детей-нытиков с жестоким папой-садистом, который помещает своих чад в нечеловеческие условия, а потом наслаждается их страданием и тревогой.
Видеть в Боге безотказную социальную службу, которая оказывает услуги населению, опасность, о которой предупреждает сказка о рыбаке и рыбке.
Излишняя забота о завтрашнем дне вернула ситуацию к самому началу: «На пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто».
Нытье и зависть сами по себе делают нашу жизнь хуже — как там у классиков? «Человек, у которого нет автомобиля, мечтает его купить, а человек, у которого он есть — продать».
Так что христианство гарантирует нам лишь одно — если благодарить Бога за то, что происходит с нами и научиться Ему доверять, то число скорбей может и не уменьшится, а вот наше отношение к ним изменится. Станет меньше тревоги и больше счастья. А человек счастливый способен эффективнее решать проблемы безо всяких чудес. И в этом, наверное, и состоит единственная гарантия, которую можно найти в Евангелии.
И не надо просить у Бога скорбей — достаточно справляться с теми, которые уже есть в нашей жизни.